<<
>>

Духовность как субъективная реальность.

Духовность как субъективная реальность представляет со­бой некую нематериальную целостность. Все достижения чело­вечества - мифы, религия, искусство, наука, философия - явля­ются проявлениями духовности.

К духовности личности испо- кон веков относят сознание, волю, темперамент, эмоции, харак­тер, память. Нередко понятию «духовность» философы прида­ют высший, чуть ли не сакральный смысл, который должен быть понятен каждому человеку без каких-либо пояснений. Од­нако вокруг этого феномена никогда не смолкали споры. В на­родном толковании духовность - это дерзания духа, устрем­ляющего человека к светлым идеалам: истине, добру, любви и красоте. В религии - это проявление божественной силы, воз­вышающей личность над обыденной жизнью и придающей

нравственный смысл и особое значение ее деятельности. В фи­лософии - это таинственная творческая энергия, пробуждаю­щая вдохновение (дух творчества) у художников, литераторов, ученых, медиков и других специалистов. Философы утвержда­ют, что духовность целенаправленно возвышает реальные лич­ностные ценности, придавая человеческому бытию смысл пре­бывания во Вселенной. Жизненный путь - это постоянное об­ращение к духовности, которая пробуждает в человеке позитив­ную жизненную энергетику.

Понятие «духовность» в философии приобретает особое значение при осмыслении его главной сущностной основы - духа. «Дух есть сила - утверждал известный русский философ И.А. Ильин (1882—1954), - которая имеет дар усилить себя и преодолеть в себе то, что отвергается; дух имеет силу и власть создавать формы и законы бытия, творить себя и способы своей жизни» [1]. Различными философскими школами дух рассмат­ривался и до сих пор рассматривается как некая субстанция, как особая внутренняя энергия и как проявление разума, воли, способности к творчеству, напряжение всех интеллектуальных сил человека. Если философия претендует на роль учителя жиз­ни, то она не может не осмысливать проблему состояния чело­веческого духа, создающего ту атмосферу в обществе, которая формирует образ жизни и мысли людей.

Русский религиозный философ Н.А. Бердяев считал, что сама «философия есть наука о духе». «Однако наука о духе, - замечал он, - есть прежде все­го наука о человеческом существовании. Именно в человече­ском существовании раскрывается смысл бытия» [2]. Безуслов­но, в бытии человека проявляется его мышление, составляемые им понятия, суждения, умозаключения, принимаемые решения, ощущения, представления, его воображение, душевные волне­ния, целеполагание, волевые акты и т.д.

Человеческий дух можно сравнить с электрическим акку­мулятором. Только внешним источником, от которого он «заря­жается», является культура человечества. Два полюса сферы духа - это ум и воля. Ум дает импульс, мотив жизни, а воля на­правляет жизненную энергию. Потенциальная энергия, накоп­ленная аккумулятором, зависит от количества востребованного электрического заряда, а ее разряд - от разности потенциалов (напряжения). Что же касается человека, то здесь мы имеем де­ло с силой духа, представляющей собой ту идеальную «энерге­

тическую массу», которая повелительно воздействует на все органы, приводя их в самодвижение, иначе говоря, направляет жизнедеятельность человека. Дух, таким образом, будучи внут­ренней энергией индивида, проявляется в жизни и деятельно­сти личности через силу воли, направляемой умом и контроли­руемой совестью. Считается, что только дух может быть причи­ной и источником здоровья человека.

Впрочем, представить реальность духа вне контекста от­ношения к человеческому телу весьма сложно. Дилемма «дух - тело» долгое время вызывала в отечественной философии не­приятие вследствие ее религиозной окраски. Вместе с тем в фи­лософской литературе довольно глубоко осмысливались про­блемы духовной жизни, духовной культуры, духовного произ­водства и т.д. Здесь явно прослеживалась парадоксальность: ду­ховная жизнь - есть, а духа - нет. Русский религиозный фило­соф П.А. Флоренский (1882—1937) резонно заметил, что когда дух стеснен в свободе, наблюдается «момент разлада, распада и развала духовной жизни».

«Дух теряет свое субстанциональное единство, - продолжает мыслитель, - теряет сознание своей творческой природы, теряет в хаотическом вихре своих же со­стояний, переставая быть субстанцией их... Тогда, действи­тельно, не "я делаю", а "со мной делается", не "я живу", а "со мной происходит"» [3]. Таким образом, дух становится стерж­нем, основой чисто человеческого феномена - духовности, ко­торая столь же реальна, как материальность индивида.

