<<
>>

§ 14. Стили произношения.

Вопросы:

1. Какие стили произношения существуют?

2. Каковы особенности разговорного стиля произношения?

3. Каковы особенности книжного стиля произношения?

4. Чем определяется характер звучания речи?

Литературная устная речь по характеру произношения звуков в словах бывает книжного (полного) стиля и разговорного (неполного) стиля.

Типичные речевые жанры, в которых звучит неполное произношение: дружеская беседа, непринужденный разговор, рассказ для нескольких слушателей об увиденном или пережитом, обмен репликами «на ходу» (приветствия, прощания, вопросы, просьбы) и т. д.

Отличительные особенности разговорного (неполного) произносительного стиля: количественное и качественное изменение безударных слогов, вплоть до полного исчезновения безударных гласных (фил(о)логический, ин(и)циатива, торжеств(е)нный), ослабление и выпадение согласных ((в)стретить, ни[ч’]о, бу(д)ит), деформация или выпадение участков текста (прилага[т’н]ые, государ[cн]ый, здра[с’т’]ь)

В отличие от разговорного книжный (полный) стиль произношения характеризуется отчетливым произношением безударных слогов, отсутствием выпадения звуков и их сочетаний, т.к. говорящему очень важно, чтобы его речь была максимально понятной для всех.

Характер звучания речи определяется следующими показателями:

1. дикцией;

2. высотой тона;

3. силой голоса;

4. темпом речи;

5. тембром голоса.

Дикция. Дикция – степень отчетливости в произношении слов и слогов в речи.

Имеется определенная связь между стилями произношения и качеством дикции: в разговорном стиле произношения наблюдается неотчетливая, небрежная дикция, а в книжном произношении – отчетливое, ясное произнесение, хорошая дикция.

Четкая дикция зависит от правильного положения органов речи (языка, губ, мышц нижней челюсти) и слаженной их работы.

Упражнение 151.

Поупражняйтесь в произношении с четкой дикцией.

1. Всех скороговорок не переговоришь. Водовоз вез воду из водопровода. Наш Полкан попал в капкан. Архип осип, Осип охрип. Везет Сеньку Санька с Сонькой на санках. Санки сбили Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб: все в сугроб. Ткач ткёт ткань. У пеньков опять пять опят. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу от груза арбузов развалился кузов.

2. В начале года Закружится.

Нынче – то – То стелется,

Погода половинчата: То колется

То лужица завьюжится, Метелица

То стужица В околице.

(А. Недогонов)

3. Щука в озере жила,

Червяка с крючка сняла,

Наварила щука щей, пригласила трех ершей.

Говорили всем ерши:

- Щи у щуки хороши.

(В. Мусатов)

Высота тона. Высота тона, т. е. произношение на определенной ноте отдельных слогов в словах, зависит от степени напряженности голосовых связок.

Упражнение 152.

Поупражняйтесь в модуляциях своего голоса по высоте тона.

а) Произнесите пары слов - предложений с повествовательной и вопросительной интонацией (повторяйте каждую пару несколько раз, прислушивайтесь к работе ваших голосовых связок)

Там. Там? Вот. Вот? Здесь. Здесь? Сегодня. Сегодня? Далеко. Далеко? Тут. Тут? Ты. Ты? Наш. Наш? Он. Он? Едет. Едет? Идут. Идут? Разыщут? Разыщут.

б) Произнесите предложения с логическим ударением на слове Надя, следя за тем, как постепенно повышается ваш голос на ударном звуке а в слове Надя (высота тона условно отмечена цифрами 1, 2, 3, 4, 5).

1. – Надя пришла

2. – Кто пришел?

3. – Надя пришла?

4. – Кто же пришел? – Да Надя же!

5. – Надя! Да ты ли это?

Сила голоса (интенсивность) зависит от количества воздуха, выдыхаемого из легких и проходящего через напряженные голосовые связки. Сила голоса может меняться в зависимости от речевой ситуации и эмоционального состояния говорящего. Уверенность в своей правоте, чувство испуга, радости обычно выражается сильным голосом, а неуверенность, горестные чувства – слабым.

Упражнение 153.

Потренируйтесь в модуляциях своего голоса по силе.

а) Прочитайте отрывок из стихотворения следующим образом: 1)так, чтобы вас слышал сидящий рядом с вами товарищ; 2) так, чтобы слышал вас товарищ, сидящий на расстоянии одного метра; 3) так, чтобы вас слышали все, присутствующие в комнате; 4) так, чтобы вас слышали в следующей комнате.

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

(А.Пушкин)

б) Прочитайте отрывок из стихотворения с соответствующей ему силой голоса.

