ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СИНТАКСИСА
Когда пустой и слабый человек слышит лестный отзыв насчет своих сомнительных достоинств, он упивается своим тщеславием, зазнается и совсем теряет свою крошечную способность относиться критически к своим поступкам и к своей особе.
(Д.Писарев) Предложения с вводными словами, обращениями, обособленными членами.Вероятно, там, в родных местах, так же, как в моем детстве и юности, цветут купавы на болотных затонах и шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своими вещими шёпотами тем поэтом, которым я стал, которым я был, которым я буду, когда я умру. (К.Бальмонт)
Ты жива еще, моя старушка? (С.Есенин) Тучки небесные, вечные странники! (М.Ю.Лермонтов) Экспрессивное использование предложений разного типа (сложноподчиненных, бессоюзных, односоставных, неполных и пр.). Так, при использовании бессоюзия (при намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между простыми предложениями в составе сложного) возникает эффект динамичности, стремительности, насыщенности картины.
Там везде говорят по-русски; это язык моего отца и матери, это язык моей няни, моего детства, моей первой любви, почти всех мгновений моей жизни, которые вошли в мое прошлое как неотъемлемое свойство, как основа моей личности. (К.Бальмонт)
Швед, русский – колет, рубит, режет,
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон… (А.С.Пушкин)
Многосоюзие (намеренное использование одного и того же союза) позволяет выделить (логически и интонационно) соединяемые ими члены предложения и усилить выразительность речи. Повторяющиеся союзы подчеркивают незаконченность ряда, выражают значение усиления:
Ох! Лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи… (А.С.Пушкин) Диалогичность изложения.
- Ну что ж? Правда ли, что он так хорош собой?
- Удивительно хорош, красавец, можно сказать. Стройный, высокий, румянец во всю щеку…
- Право? А я думала, что у него лицо бледное. Что же? Каков он тебе показался? Печален, задумчив?
- Что вы? Да такого бешеного я и сроду не видывала. Вздумал он с нами в горелки бегать.
- С вами в горелки бегать! Невозможно! (А.С.Пушкин)
Парцелляция – стилистический прием расчленения в поэтическом произведении фразы на части или даже отдельные слова с целью придать речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произнесения. Парцеллируемые слова отделяются друг от друга точками или восклицательными знаками при соблюдении остальных синтаксических и грамматических правил.
Когда избавит нас творец от шляпок их! Чепцов! И шпилек! И булавок! И книжных и бисквитных лавок!
Он увидел меня и застыл. Оцепенел. Замолчал.