<<
>>

§23.4. Влияние правосознания на правовую культуру

Правовое сознание общества, отдельных групп, индивидов органично связано с

правом, правовой культурой, как целостными социальными институтами, с их возникно-

вением, функционированием и развитием, с правотворчеством и правоприменением, дру-

гими сторонами правовой действительности.

Без обращения к данной теме вряд ли воз-

можно сколько-нибудь серьезное изучение многообразных сознательных и созидательных

процессов в правотворчестве и правоприменении2.

По мнению И.А. Иванникова, «правосознание зародилось в раннеклассовом обще-

стве из реальных правовых связей, а его духовной почвой были мифы, религиозные веро-

вания. Правовая мысль длительное время существовала в лоне мифологического и рели-

гиозного сознания. В средние века правосознание характеризовалось: 1) дифференциа-

цией по сословно-классовой принадлежности, принятием общественного неравенства

как естественного явления; 2) зависимостью от религии»3.

Вместе с тем правосознание является одной из форм общественного сознания, на-

ряду с политическим, религиозным, философским, научным и др.4

«Человеку невозможно не иметь правосознания, – пишет И.А. Ильин, – его имеет

каждый, кто сознает, что кроме него на свете есть и другие люди. Человек имеет правосоз-

нание независимо от того, знает он об этом или не знает, дорожит этим достоянием. Вся

жизнь человека и вся судьба его слагаются при участии правосознания и под его руково-

дством; мало того, жить – значит для человека жить правосознанием, в его функциях и в

терминах: ибо оно остается всегда одною из великих и необходимых форм человеческой

жизни. Оно живет в душе и тогда, когда еще отсутствует положительное право, когда нет

еще ни «закона», ни «обычая»; когда никакой «авторитет» еще не высказался о «правовом»,

верном поведении»5.

В советской теории государства и права правосознание рассматривалось с классовых

позиций. «Правосознание – это форма общественного сознания, выступающая как система

взглядов, убеждений, оценок, представлений, настроений, чувств данного класса либо об-

щества, определяемая материальными условиями их жизни, направленная на установле-

ние правового режима в обществе, отвечающего интересам и целям этого класса либо об-

щества»6, – пишет Е.А. Лукашева.

Современные представления о правосознании далеко неоднозначны. Так, Н.Л. Гра-

нат отмечает, что «правосознание отражает правовую действительность в форме юриди-

ческих знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, правовых

установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) людей в

юридически значимых ситуациях»7.

1 Овчинников А.И. Правовое мышление: теоретико-методологический анализ. – С. 309.

2 См.: Любашиц В.Я., Мордовец А.Ю., Тимошенко И.В. Теория государства и права. – С. 487.

3 Иванников И.А. Теория государства и права. – С. 308.

4 См.: Философский энциклопедический словарь. – М., 1983. – С. 448.

5 Ильин И.А. О сущности правосознания // Собр. соч.: В 10 т. Т. 4. – М., 1994. – С. 19.

6 Лукашева Е.А. Социалистическое правосознание и законность. – М., 1973. – С. 97.

7 Гранат Н.Л. Правосознание и правовое воспитание // Общая теория государства и права. Акад.

курс. Т. 3 /Под ред. М.Н. Марченко. – М., 2001. – С. 303.

Глава 23. Правовая культура

389

Т.В. Синюкова определяет правосознание как совокупность представлений и

чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей к действующему или

желаемому праву, ведь «правосознание – весьма независимое, целостное и как бы даже

«рядоположенное» праву явление, требующее изучения в качестве особого объекта пра-

вовой теории, через которые теория права «выходит» на такие сокровенные вопросы, как

сущность права, его генезис, культурная специфика юридического регулирования в рам-

ках той или иной цивилизации...»1.

О.Ф. Скакун полагает, что «правосознание не только

выражает отношение индивида к правовой действительности, но и направляет его на оп-

ределенные изменения в правовой среде, прогнозирует ___________и моделирует их»2. В.А. Суслов

трактует правосознание как разноплановый сплав идеологии и психологии, включаю-

щий в себя совокупность идей, знаний о праве и правовой действительности, а также

эмоции, ориентации, пристрастия и установки, возникающие в связи с правовым поведе-

нием людей, деятельностью правоохранительных органов и т.п.3

По мнению О.Г. Щедрина, «правосознание – это форма сознания, выражающая

отношение к государству, действующему и желаемому праву, к практике его реализации,

формирующаяся на основе полученного знания и национальных особенностей, сущест-

вующая в каждом человеке, способном к знанию, разумению и соответствующему управ-

лению собой (субъектом права), и независимо от своего уровня, вида и стадии способна

регулировать юридически значимое поведение как правомерное, так и неправомерное

своего носителя»4.

