<<
>>

§ 13. Интонационные единицы речи.

Вопросы:

1. Каковы основные интонационные единицы речи.

2. Что такое фонетическое слово?

3. Что такое синтагма и синтагматическое ударение?

4. Что представляет собой предложение, как интонационная единица? Что такое фразовое ударение?

5.

Какие типы предложений по интонации существуют?

Интонационными единицами речи являются: фонетическое слово, синтагма и предложение (фраза).

Фонетическое слово – это отрезок звучащей речи, объединенный одним словесным ударением. Фонетическое слово может состоять из одного или более слов. Предлоги и союзы (проклитики), а также частицы (энклитики), не имея самостоятельного словесного ударения, примыкают к полнозначному слову, образуя с ним одно акцентное целое – фонетическое слово, например: на столе, в комнате, поеду ли, скажи-ка.

Обычно фонетическое слово входит в состав более крупной интонационной единицы. В качестве самостоятельной интонационной единицы фонетическое слово выступает лишь в том случае, если оно составляет отдельную синтагму или предложение, например: Здравствуй, / пестрая осинка, / ранней осени краса. Тишина.

Интонирование фонетического слова зависит от своеобразия русского словесного ударения и от своеобразия ритмики русского слова: от места словесного ударения в слове и количества слогов (предударных и заударных). Предударные слоги произносятся с постепенным увеличением силы и длительности звучания, они являются как бы ступеньками повышения тона голоса в направлении к ударному слогу, как вершине. Ударный слог произносится с наибольшей силой и более высоким тоном голоса. Для заударных слогов характерно ослабление силы, сокращение длительности или ровное нисходящее движение тона. Сравните: окно′ - о′кна, весна′ - ве′сны, го′род – города′, у′мный – умне′е.

Интонирование слова зависит также от места слова в предложении.

Так, например, в начале повествовательного предложения ударный гласный является более высоким и произносится на восходящем тоне, в конце – более низким и произносится на нисходящем тоне. Сравните: Весной/ я всегда приглядываюсь к черемухе.

Я всегда приглядываюсь к черемухе/ весной.

Упражнение 135.

Слушайте следующие слова и звучание их ритмических моделей.

Зеле'ный, зе'лен, зелена', зе'лено; кра'сный, кра'сен, красна', кра'сно; дале'кий, далеко'; бе'лый, бела', бело', белы'м – бело'.

Упражнение 136.

Прослушайте текст. Расставьте словесные ударения. Обратите внимание на фонетические слова, в составе которых есть проклитики. Прочитайте текст вслух.

Точно из далекого детства кто-то взглянул на меня голубыми глазами – с такою радостной силой почувствовал я тонкую красоту нашей природы. Лиловая дымка накрывала луга и поля. Голосами певчих птиц звенели зеленые перелески. Широко расстилались луга, посыпанные цветами. По закрайкам дороги по-прежнему цвела медуница, а в ее пышных медово-желтых соцветиях недвижно дремали осыпанные цветочной пылью жуки–бронзовки. Пронизывая воздух, над головой звенели пчелы, напряженная деловитость чувствовалась в их полете… Вдыхая медовые запахи трав, я проходил тропинками, по плечи утопая в налившихся, нежно-зеленых хлебах. (И. Соколов-Микитов.)

Комментарии к тексту:

Закрайки дороги – края дороги; медуница – травянистое растение с мелкими душистыми цветками; соцветие – совокупность цветков, собранных в виде кисти, зонтика.

Упражнение 137.

Прочитайте пословицы и поговорки, следя за слитным произношением проклитиков и энклитиков. Укажите количество фонетических слов.

У'м хорошо', а два' лу'чше. Терпе'ние и тру'д все' перетру'т. Ни слу'ху ни ду'ху. Ни туда' ни сюда'. Все' сча'стье земли' – за трудо'м. Де'ло верши', да не спеши'. Для ро'дины свое'й ни си'л, ни жи'зни не жале'й.

