<<
>>

§4. Разговорный стиль

101. Назовите сферу функционирования разговорного стиля, его основные стилеобразующие черты.

102. Охарактеризуйте лексические, фразеологические и грамматические особенности разговорного стиля.

103.

Расскажите о жанровых особенностях разговорного сти­ля. Приведите примеры.

104. Разговорный стиль как особая подсистема русского ли­тературного языка сформировался в эпоху Пушкина. Подготовьте тезисы на тему: "Становление разговорного стиля современного русского литературного языка".

Некоторые современные исследователи русского язы­ка отрицают наличие в нем разговорного стиля и выдви­гают вопрос о двух языках: кодифицированном литера­турном языке (КЛЯ) и разговорной речи (РР). Например, Е.А. Земская утверждает: "...Как показывают работы по­следних лет, структурные различия между РР и КЛЯ столь велики, что объединять их в пределах одной сис­темы нет оснований. РР не может быть включена (вер­нее втиснута) в систему КЛЯ". (Земская Е.А. Русская разговорная речь. Проспект. М., 1968, с. 6). И далее: "На наш взгляд, РР и функциональные стили КЛЯ требуют разграничения, а не объединения... Между РР и функциональным стилем имеется ряд существенных отли­чий..." (там же, с. 7).

Каково ваше мнение по этому вопросу? (За справками можно обратиться к книгам: Земская Е.А., Китайгородская М.В., Ширяев Е.Н. Русская разговорная речь: Общие вопросы. Слово­образование. Синтаксис. ¾ 1981; Кожина М.Н. Стилистика рус­ского языка. ¾ М., 1983, с. 207¾210; Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы речи. ¾ М., 1982; Крылова О.А. Основы функциональной стилистики русского языка. ¾ М., 1979.)

105. В некоторых работах по стилистике понятия "разговор­ный стиль языка" и "разговорная речь" отождествляются. Право­мерно ли такое отождествление? Приведите примеры стилистиче­ски оправданного употребления книжных (официально-деловых, научных и т.п.) элементов в разговорной речи. Для ответа исполь­зуйте литературу, указанную в предыдущем задании.

106. Сравните естественную разговорную речь, записанную авторами монографии "Русская разговорная речь", и отраженную в художественном тексте. Доказывают ли приведенные отрывки, что: а) разговорная речь ¾ это естественное, обычное средство общения между носителями литературного языка в определенных экстралингвистических условиях (сфере непринужденного обще­ния); б) разговорный стиль ¾ это набор красок. Его единицы включаются в тексты КЛЯ разного характера как экспрессивные средства, для оживления, для придания тексту налета естествен­ности, непринужденности, а также для имитации живой разговорной речи.

I. (беседуют в архиве)

А. Эта рукопись / семнадцатый век

Б. Не может быть

Д. Вот тебе и не может //

(в походе отдыхают)

А. Ну пошли ребята //

Б. Сейчас я докурю и пойдем

Л. (шутливо, подхватывает) Сейчас я долежу и пойдем //

А. Ну вы обалдели мы же до темноты не дойдем //

Б. Возможно // А. Что возможно / А ночевать где //

Л. Здесь и заночуем //

(разговор по телефону)

А. Ну привет //

Б. Привет//

А. Статья готова? //

Б. Да нет еще //

А. Чего так //

Б.

Да вот все перечитываю / переписываю / не знаю //

А. Да хватит тебе переписывать перечитывать переду­мывать / пере- не знаю что //.

II. ¾ Что, Яков Демидыч, не весел?

Живо поднял голову, глаза тотчас заиграли:

¾ Чем не весел?

¾ Да как же, ¾ шапка на лоб, идешь грустный.

¾ Чем грузный?

¾ Да не грузный, а грустный, скучный.

¾ Скушный? Никак нет. По чем скучать? Скучать не годится. День меркнет ночью, человек печалью. А мне скучать не по чем, я завсегда довольный. Вот добыл во­дицы в людской избе, сейчас кашу сабе совостожу... Я люблю по садам сидеть, люблю, когда ветвей много, а у вас этого вволю, сад отменный...

¾ Яков Демидыч, для чего ты на свете живешь?

¾ Как для чего? Вот ваш сад караулю.

¾ Да нет, я не про то. Для чего ты родился, для чего на земле существуешь?

¾ А господь его знает.

¾ Значит, не знаешь?

¾ А кто ж это знает?

¾ Да ведь это надо знать. Надо думать, додумываться.

¾ Я и думаю.

¾ Ну, и что ж ты надумал?

¾ Надумал-то? По совести сказать, не знаю.

¾ А может, ты живешь только для того, чтобы есть, пить, спать, потомство плодить, жить в свое удовольст­вие?

¾ Нет, это я б заскучал.

¾ Значит, ты живешь не для этого? Но тогда для чего же?

¾ А чтоб радость была.

(И.А. Бунин. Божье древо)

107. Проанализируйте стилистические особенности дружеских писем. Отметьте стилистически маркированные языковые едини­цы, определите характер их маркированности и роль в тексте. Чем можно объяснить существование "стилистического стыка" в пределах одного контекста? Сравните тексты а) и б); какими язы­ковыми средствами выражен идиостиль автора?

