ФОНЕТИЧЕСКИЙ звуко-буквенный разбор слов онлайн
 <<
>>

Сложносочинённое предложение

Сложносочинённым называется сложное предложение, состоящее из двух или более синтаксически равноправных частей, которые связаны интонацией и сочинительными союзами: соединительными: и, да(=и), ни...ни, также, тоже; противительными: а, но, да(=но), однако, зато, же; разделительными: или, либо, ли...ли, то...то; присоединительными: и, да и; пояснительными: то есть, а именно.

Соответственно между частями сложносочинённого предложения устанавливаются соединительные, противительные, разделительные, присоединительные и пояснительные отношения.

В сложносочинённых предложениях укажите средства связи их частей.

Определите синтаксические отношения между ними (соединительные, разделительные и т. д.).

№ 220.

1) Римский постарался изобразить на лице улыбку, и от этого оно сделалось кислым и злым. 2) В окно хлестал дождь, а здесь было тепло и уютно. 3) Светило солнце, и как сумасшедшие кричали дрозды. 4) Она приходила ко мне каждый день, а ждать я начинал её с утра. 5) Дышать стало гораздо легче, и голоса под липами зву-

чали мягче. 6) Грач ли хорошо знал своё дело, машина ли была хороша, но только вскоре Маргарита, открыв глаза, увидела, дрожащее озеро московских огней. 7) «Или вы соглашаетесь, или я немедленно ухожу!» — прошипел Азазелло. 8) След Варенухи так и не удалось поймать, то есть известный решительно всей Москве театральный администратор канул как в воду. 9) Пропали чёрные кони, и мастер с Маргаритой увидели обещанный рассвет.

(М. Булгаков)

Знаки препинания в сложносочинённом предложении

[1], и [2].

И [1], и [2].

Из длинных трав встаёт луна щитом краснеющим героя, и буйной музыки волна плеснула в море заревое.

(А. Блок)

И снова властвует Багдад, и снова странствует Синдбад. (Н. Гумилёв)

дце ждущее спокойно могло ль прельститься цепью стройной светло чарующих речей? (Н. Гумилёв) 7) И радуют изысканные клумбы и резкий крик вороны в небе чёрной и в глубине аллеи арка склепа.

  1. Смуглый отрок бродил по аллеям у озёрных грустил берегов и столетие мы лелеем еле слышный шелест шагов. (А. Ахматова)
  2. И скоро я расстанусь с вами и вы увидите меня вон там за длинными горами летящим в облаке огня. (А. Блок) 10) Милей милей мне славы простор родных полей и вешний гул дубравы и крики журавлей. (С. Клычков) 11) И весел звучный лес и ветер меж берёз уж веет ласково а белые берёзы роняют тихий дождь своих алмазных слёз и улыбаются сквозь слёзы. (И. Бунин)

II. В сложносочинённом предложении не ставится запятая,

1) если части сложносочинённого предложения имеют общий структурный компонент: второстепенный член, вводное слово, частицу (ограничительную, выделительную или усилительную), придаточную (или главную) часть:

Общий член [1] ^ и [2].

°бщее , [1] ? и [2]. вводн.сл. ' L J ^ L J

Общая [1] v и [2] частица [I] * и [2].

I

(1), [2] * и [3].

Однажды солнце догорало и тихо теплились лучи... (Н. Гумилёв)

А может быть, ложен мой подвиг и даром труды? (М. Цветаева)

Только ветер воет и дождь стучит по крыше.

Когда вставал туман над водной степью, великий жрец творил святой обряд и танцы гибких, трепетных наяд по берегу вились жемчужной цепью. (Н. Гумилёв) Когда шуршат в овраге лопухи и никнет гроздь рябины жёлто-красной, слагаю я весёлые стихи о жизни тленной, тленной и прекрасной. (А. Ахматова)

2) если части сложносочинённого предложения представляют собой вопросительные, восклицательные или побудительные предложения:

[1] ? и [2]?

[1] ? и [2]!

[1] ? и [2].(!) (побудит.

предл.)

Против чего же выступали символисты и за что боролись они? Как прекрасен был его взор и как одухотворены его речи! Пусть светит солнце и смеются дети.

Скачите, всадники, быстрее и лейся, песня, по степи!

3) если части сложносочинённого предложения представляют собой назывные или безличные предложения однородного состава:

[1]? и [2]. (назывные)

[1]? и [2]. (безличные)

Белое солнце и низкие, низкие тучи... (М. Цветаева)

На улице жарко и в доме душно.

Расставьте знаки препинания, запишите номера предложений в соответствующую графу таблицы.

Сложносочинённое предложение

с общим второстепенным членом

с общим придаточным или главным

с общим вводным словом (словосоч.)

