<<
>>

2.12. Орфоэпические нормы в области гласных

При формулировании основных норм в области гласных и согласных звуков базовым берется нейтральный стиль речи.

I. Гласные звуки под ударением.

1. На месте букв а и я под ударением произносится гласный [а]: поляна – по[л’а’]на, лопата – ло[па’]та.

В данном случае необходимо выделить глагол запрячь (перепрячь, распрячь, подпрячь ). Он в образцовой речи произносится: запречь – зап[рэ ]чь, а в прошедшем времени: запрег – зап[ро ]г.

2. Гласный [э] звучит под ударением на месте букв э и е : эра – [э ]ра, женщина – [жэ ]нщина.

3. Под ударением на месте букв о и е произносится гласный [о]: рев – [ро ]в; вор – в[о ]р.?

4. В живой разговорной речи часто встречаются подмены ударного [э] звуком [о], что недопустимо. Такого рода ошибки часты в следующих словах: атле т, афе ра, блеф, бытие (но житье-бытье ), всплеск, гололе дица (но гололед ), гренаде р, двух-трех-пятидне вный (но дневка ), зе в, иноплеме нник (и иноплеме нный, но разноплеменный ), ле ска, опе ка (и подопе чный ), осе длость (и оседлый ), переде ржка, прее мник, скле п, сле жка, совреме нник (и совреме нный, совреме нность ), хребе т, шеде вр; леме шный, местоиме нный, недоуме нный (и недоуме нно ), отве рстый, попере чный, равнобе дренный, смяте нный, ячме нный; избег (прош. вр. глагола избегнуть ), пригре зиться (но гре зы ), се к (прош. вр. глагола се чь ; то же в прош. вр. глаголов отче чь, подсе чь, рассе чь, усе чь, вы сечь ).

5. Сложности возникают при выборе ударных [э], [о] в сложных словах. В основном сложные слова произносятся с одним ударением, обычно находящимся ближе к концу слова. Поэтому первое слово, входящее в состав сложного, утрачивает самостоятельное ударение, артикуляция ударного гласного в нем ослабляется, и качество гласного меняется – вместо [о] звучит редуцированный. Например: всеобъе’млющий (ср.: человек всеобъемлющих знаний – человек, все объемлющий своим взором ); зернобобовый (ср.: зерна – бобы ); если же это слово многосложное и имеет побочное ударение, то [о] сохраняется в составе сложного слова: черносмородиновое (варенье), хотя в более коротких словах первая часть черно– произносится с редуцированным [э]: чернозем, черносли в .

Сохраняется [о] и в составе числительных трех-, четырех– , входящих в сложные слова: трехступенчатый, четырехэтажный .

6. В некоторых словах происходит подмена ударного [о] на [э]: безнадежный, блеклый, издевка, наемник, околесица, осетр, ременный, решетчатый, сметка, тенета и др.

7. Необходимо обращать внимание на некоторые причастные формы, различающиеся ударным гласным и имеющие разные значения: исте кший (год) – истекший (кровью), оглаше нный (кричит как оглашенный) – оглашенный (приказ).

8. Гласный [ы] звучит после [ж, ш, ц] на месте буквы и : [жы ]вность, [шы ]шка, [цы ]фра.

II. Гласные звуки без ударения.

1. Как уже говорилось ранее, в основу русского литературного произношения лег акающий московский говор. Еще М.В. Ломоносов считал аканье одной из привлекательных черт живого произношения и говорил: «Выговор буквы о без ударения, как а , много приятнее».

По нормам современного литературного произношения звук [а] произносится на месте букв а и о в первом предударном слоге после твердых согласных: роса’ – [ра]са , балет – б[а]ле т. В отличие от [а] ударного этот звук более краток, по длительности менее артикулированный.

2. В других безударных слогах [а] и [о] редуцируются, т. е произносятся с меньшей отчетливостью, чем под ударением, и с меньшей полнотой голоса. В этих случаях на месте а и о слышится неясный звук, средний между [ы] и [а]. Он обозначается знаком [ъ]: ла’па – ла [пъ], голова [гъла]ва , ра дость – [ра дъ]сть.

3. В начале же слова безударные [а] и [о] произносятся как [а]: алфави т – [а]лфави т; опе ка – [а]пе ка. Хотя в потоке речи, когда практически нет пауз перед словами, начинающимися с [а] и [о], вместо этих гласных появляется редуцированный звук [ъ]: в областях – [в-ъ]бластях; в арбузах – [в-ъ]рбу зах.

4. В предударных слогах на месте сочетаний аа, ао, оа, оо произносится долгий гласный [а]: заострить, за аптеку, про антракт, на окне, вообще – [а ].

5. В первом предударном слоге после твердых шипящих [ж] и [ш] гласный [а] произносится в соответствии с написанием, т.е.

