<<
>>

Ценность как субъективный феномен

Понятие ценности имеет исключительное значение, как для анализа индивидуального бытия личности, так и в изучении социальных процессов и изменений. В плане индивидуального существования ценности выступают сферой соприкосновения субъективного и объективного бытия, внутреннего и внешнего, единичного и всеобщего, и в этом заключено их субстанциональное значение[195]. Через изучение ценностей, воспринимаемых человеком извне, происходит осмысление процесса «включения» субъекта в мир объективного, его участия и собственной оценки в составе бытия.

Через анализ ценностей. вырабатываемых самим субъектом и утверждаемых им в качестве должных или желаемых целей развития общества в целом. происходит понимание роли субъективного переживания. чувствования. осознания. воплощенное в духовно-волевом акте и направленное в объективное внешнее бытие.

Ценности - идеальный феномен. особенностью которого. в отличие от материальных объектов. является принадлежность к субъективному восприятию и сознанию. Когда мы говорим. что какие-либо предметы или отношения обладают ценностью для нас. это не означает. что они являются такой же ценностью для других индивидов. Мы наделяем ценностью те объекты. которые вызывают у нас достаточно сильные субъективные переживания в связи с их обладанием или потерей. Для окружающих ценность приоритетов личности во многом остается «вещью в себе». поскольку жизненный опыт каждого уникален и не может быть полностью открыт другому. В наиболее общем виде ценность может быть определена как комплекс. направленных от субъекта к объективной реальности волевых. эмоциональных. интеллектуальных переживаний. воплощающих собой наиболее значимые целе- и смыслосодержащие притязания и устремления. Однако при сопоставлении индивидуальных переживаний отдельных субъектов возможны аналогии. которые позволяют говорить о существовании неких общих ценностей. характерных для больших групп субъектов. В этом случае можно отметить. что ценности - понятие. относящееся к сфере всеобщности. в гегелевской традиции понимания этого понятия («теория связи»). как предельно общего. богатого. включающего в себя все многообразие единичного через диалектическое снятие (с точки зрения так называемой «теории сходства». всеобщее. как известно. выступает самой бедной в содержательном смысле категорией. охватывающей сходное единичных объектов). Всеобщность ценностей. таким образом. не исключает их индивидуального. единичного наполнения и восприятия каждым субъектом. Но утверждение этой всеобщности как надындивидуальной и объективной в целом. на наш взгляд. безосновательно. так как ее осмысление. описание или созерцание всегда будет субъективно и оценочно в силу самого характера ценностного феномена.

Таким образом. все попытки описания или определения сущности тех или иных ценностей как объективных явлений будут выступать лишь фактами субъективных переживаний от восприятия наиболее общих ценностей и их личного анализа и оценки. Эти «факты переживаний». то есть определения ценностей как объективных феноменов. безусловно. не только правомерны. но и необходимы. так как они являются такой же духовной реальностью. как и самосознание субъекта и должны быть актуализованы. Реляция в этом случае играет позитивную роль. поскольку оставляет за субъектом право творчества. интерпретации ценностей и ответственности за осуществленный выбор. Ценность уникальна в восприятии.

переживании ее отдельным субъектом и наполнена глубоким общественно значимым смыслом и содержанием и, таким образом, воплощает собой единство единичного и всеобщего.

Содержательное наполнение понятия ценности может быть проанализировано по следующим основным направлениям:

  1. Онтологическое. Ценности в этом аспекте могут выступать, во-первых, как выражение направленности изменений бытия, то есть его важнейший структурно-целевой компонент. И, во-вторых, в плане индивидуального бытия субъекта ценность есть переживание своей принадлежности к бытию, «включенность» в него, возможность проникновения в него и взаимодействия с ним.
  2. Гносеологическое. В этом аспекте ценность выступает необходимым элементом процесса познания, так как вне оценки Другого, «не- Я» невозможен сам процесс выбора объекта рассмотрения и логического осмысления того, что выступает этим объектом.
  3. Антропологическое. Ценности выступают выражением предпочтения личностью той или иной формы саморазвития, изменения в направлении к должному, совершенному бытию. Ценности - результат смысло-жизненных поисков, благодаря которым существование наполняется значимостью для себя и для Другого.
  4. Праксеологическое. В этом аспекте ценности представляют собой выражение активности субъекта. В отличие от идеала - это результат волевого акта деятельной личности, состоящий в развитии внутреннего (индивидуального) и внешнего (общественного и природного) бытия в направлении определенного ориентира, имеющего высокую значимость.
  5. Герменевтическое. Ценность выступает явлением, связывающим субъекта и интерпретируемый им мир. Ценностное отношение предполагает не столько стремление понять и объяснить процессы бытия, сколько интерпретировать их, выделяя один из возможных смыслов в соответствии с субъективными критериями.