И.М. Хиль под правосознанием понимает «область сознания, отражающую право-

вую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и

практике его реализации, правовых установок и ценностных ориентаций, способных в

будущем формировать поведение людей в юридически значимых ситуациях»5.

Вместе с тем для определения категории правосознания необходимо учитывать

личностный фактор, так как «правосознание – чисто субъективное явление; оно состоит

из представлений людей о праве (действующем, относящемся к прошлым эпохам, желае-

мом), из субъективного отношения к самому феномену права, его ценностям, из право-

вой психологии и даже из индивидуальной или массовой эмоциональной реакции на

право, подчас интуитивной, подсознательной (как, скажем, реакция на нарушение норм

писаного права)»6. Поэтому, отражая объективные потребности общественного развития,

правосознание человека предопределяет и мотивирует его соответствующее поведение,

придает целенаправленный характер любой человеческой деятельности.

Следовательно, целесообразно ___________определять правосознание через систему правовых

чувств, эмоций, идей, взглядов, оценок, установок, представлений и других проявлений,

выражающих отражение членов общества как к действующему праву, к юридической

практике, так и к желаемому праву, к другим правовым явлениям7.

Все вышесказанное свидетельствует о сложности, неоднозначности и специфично-

сти понимания правосознания, которое является источником всякого самоуправления,

так как его содержание зависит от воли и чувств, питаемых личным воображением. «Пра-

1 Синюкова Т.В. Правосознание и правовое воспитание // Теория государства и права: Курс лек-

ций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. – С. 611–612.

2 Скакун О.Ф. Теория государства и права. – Харьков, 2000. – С. 230.

3 См.: Суслов В.А. Структура правосознания // Правоведение. – 1997. – №2. – С. 87.

4 Щедрин О.Г. Правовой нигилизм как характеристика современного русского правосознания. – С. 7.

5 Хиль И.М. Особенности формирования правового сознания студенческой молодежи: Дисс…

канд. юр. наук. – Краснодар, 2005. – С. 17.

6 Алексеев С.С. Право. Опыт комплексного исследования. – М., 1999. – С. 265.

7 См.: Баранов П.П. Правосознание и правовое воспитание // Общая теория права / Под ред. В.К. Ба-

баева.– Н. Новгород, 1993. – С. 474–475; Иванников И.А. Теория государства и права. – С. 308; Лю-

башиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Тимошенко И.В. Теория государства и права. – С. 487.

Общая теория правовой культуры и правового мышления

390

восознание – это особый, сугубо внутренний мир человека, – пишет В.И. Шепелев, – от-

ражающий все многообразие юридической действительности и имеющий выход на уро-

вень общества и социальных групп»1.

Таким образом, под правосознанием необходимо понимать совокупность

взглядов, представлений, чувств, знаний и переживаний, мотивирующих право-

мерное поведение граждан и отражающих их отношение к действующему и желае-

мому праву.

В юридической литературе высказывались также мнения, согласно которым пра-

восознание отождествлялось или вплотную сближалось с правом. Такая позиция пред-

ставляется спорной. Правосознание представляет собой одну из форм общественного

сознания. На формирование и развитие правосознания оказывают влияние политиче-

ские, экономические, социально-культурные факторы. Оно взаимосвязано и взаимодей-

ствует с политическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой.

Тесная связь правосознания и политического сознания дала основание для исполь-

зования в юридической и философской литературе термина «политико-правовое созна-

ние». Однако тесная связь между названными формами сознания не исключает качест-

венного различия между ними. Политическое сознание отражает политические отноше-

ния общества, ядро которых образуют отношения между социальными группами, клас-

сами, нациями, народами, их отношения к государству. Политическое сознание выража-

ет внутри- и межгосударственные отношения в обобщенном, концентрированном виде.

Правовое сознание отражает правовые отношения между участниками правовой жизни

общества. В сферу правового сознания включаются также правовые явления, которые по-

лучают политическую оценку, но по своей сущности, внутреннему качеству не являются

политическими. Так, например, обстоит дело с социальными, экономическими, культур-

ными правами человека, отношениями в области земледелия и водопользования, прави-

лами охраны окружающей среды, охраны и гуманизации труда.

В то же время необходимо понимать, что, как самостоятельные, автономные явле-

ния, правосознание, политическое сознание, прочие формы сознания – это абстракции.

В реальной жизни между ними нет непроницаемых перегородок, какого-то особого отде-

ла сознания, отвечающего только за анализ, скажем, юридических или политических яв-

лений. Правовую действительность отражает, каждая под своим углом зрения, и нравст-

венная, и политическая, и экономическая, и религиозная и другие формы общественного

сознания. Специфика правосознания состоит в том, что оно отражает юридическую ре-

альность сквозь призму должного, с позиций сложившихся в обществе принципов, нор-

мативных представлений и делает это в понятиях прав и обязанностей субъектов общест-

венной жизни. Оно имеет оценочную природу, причем оценке подвергается не только

само право, но и то, что подлежит юридическому урегулированию. В нем находит свое

отражение «правовая природа вещей», т.е. объективные свойства социальных процессов,

поступков, общественных отношений, которые требуют нормативной оценки.

