<<

СЛОЖНОЕ СИНТАКСИЧЕСКОЕ ЦЕЛОЕ (ССЦ)

Унр, 190, Выделите в тексте ССЦ, Аргументируйте.

1. Слава русской литературы.

История русской литературы немыслима без имени Ивана Сергеевича Тургенева. Писатель сспдал обширную художественную панораму той бурной эпохи, в которую жил и творил.

И потому в золотом веке отечественной культуры он предстает как выдающееся явление, устремленное в будущее. 170-летию со дня рождения великого художника слова был посвящен торжественный вечер, состоявшийся ! ноября в Москве.

«Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись. Горе тому, кто это думает, двойное горе тому, кто действительно, без нее обходится». Это проникновенная мысль Ивана Сергеевича Тургенева обретает в наши бурные и сложные времена еще большую значимость (газ.),

П. «Сын полка».

Каждая вещь строится из нескольких элементов. Вот «Сын полка». Построен он был из моих впечатлений военного корреспондента. Я довольно часто во время войны выезжал на фронт и наблюдал детей, которых солдаты принимали к себе.

Это меня очень поразило, и я написал повесть. Но чтобы все было документально и реально, я привлек еще и свои впечатления первой мировой войны. Моя военная профессия - артиллерист. И вот я сделал Ваню артиллеристом, А всех моих героев-солдат в «Сыне полка» я наделил фамилиями тех, кто воевал со мной рядом в годы первой мировой войны (В. Катаев).

III. Техники долго не могли понять, почему электрические трансформаторы очень часто бывают забиты комарами. Что привлекает сюда насекомых, что заставляет их стремиться навстречу своей гибели? Пока инженеры и техники ломали голову, ученые наблюдали. Все знают, что струна гитары, например, запоет только тогда, когда ее заденешь, И запоет она потому, что будет колебаться, Чем струна тоньше, тем и звук тоньше, потому что тонкая струпа колеблется быстрее,

а толстая медленнее. Ну, а тоненькое крыло насекомого, которое очень быстро двигается? Да, оно тоже будет издавать какой-то звук.

И вот тут ученые помогли инженерам понять, что же заставляет комаров лететь к трансформаторам. Трансформатор гудит. Гул этот слышат многие насекомые, но привлекает он только комаров, потому что похож на звук, который издают самки комаров, когда машут крыльями со скоростью 500-550 взмахов в секунду, Сигнал-призыв, похожий на тоненький писк, действует безотказно.

Упр. 19Ь Охарактеризуйте ССЦ: определите тип ССЦ, опишите его семантические и формально-грамматические особенности. Дайте название-заголовок каждому ССЦ.

L Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры,,. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является

не праздным 'занятием от нечего делать, но насущной необходимостью (Л. И. Куприн).

Н. На голубом небе между золотыми деревьями не пойме и ль > что творится. Уносит ветер листы или стайками собрались мелкие птички и несутся в теплые далекие края. Ветер - заботливый хозяин. За лето везде побывает, и у него даже в самых густых местах не остается ни одного незнакомого листика. А вот осень пришла - и заботливый хозяин убирает свой урожай. Листья, падая, шепчутся, прощаясь навек (М М. Пришвин),

III. Пока ребенку нужен твой совет, все - в этом, что у жизни ты просила. Быть матерью - завидней доли нет. Быть матерью - счастливейшая сила, Пока тебе дает советы мать -

пусть их и перерос, вкушай их сладость.

Ребенком быть - такая благодать!

Ребенком быть - счастливейшая слабость. (Римма К такова)*

IV. Тебе может показаться, что в зимнем лесу совсем нет жизни. Но это не так; идешь, идешь - и вдруг с ветки сыплется серебряная радуга: то белочка щелкает кедровые орешки. Л что это за снежный вихрь среди безветрия, на синем морозе? Это с гулом и шумом взлетел старый глухарь, А вот здесь волк протащил свой хвост по снегу, а под этим кедром резвился соболь. А вечером, когда разожжешь костер на хрустящем, как сахар, снегу и посмотришь на деревья, тебе покажется, что они ожили, зашевелились ветки, от тепла людского вдруг зашептали...

