<<
>>

16. Орфоэпия, её лингвистические и культурно-исторические основы. Стили произношения. Произносительные варианты. Нормы и варианты ударения в различных частях речи. Орфоэпические словари

Орфоэпия – раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного лит произношения, соотв принятым в языке произнос нормам. Основу русской орфоэпии составл система звуков, их акуст и артикул особенности и фонетич законы.

Отступления от орфоэпич нормы лежат за пределами лит языка и явл признаками либо просторечного, либо диалектн, либо професс произношения ( смена ударения: кОмпас-компАс; проф лексика; звуки диалект х-ра: то, скока..). Важнейшие черты русского произношения складываются к 18 в., на основании языка Москвы. Московские нормы накладывались на диалекты. Не существует полной унификации лит произношения , это последовательно развивающаяся система.

Стили произношения: основной (повседневный), разговорный, высокий. Высокий– большая нормированность, мелодичность, чёткость, и т.д

Признаки заимств слов – эти слова имеют орфоэпич особенности, закреплённые лит. Нормой.: 1) произношение открытого О на месте безударного О. 2) твёрдый (мягкий согласный перед Е. В большинтсве сл. – произносится мягкий – академия. Но часто твёрдый: Декарт (дЭкарт).

Ударения в различный частях речи: словесное ударение в РЯ характеризуется разноместностью и подвижностью. Большинство слов имеют безвариантное ударение, меньшее – равноправное ударение. Иногда ударение выполняет роль различения фунции: постричь наголо, шашки наголо

Орфоэпич норма – явление сложное и многомерное. С одной стороны, сущ безвариантная произносит норма, а с другой, поскольку норма – динамично развивающееся явление, Сущ вариантное произношение, например:

А) в система гласных6 блеклый-блёклый, решетчатый-решётчатый; без вариантов: афера, гренадер, крестный ход, недоуменный, сфёкла, гравёр, издёвка, принёсший, щёлка, шёрстка

Б) в области согласных: деви(шн)ик, булочная (вариант), сливо(чн)ое

В) варианты ударения ( мИнул год, минУл год)

Сущ и стил варианты произношения: разг, кн, проф, сцен.

Стили произношения

В пределах лит речи сосуществуют варианты произношения, зависящие от темпа речи, каждый из которых имеет свое назанчение и сферу применения, те принадлежит опред стилю.

В русской лингвистике этой проблемой занимался Щерба, который выделял два осн стиля произношения – полный ( здравствуйте) и неполный ( здрасте, чел), хотя вариантов много.

Характеристика темпа:

1) высокий: темп медленный, четкое проговаривание слов ( бордо , ноктюрн без редукции о) - более высокое воспроизведение звукового облика слов

2) нейтральный: средний темп, отчетливое произношение

3) разговорный: быстрый темп, менее отчетливое произношение (бардо, нактюрн)

4) просторечие: оч быстрый темп, неотчетливое произношение концов слов, пропуск звуков внутри слов

Орфоэпический словарь - ?

<< | >>
Источник: Стилистика и культура речи. Ответы к экзамену. 2016

Еще по теме 16. Орфоэпия, её лингвистические и культурно-исторические основы. Стили произношения. Произносительные варианты. Нормы и варианты ударения в различных частях речи. Орфоэпические словари:

  1. БИБЛИОГРАФИЯ
  2. 16. Орфоэпия, её лингвистические и культурно-исторические основы. Стили произношения. Произносительные варианты. Нормы и варианты ударения в различных частях речи. Орфоэпические словари
  3. Глава 2 СОВРЕМЕННЫЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ (в нормативном и коммуникативном аспектах)