Правосознание – это не только отражение в сознании общества, социальной груп-

пы, личности правовых отношений, правовых установлений, оценка действующего права,

но и средство воздействия на правовую систему государства, поскольку правосознание –

это еще и мысли, идеи о желаемых изменениях в праве.

Правосознание как важнейшая составная часть правовой жизни общества взаимо-

действует с другими элементами правовой системы: юридическими нормами, принци-

пами, институтами, совокупностью правовых учреждений, процессами правотворчества

1 Шепелев В.И. Правосознание и правовая культура // Любащиц В.Я., Смоленский М.Б., Шепе-

лев В.И. Теория государства и права. – С. 493

Глава 23. Правовая культура

391

и правореализации, правовыми отношениями. Эти взаимные связи и взаимодействие

элементов правовой системы дают возможность представить в единстве правовую сторо-

ну общественной жизни.

Структура правосознания может рассматриваться в гносеологическом (познава-

тельном) и социологическом аспектах. При гносеологическом подходе правосознание

трактуется как отражение правовой действительности, одна из форм ее познания. При

социологическом – исследуется с точки зрения его места в системе общественных явле-

ний и роли в развитии общества в целом.

Структура правосознания, рассматриваемая в гносеологическом аспекте, состоит

из двух уровней отражения правовой действительности: правовой идеологии и правовой

психологии.

Правовая психология – это сумма правовых психических проявлений (эмоций,

желаний, чувств, настроений), отражающих различные правовые аспекты общественной

жизни и характерных для конкретной личности, социальной группы или общества в це-

лом. Она возникает под непосредственным влиянием окружающей правовой действи-

тельности и является первой ступенью правосознания.

Правовая психология является непосредственным отражением жизненных отно-

шений людей, живущих в государственно-организованном обществе, составляющих на-

ции, народности, классы, группы населения. В формировании правовой психологии со-

циальной группы, общества в целом принимают участие все члены этой группы, всего

общества. При этом люди руководствуются своим обыденным сознанием, здравым смыс-

лом. Правовая психология понимается как отражение непосредственного опыта участия

в правовой сфере жизни общества. Правовая психология есть правосознание практиче-

ское, основанное на правовых чувствах, переживаниях, она связана с элементарным зна-

нием правовых фактов, явлений, их оценкой, выражаемых и в правовых чувствах, и в

правовых навыках, привычках.

Правовая идеология – это система проникнутых внутренним единством научных

положений, идей, теорий и учений, характеризующих взятую в развитии правовую сис-

тему. Она являет собой более высокий, по сравнению с правовой психологией, научно-

теоретический уровень правосознания, более глубокое осмысление людьми правовых яв-

лений общественной жизни.

В идеологической сфере правосознания на базе приоритетного чувственного ма-

териала происходит окончательное оформление идей и представлений о правовой дей-

ствительности.

Формирование правовой идеологии осуществляется как процесс теоретического

осознания интересов, целей и задач общества, государства, индивида. Правовая идеоло-

гия дает обоснование установленных или предполагаемых юридических отношений, ро-

ли права, законности и правопорядка. В разработке правовой идеологии принимают уча-

стие ученые-правоведы, практические работники юридических учреждений, политиче-

ские деятели. По существу, речь идет о формировании правосознания на теоретическом

уровне, в котором принимают участие профессионалы.

В разработке правовых идей, теоретических проблем права, правового регулиро-

вания специалисты опираются на накопленные знания, обобщают опыт правовой жизни

общества, учитывают позитивные и возможные негативные последствия принимаемых

юридических актов, структурных изменений в системе правовых органов, в их функцио-

нировании при определенных показателях в социально-политической, экономической и

культурной жизни общества. В формировании правовой идеологии причастные к этому

компетентные специалисты используют материалы конкретных социологических иссле-

Общая теория правовой культуры и правового мышления

392

дований, статистические данные о состоянии экономики, демографических процессов в

обществе, учитывают общественное мнение, настроения в отдельных социальных груп-

пах, картину и динамику правонарушений.

Таким образом, основное различие между правовой идеологией и правовой пси-

хологией состоит не только в том, что они отражают общественное бытие и обществен-

ную правовую реальность при помощи различных социальных инструментов: первая –

при помощи идей, теорий, вторая – при помощи эмоций и других психических проявле-

ний. Если отражение общественного бытия в правовой идеологии происходит на уровне

теоретического, научного осознания, теоретических знаний и оценок законодательства,

правопорядка, законности и иных правовых явлений, то такое отражение в правовой пси-

хологии осуществляется, прежде всего, на уровне обыденного, повседневного сознания.