а) Здравствуй, Леночка. Прости, что давно не писала тебе. Месяц назад мы получили квартиру в районе Тро­ицкого предместья. Ты, наверное, слышала об этом квартале.

Теперь у нас чудеснейшая двухкомнатная квартира. Окна выходят в небольшой дворик, вымощенный кам­нями.

Леночка, ты даже не представляешь себе, как я рада. Квартал обалденнейший! Больше всего меня восхищают черепичные крыши, деревянные лестницы. Я на седьмом небе от счастья! Даже не верится, что сейчас мы живем в таком дивном местечке. Очень хочется, чтобы ты приехала к нам и увидела это чудо сама.

Здесь в корчме варят удивительно вкусный кофе, так что я сейчас частенько позволяю себе побаловаться кофейком, да и публика здесь собирается любопытная. Короче, приезжай обязательно. Очень тебя жду.

Письмо заканчиваю. Очень спешу. Целую. Таня.

б) Я получил вторую часть Онегина и еще кое-какие безделки. Онегиным я очень доволен, т.е. многим в нем, но в этой главе менее блеска, чем в первой, и потому не желал бы видеть ее напечатанною особняком, а разве с двумя, тремя или по крайней мере еще одною главою. В целом или в связи со следующим она сохранит в целости свое достоинство, но боюсь, чтобы она не выдержала сравнения с первою, в глазах света, который не только равного, но лучшего требует. Говорят, что Цыгане твои прелесть, а я все их не вижу, я, который имею столько прав и на стихи твои и на Цыган, потому что без ума от тех и от других. Я упивался твоими стихами и часто бы­вал пьян у цыган. Что скажет об этом признании потом­ство, если письмо попадет ему в руки, и если оно будет такой же чопорный бригадир, как и настоящее?

(П.А. Вяземский ¾ Пушкину. 7 июня 1825)

Можно ли утверждать, что частное письмо представляет собой одну из жанровых разновидностей разговорного стиля?

108. Сопоставьте в стилистическом плане частное (см. зада­ние 107а) и деловое письмо (см. задание 68). Найдите общие и дифференцирующие особенности рассматриваемых текстов.

109. Назовите жанры, в которых:

1) употребление разговорных элементов совершенно недо­пустимо; 2) разговорные элементы, как правило, не употребляются; 3) разговорные элементы могут употребляться, а могут и не упот­ребляться; 4) разговорные элементы хотя и не составляют основу речевой ткани, но обязательно представлены; 5) разговорные эле­менты составляют основу речевой ткани.

110. Произведите стилистический анализ текста: охарактери­зуйте речевую ситуацию и задачи высказывания; перечислите ос­новные стилевые черты, укажите языковые средства, с помощью которых эти стилевые черты реализуются в данном тексте.

А у нас... обрати внимание: у нас, если баба пошла по воду, она никогда дом не запирает ¾ зачем? Приткнет дверь палочкой, и все: сроду никто не зайдет. Уж на что цыганы ¾ у нас их полно ¾ и то не зайдут: мы их так приучили. ¾ Да кого! Вы вот возьмите: у нас один вор есть... ¾ Вор?! ¾ Вор! Мы все про него знаем, что он вор, он уже раз пять сидел за это дело. А у нас одна заслу­женная учительница живет, орден имеет... И этот вор натурально пришел к ней и говорит: "Пусти пожить не­дели две". А он у нее учился когда-то... в первом классе, что ли. Он вообще-то детдомовский, а она, видно, рабо­тала там. Да. "Пусти, ¾ говорит, ¾ пару недель пожить, пока не определюсь куда-нибудь". ¾ Пустила? ¾ Пусти­ла! Ну, думаем, и обчистит же он ее! Жалели даже ста­рушку. ¾ Дело в том, что у них такой закон есть: где жи­вешь, там не воруй. ¾ Да, да. ¾ Не обчистил? ¾ Не! Ни-ни, ни волоска не взял! ¾ Это странно все же... Плевали они на эти законы! Закон. У меня прошлый год стожок сена увезли, змеи ползучие... - Ну-ну, это такие, что ли! Это уж... наш брат кто-нибудь, свои. На кой ему черт сено, урке?

(В. Шукшин)

111. Прочитайте текст. Определите, какими языковыми сред­ствами автор стилизует речь персонажей под разговорную. Есть ли в авторском повествовании разговорные элементы? Какова их роль?

Перед обедом доктор Ильяшенко и студент Воскре­сенский искупались. Возвращаясь домой, они останови­лись на плоском закруглении между двумя коленами дорожки, и оба повернулись лицом к морю. Взбудораженное ветром, местами освещенное солнцем, местами затененное облаками, ¾ оно все пестрело разноцветными заплатами. У берега широко белела пена, тая на песке кисейным кружевом, дальше шла грязная лента светло-шоколадного цвета, еще дальше ¾ жидкая зеленая поло­са и, наконец, ¾ могучая, спокойная синева глубокого моря с неправдоподобными яркими пятнами, то густо­-фиолетовыми, то нежно-малахитовыми, с неожиданны­ми блестящими кусками, похожими на лед, занесенный снегом. И вся эта живая мозаика казалась опоясанной у горизонта черной, спокойной, неподвижной лентой без­брежной дали.