Синтагма. Синтагма (речевой текст) – это группа слов (или одно слово), объединенных общей интонацией и значением (Синтагма, состоящая из одного слова, отличается от слова в предложении особым синтагматическим ударением и значительной речевой паузой, отделяющей ее от другой синтагмы).

Единство синтагмы и ее границы оформляются различными интонационными средствами: паузой, смысловым ударением, мелодикой, темпом. Чаще всего одна синтагма отделяется от другой с помощью паузы. Для синтагмы характерна интонация незаконченности. Например:

На берегу пустынных волн/ стоял он/, дум великих полон/, и вдаль глядел. (А.Пушкин)

Членение фразы на синтагмы обусловлено смыслом, значением, которое вкладывает в высказывание говорящий. Наличие оттенков значения отражается на допустимых колебаниях в членении речевого потока. Так, возможны следующие варианты членения фразы на речевые такты:

На другой день весть о пожаре/ разлетелась по всему околотку; (А. Пушкин);

На другой день/ весть о пожаре/ разлетелась по всему околотку;

На другой день/ весть о пожаре/ разлетелась/ по всему околотку;

Однако это не означает, что фразу на такты можно разбивать как угодно. Неправильное синтагматическое членение искажает смысл высказывания или делает его бессмысленным. Например: Шибанов молчал из пронзенной ноги / кровь алым струилась потоком. – Шибанов молчал,/ из пронзенной ноги кровь алым струилась потоком. (А.Толстой)

Членение фразы на такты необходимо, потому что оно заставляет анализировать фразы, вникать в их смысл. Без этого невозможно правильно произнести фразу.

Упражнение 138.

В предложениях выделите синтагмы. Укажите возможные варианты членения, с какими различными значениями связано различие в членении?

1.Очень огорчили ее слова отца. 2. Как удивили его слова брата. 3. На вопрос ваш товарищ не ответил. 4. Дочь послала стихи его другу.

Упражнение 139.

Прочитайте предложения, соблюдая границы синтагм.

Я не помню утра/ более голубого и свежего! Солнце едва выказалось из-за вершин,/ и слияние первой теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи/ наводило на все чувства какое-то сладкое томленье;/ в ущелье/ не проникал еще радостный луч молодого дня;/ он золотил только верхи утесов,/ висящих с обеих сторон над ними.

(М.Лермонтов)

Упражнение 140.

Прочитайте текст, обозначая интонацией границы между синтагмами. Укажите случаи расхождения между членением текста на основе знаков препинания и синтагматическим членением.

Как упоителен,/ как роскошен/ летний день в Малороссии! Как томительно жарки те часы,/ когда полдень блещет в тишине и зное/ и голубой, неизмеримый океан/ сладострастным куполом нагнувшийся над землею,/ кажется, заснул,/ весь, потонувши в неге,/ обнимая и сжимая прекрасную/ в воздушных объятиях своих!/ На нем ни облака./ В поле ни речи./ Все как будто умерло;/ вверху только,/ в небесной глубине,/ дрожит жаворонок,/ и серебряные песни/ летят по воздушным степям на влюбленную землю,/ да изредка крик чайки/ или звонкий голос перепела/ отдается в степи./ Лениво и бездумно,/ будто гуляющие без цели,/ стоят подоблачные дубы,/ и ослепительные удары солнечных лучей зажигают целые живописные массы листьев,/ накидывая на другие/ темную, как ночь, тень,/ по которой только при сильном ветре прыщет золото./ Изумруды, топазы, яхонты эфирных насекомых/ сыплются над пестрыми огородами,/ осеняемыми статными подсолнечниками./ Серые стога сена/ и золотые снопы хлеба/ располагаются в поле/ и кочуют по его неизмеримости./ Нагнувшись от тяжести плодов/, широкие ветви черешен, слив, яблонь, груш;/ небо,/ его чистое зеркало – река/ в зеленых, гордо поднятых рамках…/ как полно сладострастия и неги/ малороссийское лето!

