<<
>>

СТИЛИ И ФУНКЦИОНАЛЬНО- СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ. ОТБОР ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ В ТЕКСТЕ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТЕМЫ, ЦЕЛИ, АДРЕСАТА И СИТУАЦИИ ОБЩЕНИЯ

Стилистика — раздел науки о языке, изучающий стили литературного языка и языковые средства, со­здающие их особенности.

Под речевым, стилем мы понимаем использование определенных речевых средств (лексических, морфоло­гических, синтаксических) в зависимости от содержа­ния и дели высказывания.

Стили речи

Книжный Разговорный

у-/ \Ч

Научный / \ Художественный

Публицисти- Официально- ческий деловой

Каждый стиль характеризуется следующими при­знаками:

— целью общения;

— набором языковых средств;

— жанрами.

Стили речи называют функциональными, так как они выполняют определенную функцию (роль) в речи.

Разговорный стиль употребляется в обыденной речи. Он служит для общения, обмена мнениями, впечатле­ниями.

В разговорном стиле зачастую большую роль играют мимика, жесты. В нем отсутствует предварительный от­бор языкового материала.

Наиболее распространенной формой разговорного стиля является диалог — разговор двух или нескольких лиц.

Признаки разговорного стиля:

— неподготовленность речи, неофициальность;

— лексические и фразеологические: наряду с нейтраль­ными словами — просторечные (давеча, завсегда), жарго­низмы (фраер), слова, имеющие разговорную окраску (брякнуться, ляпнуть), эмоционально окрашенные (маль­чонка, жарища), слова с переносными значениями (шкаф);

— словообразовательные: использование слов с умень- шительно-ласкательными суффиксами (лапушка, сол­нышко); сложные слова, образованные путем повтора (добрый-предобрый);

— морфологические: нет преобладания существи­тельных над глаголами, чаще употребляются местоиме­ния, редко — причастия и деепричастия;

— синтаксические: преобладание неполных предложе­ний, ослабление синтаксических связей между словами.

Разговорный стиль может использоваться в художе­ственном как средство раскрытия характера литератур­ного героя: Вот посмотрите, батюшка, какая рожа! Глуп ведь как дерево, а попробуй что-нибудь положить, мигом украдет! Ну, чего ты пришел, дурак, скажи, чего? (Н. Гоголь)

Научный стиль употребляется в трудах ученых, цель его —- сообщение, разъяснение научных результатов. Этот стиль используется в научных статьях, исследованиях:

Микрофотометр ИФО-451 создан для регистрации плотностей почернения эмульсий спектрограмм, вы­полненных на фотопластинках или пленках. Прибор применяется в металлургии и кинопромышленности. (Физика в школе. — 2003. — № 1).

Жанры научного стиля: монография, статья, дис­сертация, отзыв, рецензия, лекция, учебник.

Обычная форма речи — монолог.

Признаки научного стиля:

— предварительный отбор языковых средств;

— использование таблиц, графиков, схем, чертежей;

лексические: специальные слова (в том числе терми­ны); слова с отвлеченным значением (пустота, ско­рость); однозначные слова; заимствованные слова (мо­нография, диссертация);

— логичность изложения, строгая последователь­ность;

синтаксические: сложные синтаксические конст­рукции, между которыми создается упорядоченная связь, для чего применяются, например, вводные слова.

Разновидность^ научного стиля является научно-по­пулярный — научные статьи, предназначенные для мас­сового читателя.

Официально-деловой стиль — это стиль, который употребляется в официально-деловой сфере, например в переписке граждан с учреждениями. Цель его — инфор­мация.

Жанры: устав, кодекс, закон, указ, приказ, доверен­ность, расписка, акт, объявление, протокол, инструк­ция.

Признаки официально-делового стиля:

— предварительный отбор языковых средств;

— точность, не допускающая другого толкования;

— стандартизированность построения текста (устой­чивые обороты: обжалованию не подлежит);

— неличный характер (собирательные существи­тельные, отсутствие глаголов в форме 1-го и 2-го лица);

— предписывающий характер деловых документов;

— отсутствие описания и повествования;

— все документы лишены эмоциональности, поэтому в них отсутствуют изобразительные средства языка;

— лексические: стандартные обороты (довожу до Ва­шего сведения); специальная терминология (выборы, граждане); устойчивые словосочетания неэмоциональ­ного характера;

— морфологические: большое количество отыменных предлогов и союзов (в связи, в соответствии); употреб­ление глаголов несовершенного вида (в уставах, кодек­сах, законах) и совершенного (в более конкретных до­кументах: протоколах, актах).

