<<
>>

ПОНЯТИЕ ЦЕННОСТИ а)              «ценность» как общефилософская категория


Понятие ценности имеет исключительное значение как для анализа индивидуального бытия личности, так и в изучении социальных процессов и изменений. В плане индивидуального существования ценности выступают сферой соприкосновения субъективного и объективного бытия, внутреннего и внешнего, единичного и всеобщего, и в этом заключено их субстанциональное значение[15].
Через изучение ценностей, воспринимаемых человеком извне, происходит осмысление процесса «включения» субъекта в мир объективного, его участия и собственной оценки в составе бытия. Через анализ ценностей, вырабатываемых самим субъектом и утверждаемых им в качестве должных или желаемых целей развития общества в целом, происходит понимание роли субъективного переживания, чувствования, осознания, воплощенное в духовно-волевом акте и направленное в объективное внешнее бытие.
Понятие «ценность», традиционно относимое к этико-эстетической сфере, по нашему мнению, является центральным и общефилософским, имеющим непосредственное отношение и к онтологии, и к гносеологии, и к антропологии, и к социальной философии. Ценности связывают в единое целое мир природы, общества, сознания, чувствования, деятельности. Понятие «ценность» и его содержательное наполнение могут быть исследованы по следующим основным направлениям:
  • онтологическому. Ценности в этом аспекте могут рассматриваться, во- первых, как выражение направленности изменений бытия, то есть в качестве его важнейшего структурно-целевого компонента. И, во-вторых, в плане индивидуального бытия субъекта ценность может быть исследована как переживание принадлежности личности к бытию, «включенность» в него и возможность взаимодействия;
  • гносеологическому. В этом аспекте ценность выступает необходимым элементом процесса познания, так как вне оценки Другого, «не-Я» невозможен сам процесс выбора объекта рассмотрения и логического осмысления того, что выступает этим объектом;
  • антропологическому. Ценности выступают выражением предпочтения личностью той или иной формы саморазвития, изменения в направлении к должному, совершенному бытию. Ценности - результат смысложизненных поисков, благодаря которым существование наполняется значимостью для себя и для Другого;
  • праксеологическому. В этом аспекте ценности представляют собой выражение активности субъекта. В отличие от идеала - это результат волевого акта деятельной личности, состоящий в развитии внутреннего (индивидуального) и внешнего (общественного и природного) бытия в направлении определенного ориентира, имеющего высокую значимость;
  • герменевтическому. Ценность выступает явлением, связывающим субъекта и интерпретируемый им мир. Ценностное отношение предполагает не столько стремление понять и объяснить процессы бытия, сколько интерпретировать их, выделяя один из возможных смыслов в соответствии с субъективными критериями.