Социологический анализ структуры правосознания позволяет выделить в нем три

компонента – познавательное, оценочное и практическое правосознание. В русле такого

анализа исследователи рассматривают и вопрос о функциях правосознания, выделяя, как

правило, следующие: познавательную (гносеологическую), оценочную и регулятивную.

По мнению В.И. Каминской и А.Р. Ратинова, результатами функционирования

правосознания являются правовая подготовка, ценностные отношения к праву, практике

его применения, правовые установки и ориентации, а эмпирическими показателями ока-

зываются соответственно юридические знания и умения, оценочные суждения (мнения)

и, наконец, поведенческие позиции (решения).

Познавательная функция правосознания выполняет задачу отражения правовой

реальности и состоит из ряда последовательно возникающих психических образований:

ощущений, главным образом слуховых и зрительных; восприятий; памяти, которая нака-

пливает правовые знания посредством процессов запоминания, воспроизведения, узна-

вания и выражает их в виде различных правовых представлений; мышления, являющего-

ся высшим познавательным процессом, продуктом которого служат правовые идеи, по-

нятия и убеждения.

Однако познавая правовую действительность, граждане проявляют определенное

отношение к ней (оценочная функция правосознания) через психические эмоциональ-

ные процессы и состояния (эмоции, чувства, настроения, аффекты, страсти).

Практической стороной правосознания, осуществляющей разумную реализацию

намерений человека, является воля (регулятивная функция правосознания). Она охваты-

вает: уяснение правовых знаний, внутреннее согласование возникающих побуждений со

сложившимися правовыми убеждениями и с существующей объективной реальностью,

включающей действующую в обществе систему правовых норм и ценностей, определе-

ние цели, решение и, наконец, исполнение решения в правовой сфере.

Иногда выделяют функцию моделирования – формирование модели поведения,

которое расценивается как необходимое.

По мнению некоторых ученых, функции правосознания имеют своеобразную ие-

рархию. Важнейшей, например, объявляется гносеологическая.

Возможны самые разные классификации правосознания. Наиболее распростра-

ненные – квалификация по его субъектам и с позиций социального уровня.

Виды правосознания по его субъектам в обобщенной форме предстают как право-

сознание индивидуальное, групповое и общественное.

Общественное правосознание включает в себя правовые идеи, взгляды, мнения,

теории, распространенные в данном обществе и отражающие типичные свойства его

юридической действительности. Оно объективируется в правовой культуре, юридиче-

ской науке или идеологии; в законодательстве, поскольку принимается государственным

Глава 23. Правовая культура

393

органом; в массовых взглядах, представлениях, отражаемых, в частности, в прессе; во всех

идеологических институтах – таких как политика, мораль, искусство, религия и т.д.

Прежде чем общественное сознание проникает в психику отдельных граждан, оно

становится коллективным сознанием социальных групп1.

Особенности группового правосознания объясняются рядом факторов. Первый

из них состоит в том, что в любой общности складывается специфическая субкультура,

т.е. свои нормативные ценности, которые, прежде всего, влияют на оценки членами

группы сложившейся юридической системы. Второй фактор – это различия интересов

социально-демографических групп, связанных с неодинаковостью их мест в социальной

структуре, а стало быть, с различным отношением к собственности, системе распределе-

ния, к власти – одним словом, к общественному строю и нормам, его определяющим, за-

крепляющим и регулирующим.

Индивидуальное правосознание является результатом социализации отдельного

человека и усвоения им группового и общественного правосознания, опосредованного

особенностями его жизненного пути. Коллективные формы сознания плюс личный опыт –

вот что образует основу восприятия юридической действительности каждой неповтори-

мой личностью.

В.А. Щегорцов справедливо отмечает, что правосознание индивида опосредовано

самим общественным и групповым правосознанием, из которых человек черпает свои

представления о правах и обязанностях, понятие о правомерности или неправомерности

содеянного и т.д.

Общественное сознание предшествует сознанию индивидов, и они вынуждены сооб-

разовывать свое восприятие действительности с тем, которое выработано до них и которое

усваивается им в процессе социализации. Это, в частности, проявляется в том, что сознание

общества материализуется в различных социальных институтах. Юридические нормы, из-

данные государством законы, юридическая наука и т.д. – это своего рода объективирован-

ное правосознание, в котором аккумулирован опыт не одних только современников, но и

всех предшествующих поколений, участвовавших в правовых отношениях.

С позиций социального уровня правосознание подразделяется на обыденное, на-

учное и профессиональное.