Публицистический стиль — это стиль, главная цель которого — информация с одновременным воздействием на читателя или слушателя:

Почему не поднимите вы властного голоса против безумия, грозящего окутать мир облаком отравы?

Матери! Жены! Вам принадлежит голос, вам при­надлежит право творить на земле закон (М.

Горький).

Жанры: статья в газете, очерк, репортаж, интервью, фельетон,- судебная речь.

Признаки публицистического стиля:

— предварительный отбор языковых средств;

— образность;

— эмоциональность;

— оценочность;

— призывность;

— лексические: общественно-политическая лексика (партия, демократия); морально-этические слова и фра­зеологизмы (сострадание, черное золото); слова в пе­реносном значении;

— морфологические: эмоционально окрашенные час­тицы, междометия, глаголы в форме повелительного на­клонения;

— синтаксические: несложные синтаксические конст­рукции, риторические вопросы и восклицания, повторы.

К средствам выразительности, используемым в пуб­лицистическом стиле для придания эмоциональной окраски, относятся эпитеты (выдающийся успех), мета­форы (вся страна поднимется для борьбы с неприя­телем), сравнения. Эмоциональные средства сочетаются в публицистическом стиле со строгой логической дока­зательностью.

Художественный стиль (стиль художественной ли­тературы) служит для воздействия с помощью создан­ных образов на чувства и мысли читателя:

Море в гавани было грязно-зеленого цвета. Было шесть часов вечера. На палубе позвонили в третий раз. Пароходный гудок засипел, точно он от простуды не мог выдавить из себя настоящего звука. Наконец ему удалось прокашляться, и он заревел таким ни­зким, мощным голосом, что все внутренности громад­ного судна задрожали в своей глубине (А. Куприн).

Признаки художественного стиля:

— образность;

— широкое использование изобразительно-вырази­тельных средств (эпитеты «грязно-зеленого цвета»; сравнения «засипел, точно от простуды»; метафоры «гу­док... заревел мощным голосом»; инверсия «от простуды не мог выдавить»).

Все эти средства в художественном стиле подчиня­ются основной его функции — эстетической.

Лексические особенности.

В языке художественной литературы могут употреб­ляться просторечия: Пойдем-ка да нарвем в саду себе каштанов (И. Крылов); диалектизмы: «Булъба у нас знатная», — мечтательно произнес Вася (В. Крапивин); слова высокого стиля: О чем ты воешь, ветр ночной, о чем ты сетуешь безумно? (Ф. Тютчев); жаргонизмы: Она брякнула это, не подумав (А. Русаков).

Морфологические особенности:

— составная форма сравнительной степени прилага­тельных и наречий (В лесу было более тихо, чем в школе. Сестра более красива, чем брат.);

— использование причастий и деепричастий.

Синтаксические особенности:

— частое использование сложносочиненных и слож­ноподчиненных предложений: Характерно, что неза­висимо от того, какой будет дождь, его, как только он начинается, называют ласково дождиком (К. Па­устовский);

— частое использование простых предложений, осложненных причастными и деепричастными оборота­ми: Она оттолкнула его, боясь отца (М. Горький).

<< | >>
Источник: Баронова М.М.. Русский язык: полный справочник /М.М. Бароно­ва. - М.: Владимир,2010. - 286, [2] с. - (Полный комплект пособий для подго­товки к единому государственному экзамену). 2010

Еще по теме СТИЛИ И ФУНКЦИОНАЛЬНО- СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ. ОТБОР ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ В ТЕКСТЕ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТЕМЫ, ЦЕЛИ, АДРЕСАТА И СИТУАЦИИ ОБЩЕНИЯ:

  1. Структурно-стилистическая организация текстов (на примере речевого жанра «беседа»)
  2. 2.3.1. Понятия «коммуникативная стратегия» и «коммуникативная тактика» в научной литературе
  3. 4.1. Понятие «речевой жанр» в современной лингвистике
  4. СОДЕРЖАНИЕ
  5. СТИЛИ И ФУНКЦИОНАЛЬНО- СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ. ОТБОР ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ В ТЕКСТЕ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТЕМЫ, ЦЕЛИ, АДРЕСАТА И СИТУАЦИИ ОБЩЕНИЯ
  6. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
  7. Эксплицитность и имплицитность проявления единиц и способов языковой концептуализации в официально-деловом дискурсе
  8. §8. Функции интонации.
  9. КУЛЬТУРА РЕЧИ И ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК
  10. Глава 2 СОВРЕМЕННЫЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ (в нормативном и коммуникативном аспектах)
  11. Глава 3 КУЛЬТУРА РЕЧИ СРЕДИ ДРУГИХ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
  12. Глава 12 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РАЗНОВИДНОСТЕЙ ЯЗЫКА (Контаминированные тексты)