с общей ограничительной, выделительной или усилительной частицей

ва кончилось изгнанье. (А. Ахматова) 4) Может быть не хватит мне свечи и средь бела дня останусь я в ночи. 5) Когда мозаик никнут травы и церковь гулкая пуста я в темноте как зверь лукавый влачусь к подножию креста. 6) Может быть века пройдут и блаженных жён родные руки лёгкий пепел соберут. 7) А в Угличе играют дети в бабки и пахнет хлеб оставленный в печи. (О. Мандельштам) 8) Уж небо осенью дышало да реже солнышко блистало короче становился день.

(А. Пушкин) 9) Как птице мне ответит эхо и целый мир дорогу даст. (Б. Пастернак) 10) Когда же медленно слабея дождь зашумел и грянул гром ночь переполнила аллеи благоуханьем и теплом. (И. Бунин) 11) Только берёзы мерцают в небе да месяц отражается в реке. (П. Галин)

Расставьте знаки препинания. Выпишите предложения, части которых являются: а) назывными, б) вопросительными, в) побудительными, г) безличными.

№ 223.

Сложносочинённые предложения,

части которых являются

назывны-

вопроси

восклица

побуди

безлич

ми

тельными

тельными

тельными

ными

1) Зачем угасла память и так томительно лаская слух ты отняла блаженство повторенья? (А. Ахматова) 2) Пусть безумствует море и ветер хлещет гребни волн подняв в небеса. (П. Галин) 3) Мороз и солнце; день чудесный! (А. Пушкин) 4) Как холодно росисто и как хорошо жить на свете! (И. Бунин) 5) Кто рассказал ей мои стихи и зачем она меня прощает? (А. Ахматова) 6) Трубачи играйте сбор и в строй вставайте новобранцы! 7) В лесу сыро и на опушке прохладно. 8) Железнодорожный вокзал... Радостные встречи и грустные расставания.

Торопливые пассажиры и степенные кондукторы.
    1. Сколько заброшенных поместий запущенных садов в русской литературе и с какой любовью всегда описывались они! (И. Бунин)
    2. Не нужно злоупотреблять иностранными словами или же следует объяснять их значение.

[1]; союз [2 распр.] или:

[1 распр.]; союз [2]

Но весел в море бирюзовом с латинским парусом челнок; и загорелый кормчий ловок, дыша волной растущей мглы и от натянутых верёвок бодрящим запахом смолы. (Н. Гумилёв)

Ты пришла — и светло... (А. Блок)

[1] — и [2]. (результат)

[1] — и [2].

(неожиданное присоединение)

[1] — а [2].

(резкое противопоставление)

Но миг — и шёпот замолчал, как звуки тихого аккорда... (Н. Гумилёв)

Крикнул — а в ответ тишина.

I Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препина- I ния, составьте схемы, отражающие правила постановки знаков препинания.

1) Он замолчал и все мятутся и отплывают корабли и слуги верные несутся спешат во все концы земли. 2) И в свете последних холодных и влас(?)ных лучей звенел хохот Пана и слышался говор нездешних речей. 3) Мгновенье и в зале весёлой и шумной все стихли и встали испуган(?)о с мест... 4) Какая-то крикнула птица и вот перед ней замелькали на влаге д..льфины... (Н. Гумилёв) 5) Простор канвой окутан(?)ый безжизнен(?)ей кулис и месяц весь опутан(?)ый

беспомощно повис.

6) Колосья так недавно сжаты рядами ровными лежат и пальцы тонкие дрожат к таким же как они прижаты. 7) И не одно сокров..ще быть может минуя внуков к правнукам уйдёт и снова скальд чужую песню сложит и как свою её произнесёт. (О. Мандельштам) 8) Я толковал чужие сны и в бледных бороздах ладоней читал о тайнах глубины и муках длительных агоний но не чужую а свою судьбу читал я в снах бездомных и жадно пил из токов тёмных не прич..щаясь бытию. 9) Тревожа древний сон могил я поднимал киркою плиты её искал её любил в чертах Микенской Афродиты под гул молитв и дальний звон склонялся в сладостном бессилье пред ликом восковых мадон(?) на знойных улицах Севильи но неизменна и не та она сквозит за тканью зыбкой и тихо светятся уста неотвратимою улыбкой. (М. Волошин) 10) Как всё это произошло? Я вошёл в сад а на меня пчёлы; я рванулся к калитке а там собаки; я побежал к домику садовника а на двери замок.

I. Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания.

II. Выразите своё мнение относительно того, насколько интересно и полезно знакомство с содержанием текста нашим современникам. Для этого: 1) составьте план, отражающий содержание текста; 2) озаглавьте текст, сформулируйте основные проблемы, поставленные в нём; 3) сделайте вывод.

Осип Эмильевич Мандельштам р..дился в Варшаве 15 января 1891 года однако детство и юность пр..вёл в Петербурге и Павловске городе как охаракт..р..зует он его по..же «дворцовых лакеев действительных статских вдов рыжих приставов. и взяточников ск..пивших на дачу-особняк...». Запомнились ему в..кзал и парк, где устраивались концерты симф..нической музыки:

Нельзя дышать и твердь к..шит червями И ни одна звезда не говорит Но, видит Бог, есть музыка над нами — Дрожит в..кзал от пенья аонид И снова паровозными свистками Разорванный скрипичный воздух слит... 1921              «Концерт на вокзале»

Судя по всему мальчику было уг..товано будущее рав(?)ина но юноша вместо Талмуда изучал Шиллера и Гёте Бодлера и Верлена.