(Н. Гоголь)

Комментарии к тексту:

Малороссия – Украина; нега – состояние наслаждения, блаженства; чайка, перепел – птицы; прыскать – внезапно прорываться; изумруды, яхонты, топазы – драгоценные камни; эфирный – необычайно легкий, воздушный; осеняемые (от осенять) – заслоняемые; статный – стройный.

Синтагматическое ударение. Синтагматическое ударение наслаивается на обычное словесное ударение последнего слова синтагмы и усиливает его. Таким образом, синтагматическое ударение – это усиленное словесное ударение. Слово, выделяемое синтагматическим ударением, не является более важным в смысловом отношении. Например: Лизаве'та Ива"новна/ сиде'ла в сво'ей ко"мнате,/ еще' в ба'льном свое'м наря"де,/ погруже'нная в глубо'кие размышле"ния. (А.Пушкин) (синтагматическое ударение помечено знаком (").) Функция синтагматического ударения заключается в фонетическом объединении нескольких слов в синтагму.

Синтагматическое ударение может перемещаться и на другие слова синтагмы, стоящие как в ее начале, так и в середине. Такие ударения выделяют слова, важные по смыслу или эмоционально-экспрессивной окраске. При восприятии устной речи они особенно заметны на слух, так как обозначаются в произношении не только длительностью, но и повышением или понижением тона голоса: Грачи улете'ли. Грачи" улетели. Место синтагматического ударения подсказывается контекстом.

Упражнение 141.

Расчлените предложения на синтагмы. Обратите внимание, всегда ли границы синтагм совпадают со знаками препинания. Расставьте словесные и синтагматические ударения. Обратите внимание на неконечные позиции синтагматического ударения.

Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные куполами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею.

(М. Лермонтов)

Упражнение 142.

Прочитайте предложения, учитывая деление на синтагмы и синтагматические ударения. Укажите и объясните неконечные позиции ударений.

1. Культу"рные растения/ изнежены уходом челове"ка/ и без его забо"ты/ погибают. Ди"кие же растения/ чрезвычайно выно"сливы/ и быстро размножа"ются. (Н. Александрова) 2. Все счастливые семьи/ похо"жи друг на друга,/ каждая несчастли"вая семья/ несчастлива по-сво"ему. (Л.Толстой) 3. И пусть у гробового вхо"да/ Младая будет жи"знь играть/ и равнодушная приро"да/ Красою вечною сиять. (А.Пушкин) 4. Увы, / он сча"стия не ищет/ и не от сча"стия бежит/. (М.Лермонтов.)

(Справочный материал I. 9. с. 204)

Мелодика синтагмы. Каждая синтагма характеризуется единой мелодической линией. На конце внутренней (неконечной) синтагмы происходит повышение тона, а в конце конечной (повествовательной) синтагмы будет понижение тона.

Например, в предложении: Большая черная соба"ка/ бегала по" двору,/ беспрестанно лая на все"х, две синтагмы (внутренние) произносятся с повышением тона на последнем ударном слове, третья синтагма (конечная) произносится с постепенным снижением тона на всех ударных слогах и резким его падением на последнем слоге.

Ровным тоном произносятся вводные слова и предложения, а также обращение, стоящее в середине или в конце предложения, например: Вы,/ по-ви"димому,/ очень огорчены". Я очень уста"л,/ по пра"вде говоря, / после / рабочего дня".

Темп синтагмы, как и общий темп речи, зависит от эмоционального состояния говорящего и стиля произношения. В письменной фиксации скорость произнесения зависит от величины синтагмы: большие синтагмы произносятся быстрее, короткие – медленнее. Поэтому наиболее важные по смыслу слова располагаются в небольшой синтагме. Быстрый темп говорит о меньшей значительности, второстепенности синтагмы, например: Слова лились,/ как будто их рождала/ Не память рабская,/ но с е р д ц е. (А.Пушкин) (ускорение обозначено курсивом, замедление – разрядкой.)

Упражнение 143.

Прослушайте предложения. Сравните интонацию внутренних (неконечных) синтагм повествовательного предложения и вопросительных предложений. Обратите внимание на их мелодическое сходство.

