Основы методологии исследований по коммуникативистике
Первоначально исследования массовой коммуникации носили преимущественно бихевиористский характер. Затем наступил академический период, в процессе которого проявилась другая существенная особенность.
«Теоретические исследования проявляли растушую тематическую диверсификацию, сопровождавшуюся адаптацией в себе всего теоретического багажа и инструментария социологии, что поставило на повестку дня вопрос о сохранении ими тем не менее своей специфики» (Терин, 1998). Сегодня же речь идет уже о проникновении и слиянии традиционных направлений исследования масс-медиа с такими на первый взгляд достаточно далекими от них направлениями, как кибернетика и информатика.С начала 1970-х гг. в странах Запада возник единый исследовательский комплекс с концентрацией на управленческих, идеологических и культурных аспектах масскоммуникационного воздействия на человека и общество. В этой связи можно говорить о выделении трех направлений.
1. Неовеберианский анализ рациональности в «производстве культуры», делающий акцент на вопросах организации работы масс-медиа и обеспечения уровня профессионализма и сбыта, необходимого в условиях конкуренции.
2. Неомарксистский подход, где упор делается на изучение символического значения сообщений массовой коммуникации.
3. Неодюркгеймианские исследования «публичного восприятия», в которых коллективные представления, формирующиеся посредством массмедиа, рассматриваются в качестве способа объединения людей через сообщение им чувства солидарности.
Затем добавились исследования, базирующиеся на методологии феноменологической социологии, согласно которым повседневный опыт массового общения рассматривался в качестве высшей реальности.
По представлениям неодюркгеймианцев, информационно-коммуникативный поток выливается на потребителя информации и окружает его со всех сторон. Однако сам по себе этот поток не в состоянии возвысить погруженного в него человека до уровня «коллективной трансцендентальности».
Достижение этого уровня, со свойственной ему сакрализацией сообщений возможно в случае передачи электронными массмедиа уникальных событий, когда они, обладая собственной мощной аурой, фактически перевоплощаются для аудитории в события, создаваемые самими массмедиа.Исследователи, работающие в русле традиций феноменологической социологии, принципиально ограничиваются рамками «жизненного мира» масскоммуникационного сознания. Они рассматривают его в качестве мира, «очарованного, наполненного собственным содержанием и многозначимого», поскольку «в языке, которым пользовались для описания сначала изобретения радио, а затем и телевидения, снова и снова звучало отношение к ним, как к чуду, сотворенному современной наукой, и это магическое отношение не исчезло а, оказавшись поглощенным повседневной жизнью, просто-напросто ушло на глубину и оттуда стало действовать в сознании скрыто» (Scannel, 1995, р. 18).
При попытках охарактеризовать как единое целое этот достаточно пестрый и на первый взгляд внутренне противоречивый конгломерат методологических подходов к исследованию массовых коммуникаций, мы с необходимостью придем к современной постмодернистской методологии.
Только в постмодернизме могли объединиться, например, мистифицирование (а иногда и демонизирование) массмедиа — как это происходит в феноменологии, с инженерным технологическим подходом к организации событий в массмедиа, как это реализуется у неовеберианцев.