¾ А все-таки здорово как! ¾ сказал доктор. ¾ Красота ведь, а?

Он протянул вперед короткую руку с толстенькими, как у младенца, пальцами и широко, по-театральному, черкнул ею по морю.

¾ Да... ничего, ¾ равнодушно ответил Воскресенский зевнул полупритворно. ¾ Только надоедает скоро. Де­корация.

¾ Та-ак! Мы их ели. Это, знаете, анекдот есть такой, ¾ пояснил Ильяшенко. ¾ Пришел солдат с войны к себе в деревню, ну и, понятно, врет, как слон. Публика, конеч­но, обалдемши от удивления. "Были мы, говорит, на Балканах, в самые, значит, облака забрались, в самую середку". ¾ "Ах, батюшки, да неужто ж в облака?" А солдат этак с равнодушием: "А что нам облака? Мы их ели. Все одно как стюдень"...

Рассказав анекдот, он тотчас же, первый радостно за­хохотал свободным грудным смехом. Воскресенский принужденно улыбнулся.

¾ Видите ли, доктор... юг, ¾ начал он вяло, точно за­трудняясь в словах, ¾ не люблю юга. Здесь все как-то маслено, как-то... не знаю... чрезмерно. Ну, вот, цветет магнолия... позвольте, да разве это ¾ растение? Так и кажется, что ее нарочно сделали из картона, выкрасили зеленой масляной краской, а сверху навели лак. Природа! Солнце встало из-за моря ¾ и жара, а вечером бултых за горы ¾ и сразу ночь. Нет птиц. Нет наших северных зорь с запахом молодой травки, нет поэзии сумерек, с жука­ми, с соловьем, со стадом, бредущим в пыли. Какая-то оперная декорация, а не природа...

¾ В ва-ашем до-оме, ¾ сиплым тенорком запел док­тор. ¾ Известно, ¾ вы кацап.

¾ А эти лунные ночи, черт бы их драл! ¾ продолжал Воскресенский, оживляясь от давнишних мыслей, кото­рые он до сих пор думал в одиночку. ¾ Одно мученье. Море лоснится, камни лоснятся, деревья лоснятся. Олеография! Цикады дурацкие орут, от луны никуда не спрячешься. Противно, беспокойно как-то, точно тебя, щекочут в носу соломинкой.

¾ Варвар! Зато, когда у вас в Москве двадцать пять градусов мороза, и даже городовые трещат от холода, ¾ у нас цветут розы и можно купаться.

¾ И южного народа не люблю, ¾ упрямо продолжал студент, следивший за своими мыслями. ¾ Скверный на­родишко ¾ ленивый, сладострастный, узколобый, хитрый, грязный. Жрут всякую гадость. И поэзия у них какая-то масленая и приторная... Вообще ¾ не люблю!

Доктор остановился, развел руками и сделал круглые, изумленные глаза.

¾ Тю-тю-тю-у! ¾ засвистал он протяжно. И ты, Брутус? Узнаю дух нашего почтенного патрона в ваших словах...

(А.И. Куприн. Корь)

112. Опишите какие-либо явления природы, растения, живот­ных или птиц: 1 вариант ¾ художественное описание; 2 вариант ¾ научное описание; 3 вариант ¾ разговорный монолог. Докажите принадлежность составленных вами текстов к тому или иному стилю.

113. Составьте диалоги, в которых ярко отразились бы взаимоотношения и речевая характеристика собеседников: 1) в офи­циальной обстановке; 2) в неофициальной обстановке а) предста­вителей старшего поколения, б) представителей младшего поко­ления, в) представителей разных поколений.

<< | >>
Источник: Плещенко Т.П.. Стилистика и культуры речи: Учеб. Пособие /Т.П. Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г. Чечет; Под ред. П.П. Шубы. ¾ Мн.2001. ¾ 544 с.. 2001

Еще по теме §4. Разговорный стиль:

  1.   Разговорно-обиходный стиль
  2. Разговорно-обиходный стиль
  3. §5 Разговорный стиль: стилевые и жанровые особенности
  4. Тема 5. «Разговорный стиль»
  5. РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ
  6. Глава 1. Разговорный стиль
  7. РАЗГОВОРНЫЙ стиль
  8. РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ
  9. Стилистические пласты русской лексики. Функциональные стили современного русского языка (стиль художественной литературы, разговорный стиль речи и его особенности). Взаимодействие стилей речи в журналистике.
  10. § 9. Разговорный стиль
  11. §5. Разговорный стиль
  12. §4. Разговорный стиль
  13. Разговорный стиль
  14. 18. Разговорно-обиходный стиль.
  15. 28. Разговорный стиль
  16. 29. разговорный стиль.
  17. РАЗГОВОРНЫЙ стиль
  18. РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