Я пережил свои желанья,

Я разлюбил свои мечты,

Остались мне одни

страданья,

Плоды сердечной пустоты.

Под бурями судьбы

жестокой

Увял цветущий мой

венец –

Живу печальный, одинокий,

И жду: придет ли мой

конец?

Так, поздним хладом пораженный,

Как бури слышен зимний свист,

Один – на ветке обнаженной

Трепещет запоздалый

лист!

(А. Пушкин)

Отворите мне темницу,

Дайте мне сиянье дня,

Черноглазую девицу,

Черногривого коня.

Дайте раз по синю полю

Проскакать на том коне;

Дайте раз на жизнь и волю,

Как на чуждую мне долю,

Посмотреть поближе мне.

(М. Лермонтов.)

в) Прочитайте стихи, постепенно усиливая голос.

Мороз

румянец выжег

нам огневой…

Бежим,

бежим на лыжах

мы от него!

Второй…

четвертый, пятый, –

конец горе,

лети, лети,

не падай

Скорей!

скорей!

Закован

в холод воздух, –

аж дрожь

берет…

В глазах

сверкают звезды;

вперед, вперед!

(Н. Асеев)

г) Прочитайте стихи, постепенно сбавляя силу голоса.

Вокруг

седые ели;

скользи, нога

Как белые постели,

легли снега.

И тонкие березы –

Лишь ог –

ля –

нись –

Затянуты

в морозы –

поникли вниз…

На озере синеет

Тяжелый лед.

Припустимте

сильнее

вперед,

вперед.

Легки

следы от зайцев

И от лисиц:

Ты с ними

состязайся –

несись, несись.

(Н.Асеев)

Темп речи. Темп речи зависит от стиля произношения и эмоционального состояния говорящего. Полный стиль характеризуется замедленным и отчетливым произношением всех слов (ударных и безударных). Для разговорного стиля типично ускорение темпа речи. Быстрый темп свойственен обычно взволнованной речи, а медленный – торжественной.

Упражнение 154.

Потренируйтесь в произнесении речи в разном темпе.

а) Прочитайте скороговорку несколько раз, постепенно убыстряя темп.

На дворе трава, на траве трава, раз дрова, два дрова, три дрова.

На дворе дрова, за двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора.

Не вместит двор дров. Дрова выдворить обратно на дровяной двор.

б) Прослушайте текст в чтении учителя. Обратите внимание на то, какие части он читает более быстрым темпом по сравнению с остальным текстом. Затем прочитайте текст сами, соблюдая нужный темп.

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

Так нелюбимое дитя в семье родной

К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,

Из годовых времен я рад лишь ей одной.

В ней много доброго; любовник не тщеславный,

Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.

Как это объяснить? Мне нравится она,

Как, вероятно, вам чахоточная дева

Порою нравится. На смерть осуждена,

Бедняжка клонится без ропота, без гнева.

(А.С. Пушкин)

Холмы все еще тонули в лиловой дали, и не было видно их конца; мелькал редкий бурьян, булыжник, проносились сжатые полосы, и все те же грачи да коршун, солидно взмахивающий крыльями, летали над степью. Воздух все больше застывал от зноя и тишины, покорная природа цепенела в молчании…

Но вот, наконец, когда солнце стало спускаться к западу, степь, холмы и воздух не выдержали гнета и, истощивши терпение, измучившись, попытались сбросить с себя иго. Из-за холмов неожиданно показалось пепельно-серое кудрявое облако. Оно переглянулось со степью и нахмурилось.

(А. Чехов)

Тембр. Тембром голоса, как уже было отмечено, создается дополнительная эмоциональная окраска предложения, т.е. выражаются различные чувства: гнева, радости, восторга, страха, изумления, досады, нежности, любви, угрозы, отвращения и др. Разговорный стиль, как более эмоциональный, характеризуется широким диапазоном тембровых окрасок.

Упражнение 155.

Произнесите предложение: Снег пошел! меняя тембр голоса для выражения следующих чувств:

1. радости (Снег пошел! Новый год будем встречать со снегом!);

2. удивления (Снег пошел! А мы думали, что зима уже кончилась.) ;

3. разочарования (Снег пошел! Поездка за город отменяется.);

4. страха (Снег пошел! Мы не успеем спуститься с гор, занесет все тропы.).

Упражнение 156.

Произнесите предложение: Мама приехала! с чувством:

1. любви (Самый дорогой мой человек!);

2. радости (Будет с кем посоветоваться!);

3. отчаяния (А я еще не успел ей приготовить подарок!).

Упражнение 157.

Прочитайте вслух пословицы, выражая убеждение, осуждение, ободрение.

Не тот грамотней, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет.

Лодырь да бездельник – им праздник и в понедельник.