Обыденное правосознание в основном формируется под воздействием непосред-

ственных условий жизни людей, их личного жизненного опыта. В обыденном сознании

выделяется рациональная сфера – сумма знаний об объективном мире, навыки, умения,

которые необходимы для повседневной деятельности каждого и образуют ее осознанную

основу. Эта сфера эмпирического происхождения – итог индивидуального опыта.

Кроме того, в обыденном правосознании выделяется эмоциональная область –

психологическое отношение к фактам юридической действительности, проявляющееся в

эмоциях, психических переживаниях, установках. Особенностью обыденного правосоз-

нания является то, что наибольшую роль в нем играют именно психологические элемен-

ты. Обыденное сознание очень ограниченно. Его ограниченность обусловлена узостью

своего источника – индивидуального опыта.

Научное правосознание складывается на основе широких и глубоких правовых

обобщений, а его содержание в основном составляют правовая идеология, система теоре-

тических правовых знаний.

Профессиональное правосознание – это правосознание юристов, т.е. общности

людей, которая профессионально занимается юридической деятельностью и требует

специальной общеобразовательной или практической подготовки.

1 См.: Кузнецов Э.В. Методологические проблемы правосознания сотрудников органов внутрен-

них дел. – Л., 1986. – С. 45.

Общая теория правовой культуры и правового мышления

394

Профессиональное правосознание представляет собой коллективную форму пра-

вового сознания, которая выступает в виде системы правовых взглядов, представлений,

идей, установок, ценностных ориентаций, чувств, эмоций и других структурных образова-

ний правосознания людей, профессионально занимающихся деятельностью, требующей

специальной образовательной и практической подготовки. В данную общность людей вхо-

дят и лица, занимающиеся научным трудом, преподающие юридические дисциплины в

высших и средних специальных учебных заведениях. Профессиональное правосознание

юриста – это научно обоснованная, стройная система правовых знаний, убеждений и

чувств, которыми он руководствуется в своей деятельности. Профессиональное право-

сознание по уровню отражения права относится к теоретическому сознанию. Оно фор-

мируется в процессе познания правовой системы общества, сущности и роли права,

изучения различных юридических действий. Для профессионального правосознания

неспециалиста характерно усвоение правовых знаний как системы, понимание взаимо-

связей различных правовых норм, представление о воздействии права на общественные

отношения, на мотивы поведения личности в правовой сфере. Профессиональное пра-

восознание юриста вместе с системой теоретических знаний об общих принципах пра-

ва, правовой жизни общества включает также определенные систематические познания

в какой-либо конкретной сфере права – например, гражданского, финансового, торго-

вого, трудового, семейного, административного, экологического, уголовного и т.д.

Многочисленные эмпирические исследования показывают, что различные профес-

сиональные группы правоведов неодинаково воспринимают юридическую действитель-

ность. Судья оценивает правовую реальность иначе, чем прокурор, прокурор – иначе, чем

адвокат, следователь – иначе, чем эксперт-криминалист, юрисконсульт банка – иначе, чем

преподаватель юридического факультета и т.д., хотя все они получили высшее юридическое

образование. Столь пестрое многообразие правосознания объясняется тем, что, казалось

бы, единый теоретический взгляд на право преломляется через функционально различные

виды практической деятельности, включая законодательную и правоприменительную.

Правосознание юристов может рассматриваться и анализироваться как система,

потому что оно обладает отчетливо выраженным системообразующим фактором или ка-

чеством интегральности.

Отдельные интегральные свойства правосознания исследовались в научной лите-

ратуре (например, его структура). В ней выделяются такие подсистемы, как правовые

знания, взгляды, представления, установки, ориентации, чувства, позиции, навыки пове-

дения и др. В структуре правосознания выделяются также правовой опыт и ложные (ми-

фические) правовые конструкции. Принципиально важным свойством правосознания

юристов как системного образования является его способность к самоорганизации.

Профессиональное правосознание юриста оказывает регулирующие воздействия

на его юридически значимое поведение. Во-первых, профессиональное правосознание

способствует осознанию специалистом целей юридически значимого поведения. Во-

вторых, оно помогает юристу «увидеть» набор возможных средств достижения этих це-

лей и произвести выбор конкретных средств из некоторого множества возможных. Осо-

бенно отчетливо регулирующее воздействие профессионального правосознания «про-

сматривается» в ситуации выбора законопослушного или противоправного средства

(действий, актов и др.) при решении конкретной правоохранительной задачи, например,

при задержании человека, подозреваемого в совершении преступления.

В-третьих, профессиональное правосознание помогает человеку, занимающемуся

юридической деятельностью, правильно оценить социальную эффективность избранной

им стратегии решения задачи, осмыслить конечные результаты профессиональной дея-

тельности.

Глава 23. Правовая культура

395

Важнейшую роль играет профессиональное правосознание при осуществлении

такого вида юридической деятельности, как применение права.