В каждом из аспектов роль ценности может быть проанализирована исходя из сосуществования субъекта (личности, общества, феноменов природы) и мира в целом. Поскольку и личность, и мир представляют собой динамичные, постоянно изменяющиеся системы, суть их отношений заключается во взаимовлиянии, определяющем направленность дальнейших изменений.
Ценности в этом смысле выступают мерой участия личности в становлении бытия и критерием значимости бытия (его феноменов) для развития личности. В индивидуальном бытие ценности принято относить к волевой сфере в структуре мировоззрения в качестве одного из его важнейших составляющих компонентов. По нашему мнению, ценностное основание присутствует в каждом из компонентов мировоззрения и проявляется во всех формах его развития. Ценностное основание - явное или неявное, оформленное в понятии или стихийно присутствующее в принципах, взглядах, деятельности членов общества является духовной основой формирования картины мира, убеждений, верований, норм жизнедеятельности, директивных действий, реальной готовности личности к определенному типу поведения.
Ценности - идеальный феномен, особенностью которого, в отличие от материальных объектов, является принадлежность к субъективному восприятию и сознанию. Какие-либо предметы или отношения обладают ценностью для индивида, поскольку вызывают определенные субъективные переживания (любовь, радость, удовольствие, страдание, страх, ненависть и т.д.) в связи с их обладанием или потерей, но это не означает, что они являются такой же ценностью для других. Для окружающих ценность личности во многом остается «вещью в себе», поскольку «мир переживаний» каждого субъекта уникален и не может быть полностью открыт другому. Даже если какие-либо объекты получают статус всеобщих ценностей, в переживании каждого они остаются глубоко индивидуальными и наполненными собственным смыслом.
В наиболее общем виде ценность может быть определена как комплекс направленных от субъекта к объективной реальности волевых, эмоциональных, интеллектуальных переживаний, воплощающих в себе наиболее значимые целе- и смыслосодержащие притязания и устремления. Однако при сопоставлении индивидуальных переживаний отдельных субъектов возможны аналогии, которые позволяют говорить о существовании неких общих ценностей, характерных для больших групп субъектов. В этом случае будет справедливым отнесение ценности к сфере всеобщности в гегелевской традиции понимания этого понятия (в контексте «теория связи») как предельно общего, богатого, включающего в себя все многообразие единичного через диалектическое снятие (С позиции противоположного «догегелевского» подхода, или «теории сходства», всеобщее выступает самой бедной в содержательном смысле категорией, охватывающей сходное единичных объектов). Всеобщность ценностей, таким образом, не исключает их индивидуального, единичного наполнения и восприятия каждым субъектом. Но утверждение этой всеобщности как надындивидуальной и объективной в целом, на наш взгляд, безосновательно, так как ее осмысление, описание или созерцание всегда будет субъективно и оценочно в силу самого характера ценностного феномена.
Таким образом, все попытки описания или определения сущности тех или иных ценностей как объективных явлений будут выступать лишь фактами субъективных переживаний от восприятия наиболее общих ценностей и их личного анализа и оценки. Эти «факты переживаний», то есть определения ценностей как объективных феноменов, безусловно, не только правомерны, но и необходимы, так как они являются такой же духовной реальностью, как и самосознание субъекта и должны быть актуализированы. Реляция в этом случае играет позитивную роль, поскольку оставляет за субъектом право творчества, интерпретации ценностей и ответственности за осуществленный выбор. Ценность уникальна в восприятии, переживании ее отдельным субъектом и наполнена глубоким общественно значимым смыслом и содержанием и, таким образом, воплощает собой единство единичного и всеобщего.
Ценность не существует без оценивающего субъекта и без самого процесса оценивания. Ценность есть феномен духовного творчества, заключающегося в создании смыслов и значений объектов, вызывающих субъективные переживания. Наделение ценностью предметов и явлений внешнего мира непосредственно связано с самооценкой субъекта, уровнем его способностей и притязаний, что можно увидеть на примерах построения философских теорий. Так, заниженная самооценка субъекта может вести к созданию систем объективного монизма и детерминизма, где ключевую роль играют материальные или идеальные довлеющие факторы, осознание которых и может позволить человеку избежать воздействия случайных, на первый взгляд, явлений развития природной и общественной жизни. Завышенная самооценка субъекта имеет своим следствием построение систем субъективизма, где окружающий мир либо оценивается как несуществующий (солипсизм, веданта), либо как несущественный (или мало существенный) для истинного бытия личности (христианская философия, экзистенциализм). В другом варианте субъективных философских построений мир оценивается лишь как хаос возможностей, реализация которых всецело связана с активностью субъекта, который в силу онтологических особенностей «обречен» на целеполагание не только своих действий, но «судеб мира» (гуманизм Возрождения, персонализм и др.). По сути, все логические и иррациональные построения начинаются с оценивания, и в силу того, что каждый из субъектов наделен уникальными ценностными ориентирами, можно встретить многообразие различных теоретических систем их осмысления. Самооценка, личный опыт, особенности внутреннего мира личности и специфические условия жизнедеятельности оказывают решающее влияние на формирование ценностного отношения, которое будет уникальным в каждом из случаев. В этом смысле творчество ценностей всегда субъективно и исторически конкретно. Так, свобода как ценность для человека, жившего в условиях тоталитарного общества, будет отличаться от свободы для человека, живущего в период либерализма. Ценности жизни и здоровья будут иметь наибольшее значение для тех, кто испытал угрозу их потери. Во многом индивидуальными оказываются и религиозные ценности, опирающиеся на личный мистический опыт, в полной мере не доступный для другого. Нравственные ценности - блага, счастья, удовольствия, справедливости - будут выражать стремление сохранить или изменить существующее положение вещей таким образом, чтобы оно наполняло жизнь человека положительными эмоциями, верой в наличие позитивного смысла. Но при этом каждый индивид всегда будет иметь в виду лишь собственное представление о благе, справедливости или удовольствие, связанное с собственным жизненным опытом, эмоциональными, интеллектуальными способностями. Еще более субъективны ценности эстетического, которые неизбежно оказываются связанными с эмоционально-образной сферой личности, особенностями вкуса и восприятия. В том или ином случае то, что мы наделяем ценностью, в первую очередь зависит от нас, а уже затем от свойств объекта. Таким образом, и в этом можно согласиться с М. Хайдеггером, сущность ценности «истекает» из бытия. Но не из бытия природы и вещей, а из бытия личности, переживающей свое существование в мире и ограниченность во времени.
В этой связи следует заметить, что исследования в области ценностей всегда будут выступать проявлением ценностного отношения к объектам бытия, так как оно неизбежно предполагает субъективные оценки автора того или иного анализа. Данный процесс можно сравнить с герменевтическим кругом, в котором процесс познания связан не только с пониманием и объяснением, но и с интерпретацией смыслов. Общей является особенность, которая составляет суть герменевтического противоречия: попытка оценивания, отнесения к ценности, выявления сути ценности происходит внутри самого ценностного поля бытия, следовательно, необходимо, давая ценностный анализ тем или иным объектам и явлениям, уяснить общий ценностный смысл бытия в его совокупности, в которой присутствует и сам субъект. Ценностное отношение субъекта к миру выступает как интерпретация одного из его смыслов, возможно, не субстанционального для самого мира, но являющегося таковым для субъекта оценивания.
Однако особенность философского исследования связана со стремлением к выявлению общего смысла изучаемых процессов. Можно ли, при всем многообразии ценностных переживаний и представлений о ценностях, говорить об их всеобщем смысле? По нашему мнению, единым в процессе оценивания бытия и становлении ценностей личности, выступает стремление к увековечению или упрочению своего присутствия в бытие. Желание бессмертия в тех или иных формах заложено в самых различных ценностях, показывающих, что именно субъект считает недостающим, необходимым для укрепления своего бытия и его изменения в направлении совершенства. Так, ценность материальных благ выражает стремление к физическому совершенству и продлению телесного бытия. Социальные и моральные ценности (справедливость, благо, мир, любовь и т.д.) выражают стремление к укреплению своих связей с обществом, другой личностью, в которых и через которые человек умножает свое бытие. Ценности мистического, религиозного свидетельствуют о желании духовного бессмертия, даже если при этом отвергается субъективность. Экзистенциальные ценности, в свою очередь, отражают устремление к наполнению жизни уникальным смыслом, позволяющим осознать, что личность способна оставить свой след в бытие через творчество и мышление. Ценности различных уровней едины в выражении стремления к развитию своего присутствия в бытие, даже если их субъект материалистически понимает мир и оценивает смерть как естественный финал существования. Ценности - субъективный поиск преодоления собственных рамок и ограничений природно-социальной реальности, обретения источника усиливающего, умножающего, продляющего индивидуальное бытие, выводящее его на новый уровень качества.
<< | >>
Источник: Баева Л.В.. Ценностные основания индивидуального бытия: Опыт экзистенциальной аксиологии: Монография. М.: Прометей. МПГУ,2003. 240 с.. 2003

