§ 115. Категории рода и числа в глаголе
Род как словоизменительная категория представлен в причастиях, где он ничем не отличается от рода прилагательных, в формах прошед- шего времени и сослагательного наклонения.
Род в спрягаемых формах глагола тоже выражает согласование, а именно согласование сказуемого с подлежащим (при словах общего рода и личных местоимениях я, ты наблюдается так называемое согла- сование по смыслу).
Но полного функционального совпадения между родом глагола и родом прилагательного нет. Разница, по наблюдению В. В. Виноградова, состоит в том, что родовые различия в глаголе «спаяны с категорией лица» 94. Форма среднего рода может, как мы ви- дели, употребляться безлично, и в этом своем качестве она противопос- тавляется формам мужского и женского родов, которые безличными ни- когда не бывают. Мужской и женский род всегда являются знаком лич- ного содержания глагола. Именно это и является основанием для выде- ления несобственноличных форм.По числам изменяются причастия и все спрягаемые формы, кроме безличных.
В причастиях число, как и в прилагательных, выражает согласова- ние.
В спрягаемом глаголе употребление форм числа не всегда объясня- ется согласованием. В русском языке есть бесподлежащные односостав- ные глагольные предложения, в которых согласование просто не может быть реализовано. Выбор формы числа при этом осуществляется на ос- нове номинативного значения (один / не один) только в так называе- мых определенно-личных предложениях: Люблю видеть тебя поэтом (Горький) — и предложениях обобщенно-личных, обозначающих дейст- вие первого лица. В остальных случаях выбор формы числа скорее подчиняется синтаксическим правилам: в неопределенно-личных пред- ложениях глагол ставится во мн. ч. независимо от количества действую- щих лиц (а их может быть одно или несколько). В собственно обобщен- но-личных предложениях глагол регулярно употребляется в форме
94 |
Там же. С. 377. |
185
ед. ч., не имея при этом числового значения. В безличных предложениях родо-числовая флексия всегда асемантична, она является знаком без- личности.