Понятие «духовное» в философии означает нематериаль­ное начало и предстает как некая «субъективная реальность», энергетическая субстанция, «питающая» все системы жизне­обеспечения и самосохранения человеческого индивида. Это, можно сказать, идеальное качество внутреннего состояния че­ловека (его сознания и самосознания), которое позволяет ему противостоять всем материальным силам, воздействующим на него. Имеются в виду объективные силы природы и обществен­ных отношений, которые вечно диктуют личности «свой поря­док» бытия, подавляя ее стремление к свободе творчества и са­модеятельности. Но человеку никак нельзя растворяться в этих объективных обстоятельствах, ибо в этом случае он потеряет статус демиурга счастья. Духовность становится именно тем интегрирующим началом всех личностных качеств, которое по­зволяет осознавать смысл и ценность человеческой жизнедея­

тельности. Она выступает в виде главной ипостаси самоопреде­ления человека как личности, ее априорной способности стро­ить собственный внутренний мир оценок и отношений, посред­ством своего волевого, рационального и нравственно-этическо­го потенциала изменять материальную действительность в пол­ном соответствии с усвоенными общественными идеалами жиз­ни, кодексом чести и достоинства.

Духовность как проблема бытия человека во всем ее уни­кальном своеобразии, в нравственной чистоте и творческой продуктивности была впервые рассмотрена и глубоко осмысле­на в сфере философии. Исстари философы считали, что духов­но-творческая деятельность человека и его повседневная прак­тика тесно увязаны друг с другом и создают неповторимые чер­ты в природном и социальном мире.

Только обладая силой духа (или духовностью), человеческая личность способна противо­стоять силам материального воздействия, сковывающим порой ее самые светлые творческо-созидательные порывы. И чем больше сконцентрировано духовной энергии в том или ином субъекте, чем возвышеннее его духовное состояние, тем боль­ше шансов у него выйти из своей природной замкнутости и подняться над собой, то есть возвыситься над второстепенными обстоятельствами материального бытия. Короче говоря, только духовность делает человека Человеком, развивая его разум, обогащая чувства, пробуждая совесть, укрепляя волю и т.п.

Духовность - термин, обозначающий внутреннее состоя­ние человеческого бытия, которое находит свое выражение в чувствах, мыслях, словах и действиях. Это проявление творче­ского начала в человеческой жизнедеятельности. Содержание духовности всегда носит исторический характер, в котором проявляется степень овладения людьми различными видами культуры: философией, наукой, искусством, религией. Духов­ность человека, народа, общества отражает самое главное в культурном состоянии эпохи - осознанное стремление делать добро, творить красоту, искать истину. Духовность - это уни­кальная направленность человека на утверждение себя как лич­ности, самовыражение и критическую оценку собственных мыслей, чувств и практических действий независимо от обще­принятых морально-правовых норм, политических установок и т.д. Духовность обеспечивает тот главный смысл жизни, кото­рый позволяет человеку быть носителем возвышенных качеств,

делающих его демиургом, или активным творцом порядка в се­бе и в окружающем мире.

В нашей стране проблема духовности всесторонне рас­сматривается многими философами, психологами и другими учеными. Так, нейрофизиолог и философ П. Симонов (род. 1926) трактует духовность как отражение актуальной потребно­сти в творчестве и вероятность (возможность) ее удовлетворе­ния субъектом. Ученый различает сознание, подсознание и сверхсознание - творческую интуицию.

Его позиция суть ре­дукция трансцендентального анализа творчества, произведен­ного известным немецким философом К. Ясперсом (1883- 1969), который увязывал духовность субъекта с его способно­стью творить смысл и ценности человеческой жизни. В данном случае речь идет об экстраполяции явления трансцендентности, а точнее - о выходе сознания за пределы собственного бытия в сферу некой творческой интуиции. Философский смысл транс­цендентности был раскрыт еще в учении И. Канта, который го­ворил о расширении рамок духовного бытия человека до сверхъестественного разума, эстетического миропереживания и умопостижения мира. Таким образом, духовность была впер­вые представлена в виде глубинной устремленности человека покинуть пределы своего физического бытия во имя торжества творческой мыследеятельности. Это уникальное духовное со­стояние личности устраняет комплекс ее творческой ограни­ченности и подвигает индивида к постижению смысла жизни, созиданию нового.

Вся духовная культура человечества (религия и поэзия, наука и философия, техника и медицина), согласно К. Ясперсу, представляет собой «шифры трансценденции», посредством ко­торых раскрывается духовный потенциал для выхода человека за пределы обыденных ситуаций, составляющих его жизнь. Фи­лософская традиция осмысления проблемы улучшения духов­ного самочувствия индивида, повышения его ответственности за свое здоровье активно развивается сегодня как философами, так и врачами. Они не только обеспечивают прогресс в филосо­фии и медицине, но и способствуют гуманитаризации мировоз­зрения и менталитета людей, помогают им почувствовать себя способными к личной трансцендентности - преступлению обы­денности бытия.