То обстоятельство, что правосознание в значительной мере определяет качество пра-

воприменительной деятельности, отмечено многими исследователями профессионального

правосознания. Так, например, в работах, посвященных анализу профессионального право-

сознания сотрудников органов внутренних дел, отмечается: «Зависимость эффективности

деятельности органов внутренних дел от состояния, в котором находится профессиональное

правосознание их кадрового состава (а следовательно, и от деформированности) носит

принципиальный характер». В.В. Лапаева указывает на то, что правосознание правоприме-

нителя является самостоятельным фактором эффективности правоприменения. По этому

же поводу А.С. Пиголкин замечает: «Необходимое условие правильных и глубоких выводов

при изучении обстоятельств дела – высокий уровень правосознания работников, осуществ-

ляющих применение права. Правосознание призвано верно определить крут исследуемых

фактов, намечать правильные пути их исследования, использовать научные методы по-

знания и оценки таких данных». Н.Я. Соколов пишет, что в силу органического единства

сознания и деятельности правосознание юриста-профессионала ___________неизбежно проявляется

на каждой стадии правоприменительного процесса.

Правосознание юриста, занимающегося правоприменением, весьма специфично –

отражает особенность юридической профессии как таковой (профессиональное право-

сознание) и особенности такого вида деятельности, как применение права. Среди этих

особенностей можно назвать сложные условия такой деятельности (недостаток инфор-

мации, постоянные стрессы, возможные конфликты и т.п.), повышенную ответственность

за результаты своей работы, так как акты применения права – это официальные доку-

менты, которые влияют на судьбу конкретного человека.

Н.Н. Вопленко так определяет правосознание правоприменителей: «Это обуслов-

ленная спецификой социальной роли и правоприменительной деятельности профес-

сионально формируемая система правовых идей, взглядов, знаний, чувств, ценностных

ориентации, определяющая образ жизни и мотивы деятельности правоприменителя».

Рассмотрим более детально, по стадиям правоприменения, моменты, в которых

профессиональное правосознание «подключается» к процессу применения права.

Известно, что применение норм права требует тщательного предварительного ус-

тановления фактических обстоятельств по делу. На этой стадии профессиональное пра-

восознание выполняет ориентирующую функцию: необходимо не просто установить

суть происшедшего, но так отобрать и выстроить эмпирический материал, социальные

факты, чтобы впоследствии стала возможной их юридическая оценка.

Применение норм права определяется обычно как регламентированная государ-

ством властная организующая деятельность компетентных органов, должностных лиц и

организаций по индивидуализации норм права для единичного случая, конкретного

субъекта. Всякий раз совершение такого акта юристом подразумевает вынесение им за-

ключения о применимости к данному конкретному случаю или ситуации определенной

нормы права. Правоприменитель каждый раз решает для себя, верно ли, что к действиям

конкретного лица применимо определенное правовое правило.

Решающую роль профессиональное правосознание правоприменителя выполняет

на стадии юридической квалификации установленных фактов с точки зрения избранной

правовой нормы. Получение ответов, скажем, на вопросы о том, есть состав правонаруше-

ния или нет, каким образом должны быть выстроены эти факты с точки зрения логики до-

казывания вины, сбор и оценка доказательств, определение возможных юридических по-

следствий и другие аналитические процедуры выполняются лишь с помощью достаточно

развитых правового знания, правовых установок, правового мировоззрения в целом.

Общая теория правовой культуры и правового мышления

396

Вообще, система правосознания – юридически значимое поведение правоприме-

нителя, функционирует с помощью целой группы «передаточных механизмов». Отметим

некоторые из них:

1. Такое воздействие правосознания на поведение осуществляется с помощью созна-

тельного намерения правоприменителя.

Имеется в виду ситуация, когда правоприменитель сознательно выдвигает перед

собой цель, предусмотренную законом, идентифицирует с ней свои собственные цели и,

соответственно этому, строит всю стратегию конкретного правового отношения.

2. Рассматриваемое воздействие осуществляется через распознавание практических

ситуаций и обстоятельств субъектом-правоприменителем «с точки зрения норм права».

Этот путь позволяет ему находить оптимальный вариант юридически значимого поведе-

ния, сопоставляя «то, что требуется по закону» с тем, «что есть в жизни». Его профессио-

нальное правосознание «служит основой для толкования нормативных актов», средством,

обеспечивающим восполнение пробелов, неизбежно в них возникающих, средством оты-

скания указанного оптимума, наконец, средством обратной связи, то есть выработки

оценки соответствия или несоответствия своих действий норме права.

3. Совершение юридически значимых действий правоприменителем связано с его

профессиональным правосознанием и осуществляется через механизм формирования и

срабатывания установок в области права. Установка на уважение государственной вла-

сти, закона, правопорядка как составная часть профессионального правосознания – од-

но из условий позитивного (правомерного) юридически значимого поведения право-

применителя.

