<<
>>

3.1. Журналистика как фактор развития общественного сознания

В доперестроечное время основой деятельности журналистов была коммунистическая идеология: пропаганда марксистско-ленинских идей, социалистического образа жизни, воспитание нового человека, критика ценностей Запада. Эти установки определяли не только содержание газетной и эфирной публицистики, но и их структуру, направленность, способы общения с аудиторией. Современная духовная и материальная жизнь российского общества пронизана разнообразными идеями, концепциями, программами. Но теоретическое осмысление его идеологической жизни отстает от требований практики.
В девяностые годы у нас не появилось крупных специальных работ, посвященных идеологии, хотя она и рассматривается в ряде учебников и учебных пособий по философии [3]. Раньше содержание социалистической идеологии определяли как совокупность философских, экономических, политических, правовых, нравственных, художественных и других взглядов и идей рабочего класса, всех трудящихся, выражающих их условия и образ их жизни, их коренные интересы [4].

В современном российской обществе существуют разнообразные идеологии — в соответствии со статьей 13 Конституции Российской Федерации («Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной») не допускается приоритет государственной или иной идеологии. И потому идеологией можно назвать систематизированное и концептуально-теоретическое знание, в котором обосновываются интересы, ценности и положение в обществе конкретных субъектов и на этой основе объясняется динамика и перспективы социального развития. Всякая идеология — это прямое или косвенное выражение коренных интересов какой-либо социальной группы, а поскольку нет достаточно высокой степени обобщения интересов граждан и уровня их жизни, идеология не может выступать как общенациональная. Правда, примирить концепции монизма и плюрализма могла бы идея гуманизма, как идея для человечества: «чтобы выжить, решая глобальные проблемы, сохраняя Землю как общий дом, соблюдая права человека» [5].

К сожалению, у нас сложилось довольно критическое отношение к идеологии, связанное с отрицанием какой-либо положительной роли идеологии советского периода.

Как естественный и необходимый элемент сознания людей, и как явление духовной жизни, идеология включает в себя не только теоретико-концептуальные знания, но и систему ценностей, идеологические отношения, совокупность конкретных действий субъектов, соотносится с наукой, искусством, религией, атеизмом, информационными процессами и другими элементами содержания духовной жизни.

Средства массовой информации, как один из субъектов идеологии, воздействуют на идеологические процессы. С одной стороны, они способствуют распространению идеологической информации, утверждают свободу слова; с другой — для них характерна ведомственность, декларативность многих идеологических мероприятий, негативность в ущерб национальному согласию, манипулирование общественным мнением и сознанием граждан.

В последние десять лет в отечественной литературе избегали употреблять в прямом значении не только слово «идеология», но и «пропаганда». Но пропаганда всегда сохраняет свое значение. Разрушение идеологического пространства не означает исчезновения пропаганды. Напротив, она заметно активизируется во время экономической, политической и идеологической нестабильности и социальных потрясений. Смысл пропаганды в целенаправленном соединении теоретического и обыденного уровня политического сознания, идеологии и массовой психологии, в обеспечении единства рационального и эмоционального моментов в поведении людей.

Идеология всегда эффективна, когда она мобилизует национальное сознание и учитывает политические реалии своего времени. С идеологией и общественным сознанием были связаны прошедшие несколько лет назад дискуссии о высшей цели журналистики.

В шестидесятые годы была выдвинута точка зрения, согласно которой генеральная функция публицистики состоит в формировании общественного мнения [6]. Эта точка зрения развивалась, варьировалась, обогащалась, но при всех различиях оставалась краеугольным камнем целого направления в теории публицистики [7]. Одни исследователи подчеркивали воздействие публицистики не только на общественное мнение, но и на общественное сознание; другие, относя к ее задачам организацию общественного мнения, утверждали далее, что публицистика «в конечном счете, оказывает влияние в целом на общественное сознание»; третьи писали о правомерности трех вариантов воздействия: 1) на сознание и поведение аудитории через формирование общественного мнения; 2) на мнение и поведение аудитории через преимущественное обращение к фундаментальным мировоззренческим ценностям аудитории; 3) на общественное мнение и сознание широких слоев аудитории через воздействие на социальное поведение конкретного круга лиц [8].

