<<
>>

Разговорно-обиходный стиль

Петербург 13 августа, понедельник/73*

Милый мой голубчик Анечка, получил твое милое письмо, и очень мне грустно было читать, как детишки заплакали, когда я уехал* Милые голубчики! Скажи им сейчас же, что пала нх помнит, целует и в Петербург зовет.

Обнимаю и целую беспрерывно и благословляю* Я, Аня, все нездоров: нервы очень раздражены, а в голове как туман, все точно кружится* Никогда еще даже после самых сильных припадков не бывало со мной такого состояния* Очень тяжело. <..*> Точно сон и дремота и меня все разбудить не могут. Отдохнуть бы надо хоть недельки две от работы и заботы беспрерывной — вот что (Достоевский Фн М. Поли* собр* соч*: В 30 т. Т* 29* Кн. 1* М., 1986* С. 289).

В тексте письма в основном используется нейтральная лексика, хотя есть и разговорные слова (папа, хоть, надо). Эмоциональный характер тексту придают слова с оценочными суффиксами (голубчик, голубчики, Анечка, неделька), глаголы, передающие состояние автора (помнит, целует, благословля- ет), образные средства языка, например, сравнения (в голове как туман, точно сон и дремота), экспрессивное обращение (милый мой голубчик Анечка, милые голубчики). Для синтаксиса текста характерно использование различных типов предложений, свободного порядка слов. Есть предельно краткие предложения (Очень тяжело), встречаются даже незаконченные (...вот что).

Для чего же необходимо знать различные стили литературного языка и владеть ими? По этому поводу Л. В. Щерба писал:

Можно сказать — и многие неяингвисты так и думают, — что все эти разновидности, в сущности, не нужны и что лучше было бы, если бы все писалось на некотором общем языке. <... > но в основном каждая разновидность вызывается к жизли функциональной целесообразностью [88,118—119].

Каждый конкретный акт речевой деятельности требует совершенно определенных средств выражения. Говорящие должны следить за тем, чтобы слова, употребляемые ими, были по своим стилистическим свойствам однородны, чтобы не возникал стилевой разнобой, а использование стилистически ок- • рашенных слов было оправдано целью высказывания.

Книжные, разговорные, просторечные слова, правильно введенные в ткань высказывания, придают речи особый коло-рит, повышают ее выразительность, экспрессивность.

Однако далеко не все в достаточной степени обладают языковым чутьем, чувством меры в использовании стилистически окрашенной лексики. Например; «Но Славик не удивлялся этому. После того как он уехал из Красной Поляны и поступил учиться в техникум, он вообще перестал удивляться чудесам, происходившим вокруг него. Его сознание и все элементы военрннтня мира как бы очутились в другой плоскости». Первые два предложения написаны в разговорном стиле, последнее — в книж1- ном, что и создает разностилышсть.

Другой пример: «А когда вечером они разогревали загустевшее -за день — аж ложка стоит — варево, небо блистало в окнах ясными слезами звезд». И в этом предложении поэти-ческие слова блистало, ясные слезы звезд не гармонируют с просторечными и разговорно-бытовыми аж, варево, ложка.

Употребление разностилевой лексики, немотивированное использование разговорных и просторечных слов — довольно распространенная стилистическая ошибка.

Совершенно недопустимо употребление разговорной и просторечной лексики в текстах официально-делового стиля. Приведем примеры.

Судебный акт: «Хищения производились путем непосредственного изъятия из кладовки (надо: кладовой), продажи продуктов за наличный расчет и присвоения денег».

Деловое письмо: «Вам необходимо выделить сорок человек для погрузки морковки и картошки (надо: моркови и картофеля)».

Анкета: «Должность родителей, мама — врач, папа— инженер (надо: мать, отец)».

Адрес на конверте: «Ростовская обл., г. Каменск-Шахтин- ский, ул. Садовая, общежитие девчат (надо: женское общежитие)».

Не всегда уместным бывает употребление в разговорно-обиходной речи специфических слов из других стилей литературного языка. Например: *Я сегодня запрограммировала пойти к окулисту»; «В пашем зеленом массиве много грибов и ягод»; «На семейное мероприятие прибыло много гостей»; «Надо заострить внимание детей на этом вопросе».

Следует иметь в виду, что функционально-стилистические границы современного литературного языка очень подвижны. Как подчеркивал В. В. Виноградов, «разные функциональные стили речи находятся в живом соотношении и взаимодействии», Функциональные стили не представляют собой замкнутой системы. Основная часть языкового материала — общеязыковые, межстилевые средства. Поэтому очень важно знать и тонко чувствовать специфические особенности каждого функционального стиля, умело пользоваться языковыми средствами разных стилей в зависимости от ситуации общения и целей вы-сказывания. Владение функциональными стилями является не-обходимым составным элементом культуры профессиональной речи дипломата, политика, преподавателя, журналиста, адвоката, руководителя предприятия.

<< | >>
Источник: Л.А, Введенская, Л.Г, Павлова, Е. Катаева. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. 10-е изд. Ростов н/Д: изд-во «Феникс»,2004. — 544 с, (Серия «Высшее образование».). 2004

Еще по теме Разговорно-обиходный стиль:

  1.   § 5. Функциональные стили речи Общая характеристика стилей
  2.   Разговорно-обиходный стиль
  3. Функциональные стили литературногоЯзыка
  4. Разговорно-обиходный стиль
  5. Членение литературного языка. Понятие стиля и жанра. Функциональные стили языка
  6. 3.4. Система функциональных стилей русского языка
  7. Лексические ошибки, связанные с неуместным употреблением книжных и разговорных слов.
  8. 3.4. Система функциональных стилей русского языка
  9. 47)Официально-деловой стиль.
  10. РАЗНЫЕ СТИЛИ ПРОИЗНОШЕНИЯ
  11. СТРОГАЯ и СВОБОДНАЯ РАЗНОВИДНОСТИ НЕЙТРАЛЬНОГО СТИЛЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ И ВНЕЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОСТОРЕЧИЕ
  12. Функциональные стили речи. Классификация и характеристика
  13. 17. Художественный стиль.
  14. 18. Разговорно-обиходный стиль.
  15. 18. функциональные стили современного русского языка
  16. 13. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЛИТЕРАТУРНОМ ЯЗЫКЕ
  17. 36. РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ В СИСТЕМЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РАЗНОВИДНОСТЕЙ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
  18. ПОНЯТИЕ СТИЛЯ
  19. РАЗГОВОРНЫЙ стиль