1. Владимир Иванович/ выступит на конференции.

2. К Владимиру Ивановичу/ приходили родственники.

3. Из-за плохой погоды/ рейс отменили.

4. В среду утром/ рейс отменили.

5. В концертном зале/ было много народу.

Кто? Владимир Иванович?

К кому? К Владимиру Ивановичу?

Почему? Из-за плохой погоды?

Когда? В среду утром?

Где? В концертном зале?

Упражнение 144.

Сравните мелодику вводных слов и обращений в следующих примерах.

Одаренные студенты,/ вероятно,/ выступят с докладами.

Одаренные студенты выступят с докладами,/ вероятно.

Мы сейчас заслушаем доклады,/ дорогие друзья.

Мы,/ дорогие друзья,/ сейчас заслушаем доклады.

Предложение. Предложение (фраза) – наибольшая речевая единица. Оно представляет собой высказывание, относительно законченное по смыслу, объединенное общей интонацией и отделенное от другого высказывания большой паузой (//). Указателями конца предложения наряду с паузой являются спад тона и фразовое ударение.

Фразовое ударение – это усиление словесного ударения на самом важном в предложении (фразе) слове. Если предложение состоит из одной синтагмы, фразовое ударение совпадает с синтагматическим, например: Стало хо"'лодно.// (знак ("') – знак фразового ударения).Если предложение состоит из нескольких синтагм, фразовое ударение совпадает с последним синтагматическим ударением. Как правило, фразовое ударение падает на последнее слово предложения, например: Современные ру"сский,/ англи"йский,/ францу"зский и други"е языки/ – потомки дре"внего,/ некогда существова"вшего/ индоевропейского праязыка'".//

Однако фразовое ударение, как и синтагматическое, может перемещаться на другие слова, наиболее важные по смыслу.

Неконечное фразовое (и синтагматическое) ударение отмечается от простого словесного не только большей длительностью, но и большей силой, громкостью и более высоким тоном голоса. Такое фразовое ударение называют логическим.

Упражнение 145.

Расчлените на фразы и синтагмы следующий текст. После этого перепишите текст с необходимыми знаками препинания. Какие варианты членения возможны?

Мы идем по скользкой дороге уже два часа тяжело льет дождь кругом кусты в каплях промокли насквозь но скоро конец пути осталось немного.

Упражнение 146.

Прочитайте. Расчлените на фразы и синтагмы. Расставьте фразовые и синтагматические ударения. Найдите случаи, когда фраза и синтагма совпадают.

И вся эта ночь слилась в какую-то волшебную, чарующую сказку. Взошел месяц. Его сияние причудливо, пестро и таинственно расцветило лес, легло среди мрака неровными иссиня-бледными пятнами на корявые стволы, на изогнутые сучья, на мягкий, как плюшевый ковер, мох. Тонкие стволы берез белели резко и отчетливо, а на их редкую листву, казалось, были наброшены серебристые, прозрачные, газовые покровы…

(По А.Куприну)

Упражнение 147.

Прочитайте. Сравните варианты одного и того же предложения с разным членением на синтагмы.

Надо учиться/ работать/ и отдыхать//

Надо учиться работать/ и отдыхать//

Надо учиться работать и отдыхать//

Типы предложений по интонации. В русском языке множество типов интонации. Из них особенно выделяются интонация повествования, вопроса и восклицания. В соответствии с этим выделяют три типа предложений: повествовательные, вопросительные, восклицательные.

Повествовательные предложения характеризуются повышением тона на ударном слоге одного из членов предложения и нисходящим тоном к концу предложения. Часть предложения, которая находится за интонационно высоким центром, произносится более низким тоном, чем начало предложения, и выражает завершенность сообщения. Понижение и ослабление тона в конце предложения – характерная интонационная особенность русского языка.