Но и сегодня бытует утверждение, что целевая функция идеологической деятельности журналистики — способствовать росту сознательности масс путем акцентирования внимания на задачах по развитию общественного мнения [9].

Между тем, общественное мнение — лишь одно из состояний общественного сознания, заключающее в себе отношение людей к событиям и фактам социальной действительности, к деятельности различных групп и отдельных людей [10]. Не мнение воздействует на сознание, а, наоборот, зрелость общественного сознания делает общественное мнение компетентным и истинным. Мнение — элемент сознания, его слепок. Общественное сознание с присущей ему творческой активностью — база общественного мнения, оно значительно шире, более емкое. Пресса в первую очередь воздействует именно на общественное сознание, причем некоторые сформированные публицистикой убеждения людей, переплавленные в практические действия, не находят отражения в общественном мнении. Во-первых, потому, что общественное мнение высказывается не по всякому поводу, а по фактам и событиям, вызывающим общественный интерес, отличающимся значимостью и актуальностью проблемы [11]. Во-вторых, за рамками общественного мнения остаются подчас такие духовные образования, как новые нравственные и социально-психологические качества людей, их стремление к более активному участию в политической или экономической жизни страны, возникшее под воздействием теоретических знаний или показа примера, достойного подражания, впечатляющего положительного опыта россиян.

Работника печати можно рассматривать как своего рода источник формирования читательской психологии, включающей в себя мысли и чувства, потребности, установки, ожидания, вкусы и т.д., возникающие по поводу прочитанного на уровне обыденного сознания [12].

Из истинной роли общественного сознания и общественного мнения и следует исходить при определении основного назначения публици-стики. В задачах журналистики проблема формирования мнения должна идти вторым планом как производная от главной — развития общественного сознания. Таким образом, генеральная функция современной публицистики состоит в формировании и развитии общественного сознания с целью образования в людях социально-психологических качеств, взглядов и убеждений, отвечающих требованиям гражданского общества, основанного на демократизации и рыночных отношениях, и превращения убеждений в практические результаты в области материальной и духовной жизни России.

Однако интегрировать индивидуальное сознание разных людей в общественное — задача весьма сложная. Во-первых, важнейшим условием формирования и развития нового сознания, прежде всего, на обыденном уровне выступают социально-экономические потребности и интересы. Во-вторых, плюрализм мнений и многопартийность привели к раздробленности политического сознания в российском обществе: отдельные исследователи выделяют западников и патриотов; обновленцев и государственников; обывателей, для которых главное — доступность товаров в магазинах, и зеленых, цель которых — чистота окружающей среды [13].

Итак, своими публицистическими текстами, телевизионными и ра-диосюжетами журналистика призвана содействовать развитию общественного сознания, которое проявляется в таких формах, как политика, экономика, мораль, искусство, наука, право, философия, религия. Рассмотрим подробнее проблемы журналистики, связанные с формированием экономического (рыночного) сознания. Если экономическое мышление есть «интеллектуальная способность человека... осмысливать экономические явления, познавать их, усваивать экономические понятия, категории, теории, соотносить их с практикой и соответствующим образом ориентироваться в экономической жизни», то экономическое сознание трактуется как «продукт отражения людьми экономических условий жизни, деятельности и отношений в виде экономических идей, взглядов, теорий, концепций и других духовных образований, общих для... социальных групп, всего общества и выражающих свое отношение к экономической действительности в каждый конкретный исторический момент» [14].