Ценности принято относить к волевой сфере в структуре мировоззрения в качестве одного из его важнейших составляющих компонентов. По нашему мнению, ценностное основание присутствует в каждом из компонентов мировоззрения и проявляется во всех формах его развития. Ценностное основание - явное или неявное, оформленное в понятии или стихийно присутствующее в принципах, взглядах, деятельности членов общества является духовной основой формирования картины мира, убеждений, верований, норм жизнедеятельности, директивных действий, реальной готовности личности к определенному типу поведения.

Оценка внешнего по отношению к человеку бытия и собственная самооценка во многом предшествуют осмыслению не только возможности познания или причинности мира, но и постановке проблем человеческого существования. Заниженная самооценка субъекта может вести к созданию систем объективного монизма и детерминизма, где ключевую роль играют материальные или идеальные довлеющие факторы, осознание которых и может позволить человеку избежать воздействия случайных, на первый взгляд, явлений развития природной и общественной жизни. Завышенная самооценка субъекта имеет своим следствием построение систем субъективизма, где окружающий мир либо оценивается как несуществующий (солипсизм, веданта), либо как несущественный (или мало существенный) для истинного бытия личности (христианская философия, экзистенциализм). В другом варианте субъективных философских построений мир оценивается лишь как хаос возможностей, реализация которых всецело связана с активностью субъекта, который в силу онтологических особенностей «обречен» на целеполагание не только своих действий, но «судеб мира» (гуманизм Возрождения, персонализм и др.).

Ценность выражает выбор, предпочтение субъектом определенного качества, и того варианта бытия, где оно будет преобладать. Этот выбор связан с внутренним миром личности, ее интеллектуальным, нравственным, эмоциональным, физическим развитием и всегда окажется индивидуальным. Однако особенность философского исследования диктует стремление к выявлению общего смысла изучаемых процессов. Единым в процессе оценивания бытия и становлении ценностей личности, по нашему мнению, выступает стремление к увековечению или упрочению своего присутствия в бытие. Желание бессмертия в тех или иных формах заложено в самых различных ценностях, показывающих, что именно субъект считает недостающим, необходимым для укрепления своего бытия. Ценность материальных благ выражает стремление к физическому совершенству и продлению телесного бытия. Социальные и моральные ценности (справедливость, благо, мир, любовь и т.д.) выражают стремление к укреплению своих связей с обществом, другой личностью, в которых и через которые человек продлевает свое бытие. Ценности мистического, религиозного свидетельствуют о желании духовного бессмертия, даже если при этом отвергается субъективность. Экзистенциальные ценности (внутри- личностного бытия) в свою очередь отражают устремление к наполнению жизни уникальным смыслом, позволяющим осознать, что личность способна оставить свой след в бытие через творчество и мышление. Ценности различных уровней едины в выражении стремления к развитию своего присутствия в бытие, даже если их субъект материалистически понимает мир и оценивает смерть как естественный финал существования. Ценности - субъективный поиск преодоления собственных рамок и ограничений природно-социальной реальности, обретения источника усиливающего, умножающего, продляющего индивидуальное бытие, выводящее его на новый уровень качества.

<< | >>
Источник: Баева Л.В.. Ценности изменяющегося мира: экзистенциальная аксиология истории. Монография. Изд-во АГУ, 2004. 2004

Еще по теме Ценность как субъективный феномен:

  1. § 79. Критический экскурс. Феноменология              10 и трудности «самонаблюдения»
  2. Глава 11. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯФЕНОМЕНОЛОГИЯ ИЭТНОМЕТОДОЛОГИЯ  
  3. 2. Религия как ценность в буржуазной культурологии  
  4.   [ I] Критика как имплицитная феноменология  
  5. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ Э. ГУССЕРЛЯ - МЕТОД ПОСТРОЕНИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ Ж.-П. САРТРА
  6. 1.8. Классификация основных подходов к пониманию ценности
  7. Ценность как субъективный феномен
  8. Ценность и экзистенция
  9. ПОНЯТИЕ ЦЕННОСТИ а)              «ценность» как общефилософская категория
  10. д) ценность и переживание
  11. ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТИВНОГО И ОБЪЕКТИВНОГО В ЦЕННОСТИ
  12. ПРОБЛЕМА МАТЕРИАЛЬНОГО И ИДЕАЛЬНОГО В ЦЕННОСТИ
  13. в)              чувственное в природе ценности
  14. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ НАУКИ