ГЛАВА ВТОРАЯ. ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ В ГОСУДАРСТВАХ РАЗНЫХ ПОЛИТИКОПРАВОВЫХ ТИПОВ И КУЛЬТУР
Исследованию проблемы в последующих трех параграфах необходимо придать определенную направленность и установить ему ограничения, не искажающие и не упрощающие при этом существа проблемы.
Первое важное предварительное замечание методологического характера состоит в том, что исследование направляется на идейный строй как на узловой элемент структуры правосознания. Идеи являются синтезом рационального мышления и чувственного восприятия правовой реальности. Как верно отмечал С.С. Алексеев, «идеи образуют содержание науки, являются носителями «откровений»[108], они яснее всего свидетельствуют о существовании правосознания.
Основное внимание при этом должно быть обращено на смыслообразующие идеи правосознания, значение которых в том, что заложенные в них смыслы создают содержательную область правосознания и определяют правовое поведение личности[109].
Как представляется, смыслообразующие идеи позволяют идентифицировать то, что наиболее значимо для правосознания и находится в сфере правовых интересов. Эти идеи характеризуют интеллектуальное и чувственное состояние людей, духовное состояние общества, на фоне и в рамках которого возможно говорить о собственном, характерном для правосознания содержа- нии[110]. С помощью смыслообразующих идей содержанию правосознания придается целостность. Ж.Э. Ренан по данному вопросу писал: «Если вы хотите
81 подчеркнуть важность какой-либо идеи, устраните ее и покажите, чем сделался бы мир без нее»[111].
Второе замечание состоит в том, что смыслообразующие идеи определяют функциональную направленность правосознания, и, стало быть, функциональному аспекту проблемы также следует уделить должное внимание.
Суть третьего замечания методологического характера состоит в следующем. Исследование идейного строя правосознания само по себе еще не решает в необходимом объеме поставленной проблемы. Идейный строй правосознания весьма многообразен и характеризует его в самых разных связях с разными же сторонами социальной реальности.
Поэтому из всего многообразия идей правосознания будут выделены те, что позволяют раскрыть содержание и сущность правосознания в контексте его соотношения с формой государства. Такие идеи адекватно характеризуют общественное правосознание именно в его связанности с государством, его бытием и формами.При этом смыслообразующими они становятся лишь при определенных условиях, под определенным углом зрения, при решении определенного круга проблем. Придавая тем или иным идеям смыслообразующее значение, мы получаем конкретную конфигурацию содержания правосознания и привносим в это содержание нечто новое. Содержание правосознания всегда подвижно и полиструктурировано.
Четвертое предварительное замечание состоит в следующем. Мы исходим из того, что каждая из форм отличается от другой своим сочетанием политического и правового компонентов, а также ролью и характером права как элемента государства. Иными словами, правовую составляющую в рассмотрении формы государства всегда можно выделить как относительно самостоятельную, и только при таком условии становится различимым такой эле-
82 мент организации и осуществления государственной деятельности, как правосознание.
Наконец - и это пятое замечание методологического плана, - следует рассматривать существование государства в той или иной форме не как произвольный и обусловленный чисто политическими целями процесс, а как процесс, обусловленный культурно-историческими особенностями этого существования. Государство в его конкретности - всегда культурный феномен, продукт длительного исторического развития. Конкретное государство - всегда один из важнейших элементов жизни общества, способствующих самоидентификации народа.