Экономическая практика постоянно вводит в сферу познания все новые факты и явления действительности, которые осознаются одновременно посредством как эмпирического, так и теоретического мышления, формируя одновременно оба уровня сознания: обыденный и теоретический. На обыденном уровне сознания, ограниченном житейским опытом, людям, замыкающимся на личных будничных заботах и стремлениях, трудно подняться до понимания общественных интересов, всесторонне взглянуть на жизнь общества, отделить существенный факт действительности от второстепенного, выявить закономерности экономического развития. Часто стихийно, эмпирически складывается и социальная психология — эмоциональная сторона общественного сознания. Все это может привести к неправильным выводам, искаженной оценке тех или иных жизненных явлений, преувеличению или недооценке происходящих экономических процессов. Отсюда неадекватность общественно-экономического сознания как совокупности прогрессивных идей, взглядов, настроений, принятых большинством людей, экономическому сознанию отдельных граждан. Поэтому важно, чтобы в область экономической психологии и обыденного сознания все больше проникали научные взгляды, повышался теоретический уровень сознания. И здесь средства массовой информации должны сыграть важную роль. Экономические идеи, факт, явление (знание о нем), доведенные СМИ до массовой аудитории, перерабатываются мышлением читателей, радиослушателей, телезрителей, закрепляются в сознании, под влиянием стимулирующих экономических потребностей и интересов психически преобразовываются в убеждения — сплав рационального (знание), эмоционального (чувства) и волевого (волеустремление); убеждения становятся основой моральных норм общества. Убеждения материализуются в поступках и поведении людей, а изменения в сознании дают толчок к возникновению мнения — стремления высказать свое отношение к тиражируемой СМИ идее. Отклики, заметки, корреспонденции читателей, телезрителей, радиослушателей как чуткий барометр общественного мнения наряду с другими журналистскими материалами в процессе повторной апелляции СМИ к той же идее привносят в сознание массовой аудитории новые знания и новый импульс развития. Идея, поддержанная мнением уже принявших ее людей, вербует себе новых сторонников и приверженцев. Но, как надстройка, воздействуя на базис, остается зависимой от него, так и общественное мнение, определенным образом влияя на общественное сознание, детерминировано последним. Речь идет, однако, о диалектической связи: общественное мнение — не только результат общественного сознания, но и предпосылка его возможного изменения.

Мерилом эффективности публицистики являются изменения; происходящие в сознании представителей массовой аудитории, эмоциональных состояниях, волевых усилиях, в системе знаний, убеждений.

Пожалуй, ни один аспект исследования журналистики не был так привлекателен для теоретиков, как анализ социальных функций массовой коммуникации. Долгое время ориентировались на ленинское «газета — не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор». Но уже в семидесятые годы началось расширение круга функций СМИ. Список их выглядел так:

— информационная, просветительская, воспитательная, регулятивная, гедонистическая функции (1969, г. И. Хмара);

— политико-воспитательная, пропагандистская, управленческая, орга-низаторская (1975, В. г. Афанасьев);

— интегративная, регулятивная, воспитательная, перераспределения духовных ценностей, социализации, ориентационная, идентификации, тонизирующая (1983, г. В. Дрюпин) [15];

— распространение знаний о действительности, информирование; интеграция общества и его саморегуляция; формирование общественного мнения; идейно-воспитательная функция; реализация социальной активности членов общества; функция распространения культуры; функция развлечения (1993, разные авторы). Подобный поиск ведется и на Западе. К примеру, У. Липпман в своей книге «Общественное мнение» отдает приоритет манипуляторской (управленческой) функции прессы, а Е. Мэйо — коммуникативной, позволяющей осуществлять связи по вертикали (от уп-равляющих к управляемым и обратно) и по горизонтали (на различных уровнях управления и социальных срезах общества).

