<<
>>

2.3. Типология творчества в журналистике

Мы завершаем раздел рассказом о типологии творческой деятельности в журналистике. Рутинная (от опыта) или уникальная, идущая от интуиции и таланта, эта деятельность подразделяется на редакторскую (обеспечение идейной направленности издания, тематики, проблематики, правка материалов и т.д.), организаторскую (массовая работа, деловые связи, поиск рекламодателей и т.д.) и авторскую (тексты, макетирование газетных страниц, создание сюжетов телерадиопередач и т.д.).
Авторская деятельность помогает читателю, радиослушателю, телезрителю сформировать мнение или позицию по обсуждаемой проблеме (публицистический тип творчества), представить образную картину мира, обогащая миросозерцание (художественный тип), получить научные знания, связанные с миро-воззрением (научный тип творчества).

Характер творческого процесса (выбор темы произведения — разработка темы — литературное оформление) определяется методологической культурой журналиста. Ее составляющие — общая методология познания социальных явлений (обладая знаниями об обществе, журналист умеет применять их при анализе конкретной ситуации); общая журналистская методология (представление о журналистике как социальном явлении, ее функциях, принципах, законах массово-информационной деятельности); методы получения эмпирической информации (три источника — человек, коллектив, документ: отбор фактов, выявление их взаимосвязи); методы интерпретации (максимально объективная характеристика эмпирического материала и аргументированные ответы на вопросы «Кто виноват?», «Что делать?») [9].

Содержание, документальное наполнение, целевая установка автора определяют проблему, направление, смысл и характер публицистического выступления, его форму, то есть жанр. В последнее время слышатся голоса о необязательности жанровой палитры, дескать, главное — глубина проникновения в суть явления, его анализ, концепция, прогноз, рекомендации. Однако, именно выбор жанра — этой определенной, обладающей устойчивыми признаками формы отражения социальной действительности помогает плодотворнее работать над материалом, отбором фактов, трактовкой явлений. Подобно тому, как в художественной литературе мы встречаемся с романом, повестью, рассказом, так и журналистские произведения предстают перед нами в сложившихся, устойчивых жанровых разновидностях. В зависимости от целей воздействия на читателя, широты освещения реальности, глубины анализа и широте обобщений, выразительно-изобразительных средств жанры в газете подразделяются на три вида — информационные, аналитические и художественно-публицистические. Рассмотрим их подробнее.

<< | >>
Источник: Ворошилов В. В.. Журналистика. — Учебник. 2-е издание. — СПб.:Изд-во Михайлова В.А.,2000.. 2000

Еще по теме 2.3. Типология творчества в журналистике:

  1. 2. Базовые модели политической системы: типология и характерные черты
  2. ТВОРЧЕСТВО: И СИСТЕМА, И ИМПРОВИЗАЦИЯ
  3. С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ТВОРЧЕСТВО?
  4. ТВОРЧЕСТВО В СТИЛЕ ON-LINE
  5. ТЕСТ 1.ЕСТЬ ЛИ У ВАС СКЛОННОСТЬ К ТВОРЧЕСТВУ?
  6. Не могли бы Вы рассказать, или методы сбора информации в журналистике
  7. Журналистика как система средств массовой информации. Традиционные и новые СМИ. Их типология.
  8. Свобода журналистики как базовая основа функционирования средств массовой информации. Становление и характер концепций свободы: авторитарной, либеральной (полной свободы), социальной ответственности. Современные подходы решения.
  9. Журналистика как область творческой деятельности.
  10. Типология органов и основные типологические группы современной российской журналистики (качественные и массовые издания, каналы, программы; органы информации различной функционально-целевой, предметно-тематической, направленности; рассчитанные на определенные группы аудитории, разной периодичности).
  11. 1.3. Русская журналистика XIX века
  12. 1.6. Исторические типы и теории журналистики
  13. ТИПОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ
  14. 2.2. Инфраструктура журналистики
  15. 2.3. Типология творчества в журналистике
  16. 6.2.3. Маркетинг СМИ и социология журналистики
  17. 7.2. Управление в редакции
  18. Резюме
  19. 1. Образование
  20. Личность и творчество Ю. М. Лотмана