Первые стихи относятся вероятно к 1908 году а двумя годами по..же сост..ялся его д..бют в п..чати. В 1913 году О. Мандельштам вошёл в гумилёвский «Цех поэтов» и в 1913 году была издан(?)а первая книжка стихов «Камень». Простота и глубина строк напи- сан(?)ых молодым поэтом не могли не пор..зить:

Я так (же) беден как пр..рода Я так (же) прост как небеса И призрачна моя свобода Как птиц полночных голоса. 1910

Вторая п..л..вина 1910-х годов навалива..тся на Россию всей тяжестью войн и р..в..люций и Мандельштам чу(?)ствует себя втянутым в круг..в..рот истории а вместе с этим заостря..тся ист..ризм и тр..г..дийность его мышления. Встаёт в..прос о месте и назн..чени.. человека в мире. События Первой мировой войны Мандельштам воспр..н..мает болезнен(?)о живя с «ощущением спустивш..йся на мир чумы» а октябрь 1917 года как «огромный неуклюжий скрипучий пов..рот руля».

Его быт (ни)когда (не)был устроен: он вел ск..тальческую жизнь полную лишений курьёзных происшествий тр..вог. Между бездомным поэтом и обывателями «начала стройки ленинских годов» пролегла пропасть: «Бог отказал этим людям в приветливости, которая все-таки укр..шает жизнь они угрюмо сц..пились в страстно-потр..- бительскую ас(?)оциацию обрывали причитающиеся им дни по стригущ..й талон(?)ой системе и улыбались как будто произн..сили слово «повидло»... (О. Мандельштам)

Трагический накал стихов обусловлен и тем что поэт не только осмысливал но и непосредственно переживал исторический разлом:

В чёрном бархате советской ночи В бархате всемирной пустоты Всё поют блажен(?)ых жён родные очи Всё цветут бес(?)мертные цветы. 1920

До 1930 года он выпускает несколько сборников стихов пишет статьи о литературе и эстетике. Его называют «ювелиром сло-

ва» (Н. Степанов), его поэзию «зодчеством пр..красных форм» (В. Жирмунский) а крупный литературовед и критик К. В. Мочуль- ский характеризует Мандельштама как «самого замечательного из современ(?)ых русских поэтов после Блока и самого (не)оценён(?) ого».

А на какой(то) инстанции уже отштамповалась формулировка «внутренний эмигрант». И (не)безосн..вательно.

В ночь с 13 на 14 мая 1934 года стук в дверь и «век-волкодав» у порога... Арестован(?)ый подтвердил справ..дливость доноса и самолично записал текст эпиграм(?)ы на «отца народов»:

Мы живём под собою (не) чуя страны Наши речи за десять шагов (не) слышны А где хватит на (пол) разговорца, Там припомнят кремлёвского горца...

...А вокруг него сброд тонкошеих вождей Он играет услугами (полу) людей...

...Как подкову куёт за указом указ —

Кому в пах кому в лоб кому в бровь кому в глаз...

1933

Результат три года ссылки.

Второй и последний арест произошел 2 мая 1938 года. Заседание — и Особая комис(?)ия приговорила поэта к пяти годам лагерей. Он был отправлен по этапу во Владивосток и здесь его след теряется...

И. Лиснянская написала:

(Не) известна твоя могила.

Может быть это целый свет.

В первом «Камне» такая сила,

Что последнего камня нет!..

(По Е. Беренштейну)

§ 90

<< | >>
Источник: Хлебинская Г.Ф.. Русский язык. 11 класс. Профильный уровень : учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. Ф. Хлебинская. — М. : ОЛМА — Учебник : ОЛМА Медиа Групп,2010. - 368 с.. 2010

Еще по теме Сложносочинённое предложение:

  1. Сложносочинённое предложение
  2. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  3. ОБРАЗЕЦ СИНТАКСИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СЛОЖНОСОЧИНЁННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  4. ОБРАЗЕЦ СИНТАКСИЧЕСКОГО АНАЛИЗА БЕССОЮЗНОГО СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  5. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ .
  6. СЛОЖНОЕ СОЮЗНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
  7. СИНТАКСИЧЕСКИЙ разбор СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  8. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
  9. ОБОЗНАЧЕНИЕ МЕСТА ПРОПУСКА ОДНОГО ИЗ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  10. § 31. Предложения с обособлением.
  11. Лекция III СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
  12. § 10. Сложноподчинённые предложения с соподчинением и последовательным подчинением.
  13. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ, ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ И ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ
  14. ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
  15. БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  16. ОБОСОБЛЕННЫЕ ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  17. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
  18. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БЕССОЮЗНЫХ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
  19. Как радостно и как спокойно! (Сложносочинённое предложение)