В последнее время пишут об идеологических, непосредственно-организаторских, культурно-просветительских, рекреативных (развлекательных), рекламно-справочных функциях [16]; рассматривают также и социальные роли журналистики: духовно-идеологическую, информационно-коммуникативную, регулирующую, производственно-экономическую (эту последнюю роль средства массовой информации получили только в условиях рынка, став коммерческими предприятиями). Опираясь на социально-ролевую характеристику журналистики, С. Г. Корконосенко предлагает субъектный подход к системе функций. Среди субъектов, использующих прессу в своих интересах, генеральным является общество, социальная система: здесь важны интеграционные и познавательные функции журналистики. Для другого субъекта — социальной структуры внутри общества — агитационно-пропагандистская и организаторская; для третьего — личности — ориентирующая, рекреативная, утилитарная (рекламно-справочная). Осо- бо выделяется такой специфический вид социальных субъектов, как журналисты. Для них пресса выполняет профессиональную функцию (реализация знаний и навыков, исполнение должностных обязанностей и общественного долга, обеспечение средствами к существованию) и творческую (самопознание, самореализация и саморазвитие в процессе создания жур-налистских произведений) [17].

Сохраняет свою ценность и прогностическая функция журналистики, которая, на наш взгляд, вытекает из такого метода публицистики как анализ противоречий, когда поиск путей их разрешения позволяет с большей долей вероятности рассчитать точный вариант будущего. Представляют интерес эвристическая функция и особенно повернутая к человеку заступ ительная функция [18].

Не всегда «расширение» функций СМИ имеет теоретическое обоснование. Если газетный материал снимает у читателя напряжение (тонизирующая функция) или даже вызывает наслаждение (гедонистическая), то это отнюдь не означает, что данная публикация лишена агитационного или пропагандистского заряда. Поскольку журналистика, как надстроечный элемент, действующий в структуре общественного сознания, является фактором развития последнего, то с функциями сознания и следует соотносить цели и задачи публицистики, тематическую направленность выступлений СМИ.

Через выполняемые общественным сознанием функции как раз и проявляется его активность. Исследователи называют различное число функций, в которые нередко вкладывается различное содержание: называют такие группы функций общественного сознания, как познавательно-отражательные, интегративно-объединяющие, ориентирующе-мобилизующие, идеологической и психологической защиты общества; пишут о социальных функциях обыденного сознания: познавательной, эстетической, оценочной [19].

Что же касается экономического сознания, то к его функциям можно отнести познавательную, регулятивную, социально-преобразующую, воспитательную, классово-ориентирующую, управленческую, оценочную, аналитическую, контрольную, конструкторскую, консультативную, информативную и др. [20]. Первые четыре функции представляют интерес с точки зрения экономической публицистики.

Становление рыночных отношений, усложнение экономических связей усиливают значение процесса познания объективных экономических законов, познавательную функцию экономического сознания — своеобразного генератора экономических идей, теорий, взглядов. Важно добиться единства в познании людьми экономической теории, экономической политики и хозяйственной практики с целью получения реальной отдачи. Причем, обращаясь к аудитории, необходимо возвращаться к высказанной СМИ идеи, обогащая ее новым опытом и новым знанием. Регулятивная функция экономического сознания заключается в установлении норм и правил экономических отношений. Если, к примеру, правовое сознание осуществляет регулятивную функцию с помощью юридических законов, нравственное — посредством моральных норм, то экономическое сознание — через законы, принимаемые Государственной Думой, указы Президента и правительственные постановления. Способствовать их подготовке выступлениями в СМИ, критически анализировать деятельность рыночных структур, контролировать соблюдение установленных норм и правил экономических отношений — таков подход журналистики к регулятивной функции экономического сознания. Показывая опыт участников рыночных отношений, достижения предпринимателей, активизируя тем самым участников экономической жизни, средства массовой информации обогащают социально-преобразующую функцию экономического сознания. Воспитательная функция последнего направлена на формирование у людей социально-психологических экономических качеств — бережливости, деловитости, организованности, причем базовым качеством следует считать экономность — личностную установку на достижение наилучших результатов с наименьшими затратами.