Вопросительные предложения характеризуются резким повышением тона голоса на ударном слоге того слова, в котором заключен смысл вопроса, а затем его падением. В предложении часто используются специальные лексические и грамматические способы выражения вопросительности (вопросительные местоимения, наречия, частицы, особый порядок слов (инверсия)). При наличии этих примет вопросительности вопросительная интонация ослаблена, например: Кто же сердце"' порадует? Кто его успокоит, мой друг? (С.Есенин). При отсутствии грамматических признаков интонация становится основным средством выражения вопросительности и особенно заметна, например: Это ваш знакомый? Он тебя знает?

Восклицательные предложения характеризуются усилением фразового ударения и значительным повышением тона. Основным средством выражения эмоций является интонация. Кроме интонации эмоциональный характер предложения подчеркивается использованием междометий (ах, ой, боже мой, и др.), эмоционально - усилительных частиц (какой, такой, сколько, столько, где, куда и т. п.), омонимичных вопросительным местоимениям и наречиям, например: Как хороши, как свежи были розы в моем саду! Как взор прельщали мой! (И.Мятлев) Какая ночь! На всем какая нега! (А.Фет)

(Справочный материал I. 10. с. 205)

Упражнение 148.

Прослушайте предложения, обращая внимание на ослабление или усиление интонации вопросительности в зависимости от наличия или отсутствия в них специфических примет вопросительности. Укажите эти приметы. Прочитайте, соблюдая нужную интонацию.

1. Ты не пойдешь домой? Разве ты не пойдешь домой? Пойдешь ли ты домой? Когда ты идешь домой? Пойдешь ты домой? 2. Желанья… Что пользы напрасно и вечно желать? (М. Лермонтов) 3. Кто не знает волшебной музыки Чайковского? 4. Кого ж любить? Кому верить? (А.Пушкин) 5. Что же мне делать? Разве я виновата? (Н.Островский) 6. Придет ли час моей свободы? (А.Пушкин) 7. Где прежний жар и слезы вдохновения? (А.Пушкин)

Упражнение 149.

Преобразуйте данные повествовательные предложения в вопросительные и восклицательные. Сравните изменение тона в них.

Наступила июньская ночь. Гаснут последние огни. Деревня засыпает. Тишина. Слышен далекий лай собак. Где-то поют девушки. Из-за рощи поднимается луна. Соловей запел. Ночь ожила.

Упражнение 150.

Спишите, ставя в конце предложения точку, вопросительный или восклицательный знак. Прочитайте с соответствующей интонацией.

Гроза.

Но что это Ветер внезапно налетел и промчался Воздух дрогнул кругом Уж не гром ли Что за темная полоска на небосклоне Не туча ли надвигается Но вот слабо сверкнула молния… Э, да это же гроза Кругом еще ярко светит солнце… Но туча растет Скорей Вон, кажется, виднеется сенной сарай…Вы добежали каков дождик Каковы молнии Но вот солнце опять заиграло Гроза прошла Вы выходите Как весело сверкает все кругом, как воздух свеж.

(По И. Тургеневу)

<< | >>
Источник: Дмитрусенко Н.Е., Плешакова С.В.. Практический курс русского языка Ч. I. Учебник для студентов педагогических высших учебных заведений по специальности: «Родной язык и литература» (Н.Е. Дмитрусенко, С.В. Плешакова – Ташкент,2002). 2002

Еще по теме § 13. Интонационные единицы речи.:

  1.   § 2. Устная и письменная формы речи Общая характеристика форм речи   
  2.   Письменная речь
  3. 51. Фонетические единицы русского языка
  4. 240. Словосочетание и предложение как основные синтаксические единицы
  5. Вопрос о составе синтаксических единиц
  6. Принципы русской пунктуации: смысловой, грамматический и интонационный. Их иерархия и взаимодействие.
  7. § 7. КЛАССИФИКАЦИЯ СУПЕРСЕГМЕНТНЫХ ЕДИНИЦ
  8. РАЗВИТИЕ УЧЕНИЯ О ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ В СОВЕТСКУЮ ЭПОХУ
  9. 51. Фонетические единицы русского языка
  10. 240. Словосочетание и предложение как основные синтаксические единицы
  11. § 13. Интонационные единицы речи.