В тесноте, да не в обиде.

Делу время – потехе час.

Упражнение 158.

Прочитайте слова, соблюдая: а) книжный стиль произношения, б) разговорный стиль произношения. С выделенными словами составьте предложения.

Значит, следовательно, выразительно, действительно, художественный, продовольственный, хозяйственный, собственный, здравствуйте, пожалуйста, посмотри, оказывается, может быть, вообще, честное слово, сегодня, все равно, так сказать, стихотворение, ходит, будет, объяснять; Анна Андреевна, Елена Алексеевна, Вера Васильевна, Ольга Павловна, Сергей Яковлевич, Михаил Николаевич, Петр Игнатьевич, Александр Григорьевич.

Упражнение 159.

Прочитайте текст, придерживаясь: а) полного стиля произношения, б) неполного стиля произношения. Запишите свое чтение на магнитофонную ленту. Воспроизведите эту запись и постарайтесь уловить свои ошибки: в дикции, в модуляции голоса, в высоте тона, силе голоса, темпе речи и тембре голоса.

Стояла глубокая осень. Слякотная погода с ночными заморозками и холодными ветрами, которые пробовали закрутить свежую карусель, сменялась погожими днями.

В один из таких погожих дней я забрел в лес. На обратном пути на одной из полянок я замедлил шаги. Это замедление, хотя оно и произошло непроизвольно, было, конечно, чем-то вызвано. Поляну окружили ели, сосны, дубы, а кое-где виднелись заросли крушины. Я стал осматривать куст крушины. И то, что я увидел, меня не только поразило, но прямо потрясло. На одном и том же кусте крушины я заметил и желтые листья, готовые оторваться и упасть, и зеленые, полные жизни, и еще только начавшие набухать почки, готовые вот-вот распуститься бутоны, и цветы в полном своем блеске и красоте.

Меня поразил этот круговорот жизни на одном дереве. Правда, я и раньше замечал некоторые отклонения в цикле развития, которые присущи крушине, но чтобы это было представлено в таком разнообразии, я увидел в первый раз.

(Дубрава)

Комментарии к тексту:

Крушина – небольшое дерево или кустарник с черными несъедобными плодами; слякотная (погода) – сырая, с дождем или мокрым снегом; погожий (день) – хороший, благоприятный в отношении погоды; бутон – нераспустившийся цветок; цикл – совокупность явлений, составляющих законченный круг развития чего-либо.

Какое явление поразило автора текста?

Упражнение 160.

Выполните одно из предлагаемых заданий:

1. Составьте небольшой рассказ о необычном природном явлении, виденным вами.

2. Напишите рассказ-миниатюру по заданному концу.

А молнии жгли и жгли черное небо, гром сотрясал стекла в окнах домов, и ливень хлестал и хлестал без удержу.

<< | >>
Источник: Дмитрусенко Н.Е., Плешакова С.В.. Практический курс русского языка Ч. I. Учебник для студентов педагогических высших учебных заведений по специальности: «Родной язык и литература» (Н.Е. Дмитрусенко, С.В. Плешакова – Ташкент,2002). 2002

Еще по теме § 14. Стили произношения.:

  1. 1.3. Функциональная стилистика
  2.   Стили произношения
  3. Функциональные стили литературногоЯзыка
  4. Членение литературного языка. Понятие стиля и жанра. Функциональные стили языка
  5. 2.11. Стили произношения
  6. Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского литературного произношения
  7. Стили произношения
  8. О СВЯЗИ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА И СТИЛЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  9. МОСКОВСКОЕ И ЛЕНИНГРАДСКОЕ ПРОИЗНОШЕНИ
  10. § 14. Стили произношения.
  11. § 138. РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ В ЕГО ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ
  12. 15 Фоника. Понятие благозвучия и сочетаемость звуков РЯ. Звукозапись в худ речи, стилистические функции. Коммуникативно-стилистическая роль интонации.
  13. 16. Орфоэпия, её лингвистические и культурно-исторические основы. Стили произношения. Произносительные варианты. Нормы и варианты ударения в различных частях речи. Орфоэпические словари
  14. §1. Нормы произношения и ударения
  15. § 7, Фонетические стили.
  16. РАЗНЫЕ СТИЛИ ПРОИЗНОШЕНИЯ
  17. СТРОГАЯ и СВОБОДНАЯ РАЗНОВИДНОСТИ НЕЙТРАЛЬНОГО СТИЛЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ И ВНЕЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОСТОРЕЧИЕ
  18. § 39. Понятие о стилях произношения
  19. § 51. Особенности русского профессионального произношения в публичной речи
  20. Стили и школы литературного произношения. Основные трудности в произношения гласных.