Юридическая
консультация:
+7 499 9384202 - МСК
+7 812 4674402 - СПб
+8 800 3508413 - доб.560
 <<
>>

Жанровое многоголосие одной сети

Первое, с чем сталкивается исследователь интернета, взявшийся выявить жанровую типологию публикаций в сети, это присутст­вие всего во всем, и в каждом, и везде.
Черты традиционных журналистских жанров — репортажа, очерка, фельетона, корреспонденции и других — можно найти, если поискать, в любой сетевой публикации.
А вот типичный веб-репортаж или типичный веб-фельетон, оказывается, отыскать весьма проблематично.
Подобные чистые жанровые формы можно встретить только в изданиях-клонах, но, как мы уже договорились, к веб-изданиям копии несетевых публикаций имеют такое же отношение, как показ по телевизору фотографии газетной полосы к телевизионной новостной передаче.
Вместе с тем анализ жанровых особенностей, конечно, необходим, если мы говорим об интернет-журналистике не только как о технологии производства и распространения массовой информации, но и как о части современной социально-культурной реальности с ее литературно-художественной самобытностью.
Этот анализ важен также и с другой точки зрения.
В культуре нет непроницаемых границ, и родившееся в одной области культуры неизбежно оказывает влияние на другие области. Следовательно, такое масштабное явление, как интернет-журналистика, не может не трансформировать журналистику в целом, внося новые художественные приемы представления массовой информации, а также видоизменяя сам стиль работы с массовой информаци­ей. Например, телевидение не только пытается интегрировать веб-технологии в свои передачи, но даже в оформлении студий и заставок использует дизайнерские ходы Web.
Рискуем предположить, что влияние Web еще более значительно и касается в данном случае переосмысления самого понятия «жанровое различие».
Как известно, любой текст характеризуется как минимум двумя параметрами: содержанием (контентом) и формой (дизайном). Вы­ражением типологии форм является жанр. Для асинхронной (off-line) информационной журналистики представление о жанре как о форме или дизайне текста вполне достаточно.
Жанры традиционной журналистики
Жанр — это та форма, в которой представляется читателю (зрителю, слушателю) подготовленный материал. Разнообразие этих форм адекватно разнообразию самой действительности, что обеспечивает полноту ее отражения средствами массовой информации.
Термин «жанр» происходит от франц. genre, что означает род, вид. Впрочем, исходное значение термина не помогает нам прояснить, что такое жанр, так как в нем смешиваются родовидовые характеристики, по которым классифицируются произведения журналистики.
Вместе с тем, по мнению А.А Тертычного, жанровые различия существуют объективно и уже поэтому могут быть подвергнуты анализу.
...Тот тип произведений, который складывается исторически и определяется как жанр, существует объективно, независимо от мнений как теоретиков, так и практиков. Вся масса созданных в журналистике произведений распределяется на жанры на основе целого ряда принципов деления. Дело в том, что у каждого конкретного произведения есть состав определенных характеристик. Такие характеристики возникают то ли относительно произвольно (когда автор не задумыва­ется над тем, каким должен быть его текст), то ли в результате специальных творческих усилий автора (когда он заранее определяет, что должно быть отображено в тексте, как именно и с какой целью).
Но в любом случае те тексты, которые обладают схожими качествами, можно объединить в отдельные группы.
<...> Объединение это может быть произведено разными исследователями (или практиками) на самых разных основаниях, в зависимости от того, что каждый из них считает наиболее важным объединяющим началом (именно это порождает разные представления о жанровой палитре журналистики). Но, разумеется, более верным будет то объединение, которое основывается на сходстве сущностных (но не второстепенных) признаков публикаций, включаемых в какую-то ус­тойчивую группу. Уже после того как определен объединяющий признак (или признаки), его называют жанровым признаком, а группу объединенных им публикаций — жанром1.
Кроме того, идентификация жанра — одна из задач коммуникаций в профессиональной журналистской среде. Действительно, при формулировке редакционного задания необходимо указать журналисту не только, о чем он должен подготовить материала, но и в каком жанре он должен быть написан. Опытному журналисту достаточно указать объем материала и в каком месте газетной полосы предполагается его поместить, чтобы он сам определил его жанровые особенности.
Так как публикация есть отражение в медийном пространстве актуальных социальных и природных событий, явлений, процессов, ситуаций во всем их многообразии, то способ отображения действительности должен быть адекватен (системно подобен) действительности, т.е. реалистичен2.
Различают три базовых способа отображения: 1) фактографический, 2) аналитический, 3) образный. Они опосредуют определенные уровни проникновения познающего субъекта в объект: от первоначального чувственного созерцания к абстрагированию, теоретическому освоению его и далее — к созданию обогащенного, более полного конкретного образа предмета (в том числе — его художественного образа).