Деревья своими вершинами смотрят в небо, разговаривают с ним. И на небе появляется большеглазая луна... Луна сияет, стоят деревья на страже, как старые верные воины, в руках их пляшут белки на заре, скачут горностаи, сидят

очкастые глухари^ и поют маленькие лесные птички, (Юван 11 Ice-тал ов).

Упр. 192* Выделите ССЦ, охарактеризуйте его. Дайте анализ

каждого предложения, входящего в ССЦ.

I. Мать обычно брала меня с собой в театр... Я помню, что стоял за кулисами, как вдруг голос матери сорвался, Зрители стали смеяться, и мать была вынуждена уйти со сцены, И вдруг директор сказал, что можно попробовать выпустить вместо нее меня - он однажды видел, как я что-то представлял перед знакомыми матери. Помню, как он вывел меня за руку на сцену и после короткого пояснения оставил там одного, Я начал петь пол аккомпанемент оркестра. Не успел я пропеть и половины песенки, как на сцену дождем посыпались монеты. Я прервал пение и объявил, что сначала соберу деньги, а потом буду петь. Моя реплика вызвала хохот. Директор вышел на сцену и помог мне поскорее собрать монеты, Я испугался, что он оставит их себе. Только убедившись, что он вручил их матери, я вернулся и закончил песенку, Я чувствовал себя на сцене как дома. Когда мать вышла на сцену, чтобы увести меня, ее встретили громом аплодисментов. Таким было мое первое выступление и последнее выступление матери (По книге Чарльза Чаплина «Моя биография»)*

П. Не утешайся трескучей фразой, что с милым и в шалаше - рай. Брак не только духовный, но и материальный союз. Собираясь

создать семью, подумай, насколько ты независим материально, сумеешь ли ты одеть, укрыть и накормить свою подругу (В. Су-хомлинский),

III. Национальное чувство людей -- самое тонкое место в устройстве общественной жизни; оно не видимый и неподозреваемый до времени пороховой погреб, подложенный под всякое государство, и при любом неосторожном действии (от слова, именно - от слова!) может взорваться со страшной силой. Все попытки извне развалить нашу державу силой заканчивались неудачно; сейчас пробуют с этой стороны,..

(Анат. Ананьев «Годы без войны»),

IV* Вот Шолохов описывает в «Тихом Доне» гибель командира красноармейского отряда: «Он шел впереди конных конвоиров, легко

ступая по снегу, хмурил куцый размет бровей, Но в лесу, проходя мимо смертельно-б дед но и березки, с живость го улыбнулся, стал, потянулся вверх и здоровой рукой сорвал ветку. На ней уже набухали мартовским сладостным соком бурые почки: сулил их тонкий, чуть внятный аромат весенний расцвет, жизнь, повторяющуюся под солнечным кругом. Лихачев сова.; пухлые почки в рот, жевал их, затуманенными глазами глядел на отходипшне от

морозов, посветлевшие деревья и улыбался уголками бритых губ* С черными лепестками почек на губах он и умер: в семи верстах от Вешенской, в песчаных, сурово насупленных бурунах, его зверски зарубили конвойные».