Еще по теме ПОНЯТИЕ ЦЕННОСТИ а)              «ценность» как общефилософская категория:

  1. 1.2. Конфликтологическая культура специалиста как педагогическая категория
  2. 1. ВЛАСТЬ КАК ОБЩЕСОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ (ГОСУДАРСТВЕННАЯ) ВЛАСТЬ
  3. Жизненные цели и ценности. Как добиться жизненного успеха?Что дозволено и не дозволено для его достижения?
  4. 3. Ценности как индивидуальныйи социальный феномен
  5. Понятие ценностей и рядоположные понятия
  6. Глава 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ФОНОГРАММЫ КАК ОБЪЕКТА СМЕЖНЫХ ПРАВ. СУБЪЕКТ ПРАВ НА ФОНОГРАММУ
  7. Ценность как субъективный феномен
  8. Содержание
  9. ПОНЯТИЕ ЦЕННОСТИ а)              «ценность» как общефилософская категория
  10. б)              ценность как вид информации
  11. Бытие как исходная категория философии.
  12. 3 В философии понятие «пространство» вообще рассматривается как некая трансцендентная сущность, но тем не менее имеющая свое в общем-то определенное значение.
  13. § 130. Лицо как грамматическая категория
  14. § 27. ПАДЕЖ КАК ГРАММАТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ У СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
  15. 3.6.Связность и дискретность как конструктивные категории УПД