как [а]: жара – [жа]ра ; шалун – [ша]лу н. Есть случаи (перед мягким согласным), когда в первом предударном слоге после [ж, ш, ц] вместо [а] рекомендуется произносить звук, средний между [ы] и [э] (обозначается [ыэ]). Например: жалеть – [жыэ]леть, к сожалению – к со[жыэ]ле’нию, формы косвенных падежей слова лошадь – ло[шыэ]дей, а также формы косвенных падежей числительных с элементом -дцать – двад[цыэ]ти, трид[цыэ]ти и т.д.

В других безударных слогах после шипящих и [ц] произносится вместо [а] редуцированный [ъ]: жалюзи – [жъ]люзи , крыша – кры [шъ], цареградский – [цъ]регра дский.

6. В первом предударном слоге на месте буквы а после мягких шипящих [ч] и [щ] произносится звук, близкий к [и] ([иэ]): часы – [ч’иэ]сы , щавель – [щ’иэ]ве ль. Произношение же в этих случаях отчетливого [и] устарело; произношение [ш’а]ве ль, [ч’а]сы диалектное и в литературном языке недопустимо. В остальных случаях в безударных слогах на месте а произносится редуцированный звук, напоминающий краткий [и] (обозначается [ь]): часовщик – [ч’ь]совщи к, щавелен – [ш’ь]веле н.

7. На месте буквы е после [ж, ш, ц] в первом предударном слоге произносится звук, средний между [ы] и [э] ([ыэ]): жена – [жыэ]на , шептать – [шыэ]птать, цена – [цыэ]на . Нужно помнить, что в этих случаях нельзя произносить [ы]: [жы]на , [шы]пта ть, [цы]на . В других безударных слогах на месте е произносится редуцированный звук ([ъ]): жестяной – [жъ]стяной, шерстяной – [шъ]рстяной, выше – вы [шъ], целиком – [цъ]лико м.

8. В первом предударном слоге после мягких согласных на месте букв е и я произносится [иэ]: ведро – [в’иэ]дро , пяти – [п’иэ]ти . Диалектным в данном случае будет считать отчетливое произношение [и].

В остальных же предударных слогах и в слогах заударных произносится редуцированный звук [ь]: пятачок – [п’ь]тачо к. Но в безударных окончаниях на месте я произносится звук [ъ]: моря – мо [р’ъ], бремя – бре [м’ъ], песнями – пе с[н’ъм’и], лисья – ли [с’ъ]. Особое внимание следует уделить произношению приставки пере– в том случае, когда второе е приставки оказывается во втором предударном слоге. Тогда второй гласный приставки в результате сильной редукции иногда неправомерно утрачивается, вследствие чего возникает при произношении просторечное слово: переменить – пе[рм]ени ть, пересадить – пе[рс]ади ть. На его месте должен звучать редуцированный ([ь]): [п’ьр’ь]менить, [п’ьр’ь]сади ть.

9. Отличие произношения гласных [и, у, ы] в безударных слогах от произношения в ударных незначительно. Гласные эти в безударных слогах произносятся несколько более ослабленно, но качественно не изменяются: лиса – [л’и]са, кызыл – [кы]зы л, бурундук – [буру]нду к.

Если в потоке речи буква и сливается с предшествующим словом на твердый согласный, то произносится гласный [ы]: жизнь в изгнании – жизнь в[ы]згна’нии.

Если в сложном слове первая часть оканчивается на твердый согласный, а вторая начинается с [и], тоже звучит [ы]: пединститут – пед[ы]нститут. И после [ж, ш, ц] на месте и во всех положениях произносится [ы]: жираф – [жы]раф, машина – ма[шы ]на, акация – ака[цы]я. Если же в словах жизнь, казнь появляется гласный [и] между двумя согласными (жи[з’и]нь), то слова приобретают характер просторечия.

<< | >>
Источник: Л.Я. Лачимова, Т.И. Гусева, Е.В. Бегаева, А.А. Янсюкевич. Современный русский язык. Практическое пособие»: Экзамен; Москва; 2005. 2005

Еще по теме 2.12. Орфоэпические нормы в области гласных:

  1. 2.12. Орфоэпические нормы в области гласных
  2. 2.19. Ударение как орфоэпическая норма
  3. §17. Орфоэпические нормы современного русского языка
  4. План практического занятия по теме «Орфоэпические нормы современного русского языка»
  5. Тема 22. «Орфоэпические нормы современного русского языка»
  6. Орфоэпические нормы
  7. Модуль 2. «Орфоэпия
  8. Вопросы к зачетам и экзаменам по разделам дисциплины «Современный русский язык» Демонстрационные варианты экзаменационных билетов Раздел «Фонетика»
  9. Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского литературного произношения
  10. 4. Орфоэпическая норма русского языка, ее динамика и проблемы кодификации
  11. 12. орфоэпические нормы в разных подсистемах. Орфоэпический словарь русского языка.
  12. Орфоэпические нормы. Основные трудности в произношение согласных
  13. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ИЗУЧАЕМЫМ РАЗДЕЛАМ КУРСА
  14. Орфоэпические нормы в области гласных