<<
>>

Коммуникация в явлении постмодернизма


Постмодернизм стал философским понятием после выхода в свет и широкого обсуждения книги французского философа Жан-Франсуа Лиотара «Постмодернистский удел», в которой он критиковал понятие метарассказа, или метаистории, т.е.
власти единой повествовательной стратегии, парадигмы — научной, философской или художественной.
Непосредственными предшественниками постмодернизма являются постструктурализм и деконструкция как философский метод. Они чрезвычайно близки основным установкам постмодернизма — постструктурализм и деконструкция свели историю к философии, а философию к поэтике. Главный объект постмодернизма — Текст с большой буквы.
Постмодернизм явился проводником нового постиндустриального общества и, очевидно, предвестником информационного общества. В новом обществе самым ценным товаром становится информация, а прежние экономические и политические ценности — власть, деньги, обмен, производство — деконструируются.
Постмодернизм в какой-то степени — это порождение идеи, что все слова уже сказаны, следовательно, каждое слово, даже каждая буква — это цитата. Эта идея получила выражение в так называемом принципе «культурной опосредованности». Иными словами, информация или сообщение, доставляемое потребителю, не имеет какой-либо самостоятельной ценности, поскольку является всего лишь комбинацией цитат. Имеют значение только сам факт этого сообщения и возникшая при этом коммуникация.
Другой фундаментальный принцип постмодернизма — отказ от истины. Истина — это просто слово, которое означает то, что означает в словаре. Важнее при этом — не значение этого слова, а его смысл, его этимология, то, как оно употреблялось раньше. «Вполне соглашаясь с Витгенштейном, что истина — это слово, которое не имеет иного смысла, нежели тот, что это слово означает, и решительно не соглашаясь с марксизмом, утверждающим, что истина исторична, постмодернисты видят ее только как слово, как элемент текста, как в конце концов сам текст. Текст вместо истории. История — не что иное, как история прочтения текста». (Пятигорский, 1996). Рассказывание историй (stories) — одна из главных мифологем постмодернизма. Даже представители естественных наук, таких, как физика, рассказывают истории о ядерных частицах. Смысл этого высказывания согласуется с тем, что говорят философы-физики о зависимости эксперимента от экспериментатора и т.п.
Интересно, что русское слово со-общение понимается чаще как передача информации, хотя его этимология (совместное общение) более подходит к смыслу слова коммуникация. Коммуникация — это своего рода одновременное рассказывание истории и проживание в ней. В этом рассказе не существует проблемы истины, ибо истинно само по себе со-бытие, в котором происходит рассказывание и развертывание истории. Понятно, что в таком понимании коммуникации нет возможности делать допущения о ее односторонности, вещательности. Здесь диалог и интерактивность, продуктом которого является само по себе событие коммуникации. В этом пункте важнейшее отличие постмодернистского понимания массовых коммуникаций от предшествующих методологических подходов. Именно это отличие позволяет исследовать современное телекоммуникационное пространство, инте­рактивное по своей сущности, как массовую коммуникацию, а не только как одно из средств массовой коммуникации.
Другим аспектом, делающим постмодернизм удобным теоретико-методологическим инструментом для исследования массовых коммуникаций, является его особое отношение к понятию «текст». Постмодернизм первым заявил о том, что текст не отображает реальность, а творит новую реальность, точнее, он создает множество реальностей. Текст порождает полионтологическую конструкцию, состоящую из множества виртуальных реальностей — со-бытий, которые описываются в со-общении-истории. Любая рассказываемая история-сообщение — это опять история создания и интерпретации текста. Множественность реальности отражается в тексте же, следовательно, тут не просто текст, а гипертекст. Понятие «гипертекст» является ключевым как для телекоммуникационных средств, так и для культуры постмодернизма в целом. Гипертекстовый способ представления информации (WWW, например, это не что иное, как глобальный гипертекст) превратился из технического средства в онтологический принцип, так как уже реальность и действительность открываются как гипертекст.
Американский писатель Р. Федерман опубликовал роман в 1976 г., который можно читать (он так и называется — «На ваше усмотрение») с любого места, в любом порядке и последовательности по желанию читателя.
Постмодернизм, являющийся на сегодняшний день базовой культурной парадигмой современной цивилизации, диктует свои правила формирования сообщений и их интерпретации, так как с постмодернистских позиций все, принимаемое за действительность, на самом деле лишь представление о ней, зависящее от точки зрения наблюдателя, смена которой ведет к кардинальному изменению самого представления. Восприятие человека объявляется обреченным на «мультиперспективизм: на постоянно и калейдоскопически меняющийся ряд ракурсов действительности, в своем мелькании не дающих возможность познать ее сущность» (Ильин, 1996).
<< | >>
Источник: Калмыков А. А., Коханова Л. А.. Интернет-журналистика . Первоисточник: М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 383 с. — (Серия «Медиаобразование»).. 2005

Еще по теме Коммуникация в явлении постмодернизма:

  1. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В УНИВЕРСИТЕТЕ: АМЕРИКАНСКИЙ ОПЫТ И РОССИЙСКИЕ АНАЛОГИИ
  2. НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ТЕКСТА В СОВРЕМЕННЫХ СМИ
  3. Тезисы
  4. Коммуникация в явлении постмодернизма
  5. Резюме
  6. Приложение 3. Учебные программы и проекты
  7. 4.14. Философские проблемы специальных наук 4.14.1. Философские и методологические проблемы филологических дисциплин  
  8. Исповедальный ресурс скриптографии*
  9. Развитие аксиологии в XX веке
  10. Постмодернизм
  11. Философские идеи постмодернизма
  12. Исторические формы религии
  13. в) Антисистемность
  14. § 1.5. Виртуализация права в глобализуемом обществе
  15. Многие явления и процессы глобализма опознаются как декадентские, типологически близкие явлениям упадка культуры