Фактография фиксирует события и преобразует их в факты, которые отвечают на вопросы: где, что и когда произошло, т.е. отражают свойства предметности (где и что) и актуальности (когда) действительности. Факт — это явление действительности.
Аналитика фиксирует связи между фактами с целью выявления и представления закономерностей, разного уровня обобщения, а также прогнозирования возможных событий (фактов).
Образотворчество создает максимально емкое обобщенное представление в форме художественного образа целых классов и категорий явлений действительности. Нередко это обобщение достигает такого уровня, который называется публицистической (или даже художественной) типизацией, что сближает журналистику с художественной литературой.
Именно присутствие образотворчества в журналистике позволяет говорить о единых корнях обоснования жанров в литературе и журналистике. При этом многообразие и взаимопересечение принципов деления на жанры объясняет то, что до конца так и не прояснен вопрос: является ли жанр категорией содержания или категорией формы.
Другое измерение жанрового пространства определяется тем, что жанровая форма предполагает определенный способ организации материала с изображением жизненных явлений. Жанр определяется совокупностью структурно-композиционных средств, особенностями языка и стиля. Каждому жанру свойствен свой объем информативности, свой уровень обобщения фактов. Жанр — исторически складывающийся вид произведения.
В литературоведении — тип художественного произведения (в единстве специфических свойств его формы и содержания), принадлежащий к разным литературным родам (эпос, лирика, драма). В жанре обобщаются черты, принадлежащие обширной группе произведений.
Это позволяет рассматривать жанр как типологическое явление, исторически устойчивое, свойственное произведениям разных эпох и направлений.
К жанрообразующим факторам относят:
• содержание произведения (тематика, проблематика);
• способ повествования, описания, воспроизведения событий, явлений, системы образов, героев;
• отношение автора к изображаемому;
• способы и приемы изображения, изобразительно-выразительные средства;
• стилевая манера (сравним дружеское или любовное послание и оду, эпиграмму и элегию, драму и комедию);
• пафос произведения;
• характер конфликтов и их развитие в сюжете.
Журналистские жанры имеют свою внутреннюю логику развития, связанную с освоением журналистикой новых проблем, с рас­ширением сферы ее интересов. Журналистика эволюционировала от жанра информационной заметки, корреспонденции, статьи аналитического обзора и так далее. Литературные корни журналистики вызвали к жизни такие жанровые формы, как зарисовка, очерк, репортаж, путевой очерк, включающие элементы художественного творчества, а не только информирования.
История развития журналистских жанров показывает, что важнейшими его условиями являются освоение журналистским творче­ством реалий культурного и цивилизационного процессов, а также профессиональное использование научно-исследовательских мето­дов получения информации, анализа информации, прогноза.
Своеобразие того или иного способа отображения действительности заключается прежде всего в том, что он выступает как особый путь реализации иерархически взаимосвязанных целей, решения определенных задач3.
В связи с этим жанровые предпочтения определяют задачи издания, и в конечном счете лицо издания. Существует четко просматриваемая взаимосвязь между образом целевой аудитории, жанровыми предпочтениями издания, задачами (интересами) издания и имиджем издания. Например, интеллигенция — аналитика и прогностика — формирование мнений интеллектуальных элит — авторитетный публицистический журнал.
Любой элемент приведенной цепочки в значительной степени детерминирует остальные элементы, при этом жанровое своеобразие издания в значительной степени определяют ответы на следующие вопросы:
• как и с какой степенью полноты создается информационная модель события;
• на каких связях события с другими событиями фиксируется внимание читателя;
• осуществляется ли и по каким критериям оценка события;
• осуществляется ли прогнозирование событий;
• предлагаются ли формы действенного участия в развитии события (программирование реальности).
Содержание, документальная основа, целевая установка публикации задают проблему, определяют смысл выступления, его форму (жанр).
Публицистический текст непременно включает в себя три важнейших компонента: 1) сообщение о новости или возникшей проблеме; 2) приемы эмоционального воздействия на аудиторию (на логико-понятийном или понятийно-образном уровне); 3) фрагментарное или обстоятельное осмысление ситуации. Подобная структура позволяет разбить появляющиеся в прессе тексты на пять групп:
1) оперативно-новостные — заметка во всех ее разновидностях;
2) оперативно-исследовательские — интервью, репортажи, отчеты;
3) исследовательско-новостные — корреспонденция, комментарий (колонка), рецензия;
4) исследовательские — статья, письмо, обозрение;
5) исследовательско-образные (художественно-публицистические) — очерк, эссе, фельетон, памфлет4.