V. Уже было темно, когда Лукашка вышел на улицу. Осенняя ночь была свежа и безветренна. Полный золотой месяц всплывал из-за черных раин, поднимавшихся на одной стороне площади. Из труб избушек шел дым и, сливаясь с туманом, стлался над стан пи ею. В окнах кое-где светились огни. Запах кизяка, чапры и тумана был рачлит в воздухе. Говор, смех, песни и щелканье семечек 'звучали так же смешанно. Белые платки и папахи кучками виднелись в темноте около -заборов и домов (Л. Толстой «Казаки»),,

VL Молодые люди расстались. Лиза вышла из лесу, перебралась через поле, прокралась в сад и опрометью побежала в ферму, где Настя ожидала ее. Там она переоделась, рассеяно отвечая на вопросы нетерпеливой наперсницы, и я пилась в гостиную. Стол был накрыт, завтрак готов, и мисс Жаксон, уже набеленная и затянутая в рюмочку, нарезывала тоненькие тартинки (А. С, Пушкин «Барышня-крестьянка»).

Программа для подготовки к экзамену

1+ Синтаксические объекты и синтаксические единицы. Иерархия синтаксических единиц.

2, Синтаксические связи и синтаксические отношения. Основные признаки, которые предопределяют валентность (сочетаемсетные возможности) слова. Средства выражения синтаксической связи. Типы связи, их разновидности. Основные тенденции изучения типологии синтаксических связей в современном синтаксисе. Тип hi синтаксических отношений между компонентами синтаксических единиц и явлений.

3, Словосочетание. Разные подходы к пониманию словосочетания, С С как не предикативная синтаксическая единица, объем понятия. Принципы классификации CQ Типы СС по составу; простые, сложные, комбинированные. Семантическая типология словосочетаний.

4, Простое предложение. Современный подход к предложению как к трехаспектному явлению; предпосылки изменения учения о предложении; объем и задачи современного синтаксиса простого предложения.

4.1. Формальное устройство предложения.

Минимальная и расширенная структурная схема предложения, Видоизменения МСХ: парадигма и регулярные реализации. Учение о распространителях МСХ и детерминантах. Теория ко петиту т и внести - не конститутивное™ членов предложения. Осложнение простого предложения. Соотношение традиционной и современной терминологии в изучении формальной стороны простого предложения.

4.2. Смысловое устройство предложения,

Различные подходы к изучению семантики предложения- Объективное к субъективное содержание предложения. Пропозиция, ее составляющие. Типы пропозиций в современном русском языке, Монопропозитишюсть и ноли про позитивность простого предложения.

Модус, основные модусньте значения. Соотношение формальной и смысловой организации простого предложения.

4.3. Коммуникативное устройство предложения.

Актуальное членение высказывания, тема и рема. Способы выражения актуального членения, Нечленимые и членимые высказывания. Соотношение трех сторон предложения.

5* Сложное предложение.

Основные признаки СП в сравнении с простым; три стороны СП в сравнении с простым.

Средства выражения синтаксических отношений предикативных частей в сложном предложении.

Сложные предложения минимальной (МК) и усложненной конструкции (УК).

Классификационный метод описания СП,

5J. Сложносочиненное предложение (ССП).

Отличие ССП от сложноподчиненного, от словосочетания; сходство с однородными членами предложения, вопрос об однородных сказуемых в современных научных исследованиях.

Принципы классификации ССП. Структурные типы ССП: открытые, закрытые С СП Роль сочинительных союзов в делении ССП на классы. Разряды ССП по синтаксическим отношениям между ПЕ.

Многокомпонентные ССП (УК),

5.2* Сложноподчиненное предложение (СПИ).

Отличие СГШ от ССП, сходство со словосочетаниями.

Традиционные и современные принципы классификации СГГП. Критерии деления cfjFT на типы (нерасчлененные и расчлененные предложения), классы (местоименно-соотносительные, присланные; детерминантные, относительно-распространительные предложения), структурно-семантические разряды внутри классов.

Соотношение традиционной и современной терминологии в характеристике СПП

Многокомпонентные СШ1 (УК), способы соединения ПЕ в них,

5.3, Бессоюзное сложное предложение (БСП).

Особенности, сближающие БСП с другими типами сложных предложений и отличающие БСП как особую полипредикативную конструкцию.