4. Преобразование профессионального правосознания работника-правоприменителя

в его юридически значимое поведение происходит также с помощью формирования со-

ответствующего «Я-образа». На чрезвычайно важную роль этой социально-психо-

логической характеристики личности при формировании поведения человека указывают

многие исследователи.

Переводит профессиональное правосознание правоприменителя в юридически

значимое поведение и такой передаточный механизм, как выполняемая им роль. Поведе-

ние лица производно от характера так называемой «социальной роли», которая возла-

гается на человека обществом, группой либо конкретной ситуацией. Ролевые функции,

«играемые» субъектами правоприменения, накладывают серьезный отпечаток на их

профессиональную деятельность.

О.Г. Щедрин считает необходимым рассматривать правосознание в динамике, для

чего предлагает ввести понятие «стадии правосознания»1. Стадия (от греч. stadion) – оп-

ределенная ступень, период, этап в развитии чего-либо, имеющее свои качества, особен-

ности2. Стадии правосознания – это поступательное развитие правосознания на любом

его уровне: обыденном, профессиональном, научном. На каждом из них правосознание

может развиваться, а может оставаться на низшей стадии. Это развитие происходит в те-

чение жизни как одного человека, так и многих поколений. Необходимость введения ста-

дий правосознания определяется тем обстоятельством, что это – динамический процесс,

предполагающий развитие с возрастом, жизненным опытом, под воздействием правового

воспитания, государственно-правовой идеологии и других обстоятельств3.

По мнению Щедрина, существует три стадии правосознания: 1) покорность праву;

2) осознание права; 3) борьба за право4.

1 См.: Щедрин О.Г. Правовой нигилизм – как характеристика современного русского правосозна-

ния. – С. 35.

2 Советский энциклопедический словарь. – М., 1985. – С. 1259.

3 См.: Щедрин О.Г. Там же. – С. 35.

4 См.: там же. С. 35–37.

Глава 23. Правовая культура

397

Первая, самая низшая и неразвитая стадия правосознания – это покорность праву.

Такое правосознание проявляется как изначальное и рождается под давлением со сторо-

ны государства, религии и всех поддерживающих право сил. И.А. Ильин сравнивал такое

правосознание с «правосознанием озлобленного раба. Такое правосознание было вынуж-

дено считаться с правом и покорилось, но не признало того, чему покорилось»1.

Оно покорилось силе права. Люди, наделенные таким правосознанием, не способ-

ны осознать для себя всю полезность права и правовых институтов. Они способны тер-

петь гнет чужой силы, будь он представлен в форме правовых проявлений или нет, вос-

принимая сложившуюся ситуацию как должное, и никогда не добиваются своих прав,

разве что случайно. Они покорно платят налоги и считают, что государство само должно

о них позаботиться. Но при возникновении конфликта, когда, например, какой-либо чи-

новник их за что-нибудь штрафует, как правило, даже не пытаются жаловаться и доби-

ваться восстановления своих нарушенных прав, оправдывая себя тем, что, мол, все равно

от государства ничего не добьешься.

Но в то же время эти люди сами способны на неправомерные поступки: они могут

спокойно взять то, что «плохо лежит», оправдывая себя тем, что раз государство о них не

заботиться, значит, взять у государства – святое дело. «Став маломальским чиновником, –

пишет Щедрин, – такой человек непременно начинает унижать других, таких же, как он,

тем самым поддерживая и в них идею несправедливости правового регулирования и не-

возможность добиться чего-либо правовым способом»2. Таких людей в современной Рос-

сии множество. Они встречаются на любом уровне социальной и профессиональной ле-

стницы. Люди с «рабским» правосознанием – терпеливые и трусливые перед сильным и

злобные и унижающие по отношению к слабым. Такой человек, не пользуясь уважением

на работе, унижаемый начальником, будет продолжать унижаться перед ним, а не бо-

роться за свои права, свою же злобу будет выплескивать на тех, кто еще слабее его: жену и

детей3. Такое правосознание «утаило в себе волю к бесправию и уверенность в том, что

силе все позволено»4. Однако как только такой человек, будучи, например, чиновником,

получает отпор в ответ на попытки унизить кого-то, он сразу же меняет свое отношение.

Он видит чужую силу и боится ее. Люди обладают таким правосознанием вовсе не пото-

му, что они не знают своих прав, а в силу характера, воспитания и доминирования такого

правосознания в обществе.

