ФОНЕТИЧЕСКИЙ звуко-буквенный разбор слов онлайн
 <<
>>

1.2. Функции картин мира

Мировидение имеет две базисные функции – интерпретативную и регулятивную. Эти же функции выполняет и КМ, способствуя тесной связи и единству знания и поведения людей в обществе.

Она подкрепляет это единство тенденцией к унификации плюралистических образов реальности, стремлением к монистическому видению действительности [Постовалова 1988: 25].

КМ формирует тип отношения человека к миру – природе, другим людям, самому себе как члену этого мира, задает нормы поведения человека в мире, определяет его отношение к жизненному пространству. Модель мира служит «программой поведения для личности и коллектива», определяя набор операций, применяемых человеком для воздействия на мир, правила их использования в деятельности и их мотивировку [Иванов, Топоров 1965: 7]. Составляя основание человеческого знания, поведения, типа хозяйствования, образа жизни человека, КМ способствует тому, чтобы эти элементы человеческой жизнедеятельности были организованы единообразно, в едином стиле, в котором находит своё отражение единство миропонимания человека и жизненного устройства, соответствующего этому миропониманию. «Чтобы понять жизнь, поведение и культуру людей средних веков, важно было бы попытаться восстановить присущие им представления и ценности. Нужно выявить «привычки сознания» этих людей, способ, которым они оценивали действительность, приемы их видения мира» [Гуревич 1972: 15]. Следуя закону «отрицания отрицания», КМ содержит в себе зерно развития: с появлением новых знаний в обществе она подвергается изменениям.

Всякая КМ эвристична и антиэвристична одновременно. С эвристической функцией КМ связываются её интерпретационная «оптическая» сила и широта, с антиэвристической – её ограниченность, неспособность включать в свой «угол зрения» определенные явления мира. Человек просто не замечает того, что находится вне его представлений о мире. Эти незамеченные явления попадают в орбиту человеческого внимания при смене фундаментальных картин мира.

Антиэвристичность картины мира – стимул к её модификации [Постовалова 1988: 29].

Наиболее полный набор атрибутивных характеристик КМ выделен В.П. Постоваловой: 1) космологическая ориентированность при одновременной антропоморфичности. Возможно ли человеку выйти из своей формы и увидеть мир как он есть? Демокрит считал, что ощущаемые качества вещей возникают из соединения атомов лишь для воспринимающих и не являются таковыми по природе вещей; 2) при развертывании своего содержания КМ во многом опирается на принцип ценностной ориентированности, который выступает в ней как главный принцип иерархизации предметов (ср. диспропорциональность детских рисунков, где важное изображено крупным планом и рельефнее); 3) человек пребывает в определенной КМ, но во всех деталях не знает её и часто даже не догадывается о её организующей силе; 4) КМ представляет собой диалектическое единство статики и динамики; 5) КМ есть органическое единство творческого и репродуктивного начал. Человеческий опыт конечен, а мир, образ которого формируется у человека, бесконечен; 6) КМ не представляет собой законченного образа мира, она обладает подвижностью и поливалентностью; 7) картине мира свойственна лакунарность; 8) плотность изображения в ней не должна превышать человеческие возможности восприятия;

9) что касается гомогенности изображения, КМ могут быть подобны картинам, построенным в соответствии с принципами прямой или обратной перспективы, где на одной плоскости изображаются события, воспринимаемые из одной точки смотрящим, и картинам, где на одной плоскости предстают изображения из разных времен и из разных мест; 10) наглядность и картинность образов КМ связана с тем, что более 90% информации человек получает через зрительные ощущения и живое созерцание. Важно не только схватить форму вещи, но и передать ритмику; 11) КМ можно сравнивать по признаку их рефлексивной проработанности и объективной достоверности для их носителей. Наиболее несомненны мифопоэтические КМ; 12) КМ различаются по своей содержательной глубине [Постовалова 1988: 50–55].

Объективирование знаний может осуществляться в трех формах: 1) в виде стихийной естественной рационализации в естественном языке и другого рода «текстах»; 2) в виде систематической теоретической рационализации в философии, науке и т.д.; 3) в виде метаописания путем метамоделирования КМ по результатам первичной (в языке) и вторичной (в философии, в науке и т.д.) рационализации. Первая форма тесно связана с обыденным сознанием, вторая – с теоретическим сознанием и самосознанием, третья – с философско-методологической рефлексией как особой разновидностью деятельности самосознания.

Всё экзистенциальное богатство форм КМ заключается между двумя полюсами: необъективированные формы бытия идеального, к которому относится и КМ, как глобальный субъективный образ объективного мира, зарождаются и существуют в сознании человека и в более глубинных слоях его психики, скрытых от его самонаблюдения. К таким слоям относятся области подсознания (бессознательного) и сверхсознания.

Разделение сознания на личное, общественное и обыденно-теоретическое наряду с другими противопоставлениями – бытие / сознание, сознание / самосознание, культура / природа, деятельность / знание, необъективированная форма существования / объективированная – может выступать в роли особого параметра для рассмотрения КМ в рамках жизнедеятельности человека.

<< | >>
Источник: Васильева Светлана Петровна. Русская топонимия Приенисейской Сибири: картина мира. Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. Красноярск - 2006. 2006

Еще по теме 1.2. Функции картин мира:

  1. СИМВОЛИКА КАРТИНЫ МИРА И ПРОБЛЕМА ПРОСТРАНСТВА
  2.   Научная революция XVII в. Проблемы метода, структуры научного познания. Научная картина мира
  3. СОВРЕМЕННАЯ НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА
  4. ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРИ В ЕЕ РАЗВИТИИ
  5. Механическая картина мира
  6. ФИЛОСОФИЯ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА
  7. Философия механистической картины мира
  8. 1 ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА
  9. 10 7 ПРИНЦИП ГЛОБАЛЬНОГО ЭВОЛЮЦИОНИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ КАРТИНЕ МИРА
  10. НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА
  11. Раздел третий. Философская картина мира
  12. Основной источник динамического моделирования языка как системы и языковой картины мира: традиции изучения
  13. 1.1. Картина мира как феномен отражения действительности