Принципы классификации БСП; деление бессоюзных предложений на структурные типы (открытые, закрытые предложения), классы (с равноправными и неравноправными частями), структурно-семантические разряды (перечислительные, сопоставительные; обусловленности, объяснительные).

Многокомпонентные БСП (УК).

Соотношение терминов, применяемых ар и делении на типы, классы, разряды ССП, СПП, БСП, Возможные направления дальнейшего исследования сложных предложений.

5.4. Многокомпонентные сложные предложения смешанного типа, их разновидности.

6. Синтаксис текста. Сложное синтаксическое целое (ССЦ)* Основные типы ССЦ,

Образцы экзаменационных билетов

Билет№ .**

L Подчинительная синтаксическая связь. Типы подчинительной связи. Предсказуемая-непредсказуемая, обязательная-необязательная подчинительная связь,

2. Диктум. Пропозиция. Типы пропозиций. Семантический предикат, способы его выражения в современном русском языке.

3, Дать полный анализ предложений.

Разглядывая предметы, мы никогда не подходим к ним вплотную: не должны мы подходить вплотную и к нашим приятелям. Люди хотят, чтобы их рассматривали с определенного расстояния, и обычно бывают правы, не желая, чтобы их видели слишком отчетливо: все мы, за малыми исключениями, опасаемся предстать перед ближними такими^ каковы мы на самом деле (Франсуа де Ларошфуко «Размышления на разные темы»),

Биле! № «•*

L Синтаксические объекты и синтаксические единимы. Иерархия синтаксических единиц.

2, Сложное предложение, признаки СП в сравнении с простым* Основные направления в изучений СП в современном синтаксисе.

3* Полный анализ предложения.

Он прописал мне обычное потогонное, велел приставить горчичник, весьма ловко запустил к себе под обшлаг пятирублевую бумажку, причем, однако, сухо кашлянул и глянул в сторону, и уже совсем было собрался отправиться восвояси, да как-то разговорился и остался (И. Тургенев «Уездный лекарь»).

Билет № ,*,

L Основные признаки, от которых зависят валентные (сочетае-мостиые) возможности слова.

2. Бессоюзное сложное предложение, Особенности БСП Принципы классификации БСП,

3. Полный анализ предложений.

Вечером вся степь совершенно переменялась. Все пестрое пространство ее охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень пробе гола по нем и она становилась темно-зеленою; испарения подымались гуще, каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовонием (Н. Гоголь «Тарас Бульба»).

<< |
Источник: Баканова Н.Г.. Синтаксис современного русского языка : учеб,-метод, пособие / Н. Г. Баканова -2007. 2007

Еще по теме СЛОЖНОЕ СИНТАКСИЧЕСКОЕ ЦЕЛОЕ (ССЦ):

  1. Модуль 8. «Синтаксис текста».
  2. Глава 3. Текст как ведущая единица словесно коммуникаций
  3. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОЖНОГО СИНТАКСИЧЕСКОГО ЦЕЛОГО
  4. ОБРАЗЕЦ СИНТАКСИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СЛОЖНОГО СИНТАКСИЧЕСКОГО ЦЕЛОГО
  5. План
  6. 46. Сложное синтаксическое целое как единица языка. Композиционно-смысловая структура ССЦ. Абзац и ССЦ.
  7. 17. Предложение. Синтаксема и ССЦ как нетрадиционные единицы синтаксиса.
  8. СИНТАКСИЧЕСКИЕ СВЯЗИ. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
  9. СЛОЖНОЕ СИНТАКСИЧЕСКОЕ ЦЕЛОЕ (ССЦ)
  10. Алгоритм разграничения однородности и сложности
  11. 51. сложное синтаксическое целое как структурная единица текста.
  12. 42. Сложное синтаксическое целое (ССЦ) и абзац. Средства и способы связи между предложениями в ССЦ.
  13. § 1. Фонетический уровень языка
  14. § 30. Текст и фоноабзац
  15. § 49. Профессиональное значение русской произносительной стилистики