В качестве еще одного основания для различения жанров используют понятия «первичная реальность» (новость, факт, событие — для заметки или репортажа, явления, процессы, ситуации — для статьи или корреспонденции) и «вторичная реальность» (книги, фильмы, телепередачи — информационные явления, дающие повод для подготовки рецензий, обзоров печати).
К сожалению, в науке о журналистике единого мнения относительно понятия «жанр» в настоящее время не сложилось. Одни выделяют новостную журналистику, интервью, оперативное комментирование, репортерское расследование, а также аналитическую, художественную (эссе, очерк) и сатирическую (фельетон, памфлет, пародия, сатирическая реплика, сатирический комментарий) публицистику.
Другие включают в информационные жанры заметку, отчет, интервью, информационную корреспонденцию, блиц-опрос, вопрос-ответ, репортаж, некролог; к аналитическим относят аналитические отчет, корреспонденцию, интервью, беседу, комментарий, социологическое резюме, анкету, мониторинг, рейтинг, рецензию, статью, журналистское расследование, обозрение, обзор СМИ, прогноз, версию, эксперимент, письмо, исповедь, рекомендацию (совет), аналитический пресс-релиз; а к художественно-публицистическим — очерк, фельетон, памфлет, пародию, сатирический комментарий, житейскую историю, легенду, эпиграф, эпитафию, анекдот, шутку, игру.
Подобная несогласованность в определении жанров, с одной стороны, свидетельствует о том, что теория оказывается пока не в состоянии найти общие системные основания для описания многообразия жанров, а с другой — свидетельствует в пользу жанра как практического инструмента журналистской работы. Каждый журналистский жанр отличается постоянством и устойчивостью структурно-композиционных и стилистических признаков, имеет свой предмет, сходные содержательно-формальные признаки, называемые жанрообразующими факторами: предмет, цель и метод журналистского отображения действительности, наконец, метод репрезентации материала аудитории.
Имея одинаковые предмет, цель и метод отображения, используя одни и те же источники информации, разные журналисты могут выступать с публикациями о конкретном событии, явлении в различных жанрах в зависимости от того, какой метод репрезентации ими использован (сообщение, повествование или изложение; монологичная форма статьи, корреспонденции, рецензии или диалогичная — интервью, беседы и т.д.).
Из всего сказанного не сложно сделать вывод о том, что несмотря на крайнюю важность исследования жанров современной журналистики как для журналистов-практиков, так и для науки о средствах массовой коммуникации, эта область остается малоизученной, особенно в теории, которой так и не удалось разрешить дилемму «содержание — жанр», а также преодолеть тенденцию упрощения жанровым схематизмом.
Действительно, укоренилось понимание жанра как схемы, приписывающей определенные формы упаковки информации и влияю­щей на сам информационный контент, и тем самым якобы препятствующей свободному творчеству журналиста-художника. В этом смысле журналистский жанр действительно коренным образом отличается от жанров в художественной литературе. Для журналиста-ремесленника и для большинства его заказчиков-издателей это скорее хорошо, чем плохо. Следование жанрам — заполнение готовых шаблонов — дает предсказуемый результат и превращает журналистское творчество в хорошо управляемый информационно-креативный конвейер. Такое понимание жанра (как шаблона) достаточно обосновано, так как жанр — это действительно схема-образ представления массовой информации. Но можно рассматривать ее и как канон, который, жестко ограничивая по форме, позволяет ярко проявить содержание. Ведь не помешали же проявиться жесткие рамки фельетона таланту Тэффи и Зощенко. Так что не продуктивно уходить от схематизма, продуктивно рассматривать и использовать возможности схематизма жанра.
Особенно интересно взглянуть на схемы-жанры в их совокупности как на некий алфавит, с помощью которого СМИ составляют свои сообщения.
Тогда получается, что журналистский жанр — это элемент метаязыка интегрированных социальных коммуникаций, или современный код, с помощью которого шифруется массовая информация СМИ к дешифруется аудиторией.
Если предположить, что между СМИ и аудиторией (социумом) существует понимание и что язык жанров в равной степени является языком СМИ и аудитории, то можно сделать вывод об адекватности структуры жанрового разнообразия и целостного информационного образа реальности, т.е. актуализированной реальности или виртуальной реальности. Следовательно, исследование предпочитаемых жанров и их особенностей может прояснить современный образ социальной действительности.
<< | >>
Источник: Калмыков А. А., Коханова Л. А.. Интернет-журналистика . Первоисточник: М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 383 с. — (Серия «Медиаобразование»).. 2005

Еще по теме Жанровое многоголосие одной сети:

  1. Глава 5. Жанровое многоголосие одной сети
  2. Жанровое многоголосие одной сети
  3. Глава четвертая. В Михайловском. 1824—1826
  4. Глава седьмая
  5. Процессы глобализации и современные гуманитарные науки (Заметки на полях)