Вторая стадия правосознания – осознание права. Переход на нее обусловлен мыс-

лительной деятельностью через разумное осознание ценности права и его необходимо-

сти. Право должно быть не только «осознано мыслью и проверено опытом, но и признано

волей человека»5. Люди, обладающие таким правосознанием, осознают всю полезность

права, в том числе и для себя, и, как правило, уважают его. Если же право, по их мнению,

по каким-либо причинам не достойно уважения, а борьба с ним и за него вследствие ог-

раничений, связанных с характером, оказывается неприемлемой, они остаются верными

тому праву, которое есть, возможно, делая иногда попытки его изменения в лучшую сто-

рону, участвуя в научных спорах, а если смогут пробиться, то и через правотворчество, и

т.д. Как писал И.А. Ильин, «только свободное признание права не унизительно для чело-

века, только оно может достойно разрешать задачи правотворчества»6. Люди, находящие-

1 Ильин И.А. Сущность ______правосознания // Собр. соч.: В 10 т. Т. 4. – С. 186.

2 Щедрин О.Г. Правовой нигилизм как характеристика современного русского правосознания. – С. 36.

3 См.: там же.

4 Ильин И.А. Сущность правосознания // Собр. соч.: В 10 т. Т. 4. – М., 1994. – С. 186.

5 Там же.

6 Там же. С. 181.

Общая теория правовой культуры и правового мышления

398

ся на такой стадии права, законопослушны, но, как правило, пассивны в тех случаях, ко-

гда необходимо за свои права бороться.

Борьба за право – это высшая стадия правосознания1. Ее достижение обусловлено

в первую очередь мыслительной деятельностью – осознанием необходимости такой ак-

тивной борьбы, в отличие от осознания права. Причем такая борьба начинается с высту-

плений за «право в субъективном смысле» (т.е. за поддержание и осуществление справед-

ливых полномочий, обязанностей и запретностей), а в итоге является борьбой за право в

«объективном смысле» (т.е. за обновление правовых норм) – они взаимно предполагают и

обосновывают друг друга.

Идея необходимости борьбы за права как обязанности каждого гражданина своего

государства впервые была высказана еще в 1872 г. Рудольфом фон Иерингом в книге

«Борьба за право».

Полагаем, что любое уважающее себя общество обязано стремиться к тому, что-

бы подавляющее число его членов находилось на стадии борьбы за право. Только обще-

ство с таким правосознанием может быть гарантом преобладания в государстве права, а

не беззакония.

Вместе с тем нахождение человека на той или иной стадии правосознания не оп-

ределяет наличия или отсутствия у него правового нигилизма. Так, человек, будучи на

стадии борьбы за право, может не верить, что государство и право способны его защи-

тить, и прибегать к неправовым методам, для того чтобы отстоять свои права. Тем не ме-

нее, стадия общественного правосознания определяет, будет ли нигилизм приниматься

как что-то неизбежное или же общество будет с ним бороться.

Таким образом, «стадией правосознания является определенная ступень в разви-

тии индивидуального, общественного или государственного правосознания, опреде-

ляющая отношение к идее права и к борьбе с неправом в данный момент времени»2.

<< | >>
Источник: Чепурнова Н.М., Серёгин А.В.. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА: Учебное пособие. – М.: ЕАОИ, 2007. – 465 с.. 2007

Еще по теме §23.4. Влияние правосознания на правовую культуру:

  1. 1. ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ВИДЫ ПРАВОСОЗНАНИЯ
  2. 2. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ
  3. Специфика традиционного правосознания (на материале украинской культуры)
  4. § 1.  Общая  характеристика  правовых  механизмов
  5. 2.4. Особенности развития семейных отношений в народной среде  второй половины 19 века и влияние накопленного положительного опыта на правовую культуру семейных отношений последующих поколений.
  6. 2. Понятие и основные категории правовой системы США
  7. § 3.3. Правосознание перед вызовами глобализма
  8. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ
  9. Тема 3. ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
  10. §23.2. Структурные компоненты правовой культуры
  11. §23.4. Влияние правосознания на правовую культуру
  12. §23.6. Правосознание. Правовая культура.
  13. 5.7.3. Правовые системы (семьи) современности
  14. К теме 17. Правосознание и правовая культура
- Административное право зарубежных стран - Гражданское право зарубежных стран - Европейское право - Жилищное право Р. Казахстан - Зарубежное конституционное право - Исламское право - История государства и права Германии - История государства и права зарубежных стран - История государства и права Р. Беларусь - История государства и права США - История политических и правовых учений - Криминалистика - Криминалистическая методика - Криминалистическая тактика - Криминалистическая техника - Криминальная сексология - Криминология - Международное право - Римское право - Сравнительное право - Сравнительное правоведение - Судебная медицина - Теория государства и права - Трудовое право зарубежных стран - Уголовное право зарубежных стран - Уголовный процесс зарубежных стран - Философия права - Юридическая конфликтология - Юридическая логика - Юридическая психология - Юридическая техника - Юридическая этика -