В силу органической связи экономики и политики, экономики и права, экономики и морали, экономическое сознание взаимодействует с политическим, правовым, нравственным сознанием. Актуальность проблемы нравственного сознания обусловлена расширением сферы действия морали как регулятора поведения личности за счет сокращения сферы административного регулирования. Журналистам целесообразно включиться в решение самой злободневной проблемы страны, связанной с восстановлением здоровой экономической морали, воспитанием нравственности. Очерки и фельетоны в рубриках «Экономика и нравственность», «Рынок и мораль» обязаны стать важнейшим компонентом содержания газет, радио-телепередач. В условиях рынка резко возрастает роль предприимчивости, поскольку на смену социалистическому соревнованию пришла жесткая конкуренция, экономическое соперничество, борьба за хозяйственную выживаемость, и показ опыта их работы в СМИ имеет немаловажное значение [21].

Таким образом, применительно к социальной структуре внутри общества и его экономической жизни, журналистика своими агитационно-пропагандистскими и организаторской функциями воздействует на экономическую психологию, теоретическую и обыденную сферы экономического сознания. Под влиянием СМИ экономическое сознание получает определенное развитие, проявляя свою активность через собственные функции — познавательную, регулятивную, социально-преобразующую, воспитательную и др. Эта активность сознания ведет к лучшему использованию объективных экономических законов.

Конечно, в конкретном журналистском произведении чаще всего реализуется одновременно не одна, а две, три, четыре функции в их взаимосвязи. Сила взаимодействия экономической пропаганды и агитации с компонентами экономического сознания зависит от уровня отражения журналистикой экономических отношений, хозяйственной деятельности, составляющих вместе с экономическим сознанием суть понятия «экономическая жизнь».

В своей практической деятельности журналистика опирается на фун-даментальные основания — принципы. «Ядром» принципа являются знания об объективном законе, а «оболочкой» — основанный на их применении метод подхода к пониманию и оценке явлений жизни [22]. Подход, понимание путей наилучшего использования объективного закона могут быть у разных журналистов различными в зависимости от того, интересы каких социальных слоев, партий они представляют. Поэтому в условиях многопартийности резко возросло значение принципа партийности, который должен сопрягаться, однако, с принципом гуманизма (признанием человека величайшей ценностью, требованием при освещении всех вопросов жизни общества исходить из интересов развития личности), а также с принципом правдивости и объективности (достоверностью анализа социальных явлений, добросовестной фиксацией фактов). Журналист рассматривает мир с учетом существования множества наций, избегая националистических и шовинистических подходов к решению проблем развития страны и мира (принципы национальной гордости и интернационализма); он гордится своей Родиной, но и уважает все то позитивное, что вносят другие страны в копилку цивилизации (принципы патриотизма и космополитизма). Как институт демократии и трибуна внепарламентского участия людей в управлении общественными делами журналистика призвана помогать своей аудитории становится активной силой в государстве (принцип демократизма); защищать интересы основной массы населения, стремиться к тому, чтобы народ осознал свои истинные цели и действовал как сплоченная сила (принцип народности); добиваться эффективной обратной связи, расширения авторского актива, увеличения потока читательских откликов (принцип массовости).

Но если мы говорим о необходимости влиять на мировоззрение аудитории, то следует ввести в оборот и такой принцип, как научность. На наш взгляд, научность публицистики тесно связана с ее методом, основанном на анализе противоречий.

<< | >>
Источник: Ворошилов В. В.. Журналистика. — Учебник. 2-е издание. — СПб.:Изд-во Михайлова В.А.,2000.. 2000

Еще по теме 3.1. Журналистика как фактор развития общественного сознания:

  1. 1. ПОНЯТИЕ ПРАВООТНОШЕНИЙ КАК ОСОБОГО ВИДА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
  2. Общественное сознание
  3. ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
  4. 3.1. Журналистика как фактор развития общественного сознания
  5. Самоопределение социологии журналистики как науки
  6. ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ
  7. § 1. Философия как специфическая форма общественного . сознания. Философия и мировоззрение
  8. § 2. Духовная культура общества. Общественное сознание
  9. 5. Формы общественного сознания
  10. Мораль как форма общественного сознания