ФОНЕТИЧЕСКИЙ звуко-буквенный разбор слов онлайн
 <<
>>

§3. Определение интонации. Развитие представлений об интонации.

Слово Интонация произошло от латинского слова «іпіюпаге» - «громко произношу». Интонация представляет собой интонационное единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, интенсивности, длительности, темпа речи, тембра.

Некоторые исследователи включают в этот перечень также и паузы.

В словаре Ахмаровой даётся следующее определение: Интонация - сложный комплекс просодических элементов, включающих мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащих на уровне предложения для выражения как различных синтаксических значений и категорий, так и экспрессивных и эмоциональных коннотаций.

У Брызгуновой интонация складывается из определённого сочетания движений тона, силы звука, темпа, длительности. При этом определённое сочетание названных компонентов интонации выражает смысловую и эмоциональную сторону речи.

Артёмов даёт следующее определение речевой интонации: наблюдаемое в устной речи явление языка, при помощи которого смысловое содержание предложения, его коммуникативное значение, предикативное (подлежащее и сказуемое) отношение, лексический состав, синтаксический строй и модальность получают в определённом контексте или ситуации общения своё конкретное выражение.

Интонация - совокупность определённых средств или единств; комплекс неких (просодических, суперсегментных) элементов, таких как мелодика, интенсивность, темп, тембр, пауза, логическое ударение.

История изучения интонации.

Лингвистическое изучение интонации ведётся с конца 19-ого века. Традиционно изучение речевой интонации шло в двух направлениях:

1. Фонетическое направление - определение изменений голоса (в высоте, силе, темпе, тембре) при выражении чувств и настроений;

2. Стилистическое направление - определение содержательной роли интонации.

В отечественном языкознании выделяются 3 направления изучения интонации:

1. Синтаксический подход - учёные, которые рассматривали интонацию, как синтаксическое средство, считали интонационный признак существенным для предложения, отличающим его от простого грамматического единства.

Интонация при таком подходе включается в систему передачи синтаксических отношений. Сторонниками данного направления являлись: Черемисина, Торсуева, Пешковский, Шахматов;

2. Фонетический подход - Щерба, Святозарова, Зиндер, Богородицкий. Подход сложился в рамках Ленинградской лингвистической школы. Представители этой школы рассматривают интонацию, как составную часть общей науки - фонетики, которая изучает языковые средства языка. Подобный подход означает рассмотрение интонации с акустической точки зрения и является необходимым для автоматического распознавания речи;

3. Фонологический подход - данного подхода придерживается Московская лингвистическая школа. Представители данной школы: Гвоздев, Реформатский, Панов и др. Они считают, что фонетика и интонация различны. Интонация трактуется, как система оппозиций, а её компоненты дополняют список фонологических единиц на суперсегментном уровне.

Исследование интонации ведётся на высоком научном уровне с привлечением новейших технических достижений. Изучение интонации помогает: при изучении родного и иностранного языка, диагностике некоторых заболеваний, при идентификации личности, определение эмоционального состояния человека.

Науки, изучающие интонацию:

• Психология;

• Логопедия;

• Лингвистика;

• Психолингвистика;

• Акустика;

• Логика;

• Физика;

• Физиология.

С физической точки зрения, интонация - единое звуковое явление, состоящее из изменяющихся во времени и взаимосвязанных чисел колебаний основного тона (Дц), пубертонов и амплитуд интенсивности.

С акустической точки зрения, интонация - взаимосвязанные изменения частоты основного тона и интенсивности, развертывающиеся во времени.

Для лингвистов важны не абсолютные, а относительные значения акустических параметров интонации. Акустические параметры воспринимаются, как модификации мелодического движения (выше\ниже; плавно\резко), мелодического диапазона (шире\уже), громкости (сильнее\слабее), темпа речи (быстрее\медленнее). Регулярность воспроизведения этих модификаций создают ритм речи.

° Контрольные вопросы!

1. Что собой представляет интонация?

2. Дайте определение интонации согласно словарю Ахмаровой, Брызгуновой, Артемова.

3. Какие науки изучают интонацию?

4. В каких направлениях традиционно шло изучение речевой интонации?

5. Какие три направления изучения интонации выделяются в отечественном языкознании?

6. Что такое интонация с физической и акустической точки зрения?

<< | >>
Источник: Баранов Р.Е.. Пособие по русскому языку с основами языкознания. — М.: МПГУ,2015. — 149 с.. 2015

Еще по теме §3. Определение интонации. Развитие представлений об интонации.:

  1. Развитие высоты голоса
  2. Ритм и метр
  3. 5.2. Средства логической выразительности
  4. (ИНТОНАЦИИ И УДАРЕНИЕ В СОБСТВЕННОМ СМЫСЛЕ СЛОВА)
  5. Свойства и происхождение менее совершенного языкового строения
  6. Грамматическая система категорий и частей речи в учении акад. А. А. Шахматова
  7. О СВЯЗИ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА И СТИЛЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  8. РАЗВИТИЕ УЧЕНИЯ О ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ В СОВЕТСКУЮ ЭПОХУ
  9. ПРОБЛЕМА ОБРАЗА АВТОРА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
  10. §3. Определение интонации. Развитие представлений об интонации.
  11. §6. Синтагма.
  12. §10. Восприятие, понимание и воспроизведение интонации.