Для того, чтобы лучше понять и оценить перспективы ду­ховной нацеленности человека на самотрансценденцию - вы­ход за пределы сугубо чувственного созерцания мира, - можно вспомнить мировоззренческий подвиг Н. Коперника. Ученый, будучи не в состоянии физически подняться над Землей, смог совершить это с помощью мысленного полета в Космос, ре­зультатом которого стало создание гелиоцентрической систе­мы.

Например, чтобы быть здоровым, надо уметь трансценди- ровать в «мир здоровья», открыть в себе способность ответить на философский вопрос: «Как жить, чтобы жить долго и при этом никогда не болеть?» (Кант).

Духовность проявляется в стремлении к прекрасному вез­де и во всем: в мыслях, чувствах, поведении. Поэтому ее не зря считают наивысшей субстанцией человеческой культуры. Именно в ней заключена квинтэссенция культурного самораз­вития всего человечества, ибо только в духовности проявляется внутреннее достоинство и честь человеческой личности. По­нять суть и назначение духовного в человеке без философского осмысления «логики» и смысла духовности попросту нельзя. Если цель религии - спасение души, а цель психологии - ее ис­целение, то цель философии - высвобождение и возвышение человеческой духовности как единственного антиэнтропийного воздействия на все естественные процессы, происходящие в мире и человеческой жизни. Последнее же происходит благода­ря тому, что духовность дает человеку беспрецедентную воз­можность критично осмысливать свое собственное внутреннее бытие.

Как материя не существует вне движения, так и духов­ность немыслима вне жизнедеятельности человека. Поэтому врач всегда должен поступать как мыслитель, который каждый раз встречается не просто с пациентом, а с духовным явлением, к тому же очень необычным - трансцендентным. И здесь без «космического» полета мысли врача в трансцендентный мир никак не обойтись. Напомним, что трансцендентность рассмат­ривается в философии и медицине как некая интеллектуальная способность человека к духовному прозрению, к творческой интуиции и созиданию. Иными словами, встреча с ней стано­вится духовным источником творческого вдохновения и озаре­ния человека. В этой связи знаменитое декартовское изречение «мыслю, следовательно, существую» можно перефразировать

следующим образом: «трансцендирую, следовательно, вообра­жаю, фантазирую, то есть мыслю». Трансценденция, по сути, «конструирует» новый особый мир бытия - внутренний духов­ный мир человека (идеи, идеалы, знания, фантазии и т.д.).

Сегодня философски осмысливаются многие аспекты, от­носящиеся к общим проблемам духовной ситуации, в которой оказалось современное человечество. В последнее время в мире и у нас в стране стали больше размышлять и с тревогой гово­рить об упадке духовности во многих сферах общественной жизни. В различных кругах научной общественности, но преж­де всего философских [4], обсуждаются вопросы, связанные с поисками выхода из ситуации роста бездуховности, которая по­ражает современное российское общество. Ни для кого не сек­рет, что центры развития мира переместились на Запад, прежде всего - в США. Именно там сегодня технологически формиру­ется будущее XXI века, основы которого не только в большин­стве случаев неприемлемы для менталитета граждан других стран, в том числе России, но и зачастую оказываются лишен­ными духовного содержания.

В наши дни слова «духовное» и «духовность» стали упот­ребляться как никогда часто, при этом однозначного определе­ния соответствующих понятий пока не существует. Разные лю­ди вкладывают в их содержание свой смысл. Они исходят из различных мировоззренческих позиций и ценностных взглядов, причем чаще всего религиозных. Но в последнее время все больше сходятся в том, что духовность - это более широкое по­нятие, чем просто религиозность. При этом она, безусловно, связана с религиозной, а также с философской мыслью. Так, Н. Бердяев постоянно подчеркивал, что духовность может быть и религиозной, и светской. О том, что она проявляется не только в сфере религии, свидетельствует вся человеческая культура, прежде всего существование и активное развитие сфер нравст­венной и художественной жизни людей. Именно они радикаль­но меняют духовную ситуацию эпохи, страны, народа, лично­сти. Духовность обладает уникальной самоценностью, и чем больше эта внутренняя энергия человека, тем выше эффектив­ность всех его действий: интеллектуальных и физических.

1.2.

<< | >>
Источник: ХРУСТАЛЕВ Ю.М.. ОБЩИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ: Учебник для студенов медицинских и фармацевтических вузов. В 2 т. Т 2. - М.: ГОУ ВУНМЦ М3 РФ,2003. - 448 с.. 2003

Еще по теме Духовность как субъективная реальность.: