<<
>>

ОСОБЕННОСТИ ТЕКСТОВ РАЗНЫХ ТИПОВ: ПОВЕСТВОВАНИЯ, ОПИСАНИЯ, РАССУЖДЕНИЯ

Все тексты делятся на три смысловых типа: описа­ние, повествование, рассуждение.

Описание — смысловой тип текста, в котором опи­сываются признаки предметов, явлений, животных, че­ловека:

Наступила осень.

Мелкая листва почти вся обле­тела с прибрежных лозин, и сучья сквозят на бирю­зовом небе. Вода под лозинами стала прозрачная, ле дяная и как будто тяжелая. А черное небо чертят огнистыми полосками падающие звезды (И. Бунин).

Цель описания — показать читателю или слушате­лю предмет описания, чтобы он наглядно представлял его в своем сознании.

Элементы композиции описания: общее представ­ление о предмете, отдельные признаки предмета, автор­ская оценка, вывод, заключение.

Описание природы называется пейзажем, описание человека — портретом.

Описательный текст может быть в форме любого стиля.

Повествование — смысловой тип текста, в котором описываются события в определенной последовательности:

Но вот стрельба стала стихать и затем совсем прекратилась. Черные тени метнулись в сторону, нар­вались на наш огонь и исчезли за деревьями. Враг уходил! Закончился этот самый трудный и страш­ный ночной бой в лесу (М. Фортус).

Повествовательный текст бывает в форме художест­венного и разговорного стилей.

Художественный повествовательный текст имеет опре­деленное построение — композицию (от лат. composito — сочинение, составление, соединение). Принято выде­лять: экспозицию (обстановка, предшествующая началу действия), завязку (то, с чего действие начинается), раз­витие действия, кульминацию (наивысшая точка разви­тия действия), развязку (конец события).

События могут развиваться в хронологической по­следовательности и в обратной, когда мы сначала узнаем о развязке, а потом о развитии действия.

Повествование может идти от третьего лица, это ав­торское повествование, или от первого лица.

225

Рассуждение — смысловой тип текста, в котором ут­верждается или отрицается какое-либо явление, факт, понятие.

8-t567n

Рассуждение строится следующим образом: тезис, аргументы, доказывающие его, вывод. Тезис должен быть четко сформулирован и доказуем, аргументы — убедительными. Важно, чтобы между тезисом и аргу­ментами была установлена логическая, смысловая и грамматическая связь (нередко используются вводные слова: во-первых, итак, следовательно):

Русский язык — один из самых великих языков в мире.

Во-первых, он отличается богатством лексики, во- вторых, необыкновенной гибкостью и пластичностью языковых форм, в-третьих, разнообразием стилисти­ческих средств.

Итак, прав был А. С. Пушкин, утверждая, что наш язык не только не уступает европейским языкам, а имеет над ними превосходство (А. Дудников).

Рассуждение отличается от описания и повествова­ния более сложным построением предложений (с при­частными и деепричастными оборотами, различными типами союзной и бессоюзной связи), лексикой (слова, обозначающие отвлеченные понятия: добро, истина).

Рассуждение может выступать в разных жанровых формах: письма, статьи, доклады, политические выступ­ления.

ТЕСТ

1. Определите функциональный стиль речи данного

текста.

Может быть, правы те, кто считает, что подростко­вый маскарад не нужен?

А вот нужен, утверждают психологи. Причем, чтобы сформировать в человеке такую важную вещь, как жиз­ненные принципы.

А для этого нужна подготовительная стадия, во вре­мя которой человек учится разделять принципы своего социума, своей субкультуры. Подростки играют в «серь­езные игры». Создавая для них свои собственные пра­вила, они привыкают к правилам вообще: привыкают

их принимать, исполнять, их придерживаться. Молодой человек учится быть субъектом морали. Это как проб­ный полигон, пробное пространство, где тренируется на­вык иметь какое-то мировоззрение. При этом в субкуль­турах есть вещи, которые вызывающи и оппозиционны по отношению к общепринятой морали. Но ребенок дол­жен ощутить себя их творцом. Хорошие педагоги убеж­дены: потребность в негативизме и оппозиционности должна быть удовлетворена.

(Е. Новоселова)

2. Укажите функционально-смысловой тип речи дан­ного текста.

Собираясь идти на экзамен греческого языка, Ваня Оттепелев перецеловал все иконы. В животе у него пе­рекатывало, под сердцем веяло холодом, само сердце стучало и замирало от страха перед неизвестностью. Что-то ему будет сегодня? Тройка или двойка? Раз шесть подходил он к мамаше под благословение, а уходя, про­сил тетю помолиться за него. Идя в гимназию, он подал нищему две копейки, в расчете, что эти две копейки окупят его незнания и что ему, бог даст, не попадутся числительные с этими тессараконта и октокайдека.

Воротился он из гимназии поздно, в пятом часу. При­шел и бесшумно лег.

— Ну, что? Как? Сколько получил? — спросила ма­маша, подойдя к кровати.

Ваня замигал глазами, скривил в сторону рот и за­плакал.

(А. Чехов)

<< | >>
Источник: Баронова М.М.. Русский язык: полный справочник /М.М. Бароно­ва. - М.: Владимир,2010. - 286, [2] с. - (Полный комплект пособий для подго­товки к единому государственному экзамену). 2010

Еще по теме ОСОБЕННОСТИ ТЕКСТОВ РАЗНЫХ ТИПОВ: ПОВЕСТВОВАНИЯ, ОПИСАНИЯ, РАССУЖДЕНИЯ:

  1. Натуральная школа и проза начала 1850 х гг.
  2. Г.А. ПУЧКОВАНЕРАВНОЦЕННЫЕ ЭТЮДЫ О КЛАССИКАХ
  3. Структурно-стилистическая организация текстов (на примере речевого жанра «беседа»)
  4. Автор о лингвометодических идеях в своих школьных учебниках
  5. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКА РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  6. ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИ
  7. ОБ ИДЕЙНЫХ И СТИЛИСТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ И МОТИВАХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРЕДЕЛОК И ПОДДЕЛОК
  8. О СВЯЗИ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА И СТИЛЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  9. О РАЗМЕРАХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В «ПИСЬМАХ ИЗ ФРАНЦИИ» Д.И. ФОНВИЗИНА И «ПИСЬМАХ РУССКОГО ПУТЕШЕСТВЕННИКА» Н.М. КАРАМЗИНА
  10. РАЗВИТИЕ УЧЕНИЯ О ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ В СОВЕТСКУЮ ЭПОХУ
  11. ПРОБЛЕМА ОБРАЗА АВТОРА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
  12. ОСОБЕННОСТИ ТЕКСТОВ РАЗНЫХ ТИПОВ: ПОВЕСТВОВАНИЯ, ОПИСАНИЯ, РАССУЖДЕНИЯ
  13. § 5. Типы и стили речи
  14. § 2. Анализ и информационная переработка исходного текста