<<
>>

Содержательные аспекты духовности.

Содержательный «духовный горизонт» - это один из глав­ных компонентов, составляющих полноценный и здоровый об­раз жизни людей. Не хлебом единым жив человек. Глубоко прав был Л.Н.

Толстой, заявляя, что «кроме жизни телесной, которая была и будет, мы знаем в себе еще другую жизнь: жизнь духовную. А духовная жизнь не была, не будет, а сейчас есть. Эта-то жизнь и есть настоящая жизнь» [5]. Всматриваясь в свой духовный горизонт, человек приобретает свойства субъек­та собственной судьбы и судьбы окружающих его людей, кото­рый благодаря своей деятельности, выступает как обособлен­ность природной определенности чувств, темперамента, талан­та, характера, воли. В силу этого человек как бы выходит из мира объективной реальности (физически оставаясь в ней) и создает мир собственной духовности. Следовательно, становле­ние и развитие духа индивида можно назвать великой револю­цией в его жизни.

Духовная революция потребовала новой мировоззренче­ской платформы - философской. Эта тема стала объектом мета­физических размышлений и в античной философии, и в возро­жденческом искусстве, и в науке Нового времени, и в медицине наших дней. Ее осмысливали и ученые, и художники, и медики, и просвещенные религиозные деятели во все времена и во всех странах мира. Это вполне понятно, ибо духовные революции воздействуют на сознание целых народов, меняют образ мысли и жизни тысяч и тысяч людей, затрагивая глубины каждой че­ловеческой души, выражающей исторически меняющиеся воз­зрения на внутренний мир самого человека. В недалеком буду­щем, видимо, будет реализовано введение в структуру общест­венного сознания нового пласта, а именно - пласта светской ду­ховности. Сегодня раздумья ряда философов, о возрождении светской духовности или создании новой стали еще более зна­чимы. Более того, в размышления о грядущей светской духов­ной революции включаются ученые и писатели, медики и учи­теля, все мыслящие люди.

В современной ситуации вопрос о светской духовности стоит особенно остро. И если одни (верующие) абсолютно уве­рены, что истинная духовность - это путь к Богу, то другие до­казывают, что духовность - это внутренняя (имманентная)

энергетическая мощь человеческой личности, которая ее гума­нитарно возвышает и идейно вдохновляет на творческие дела и созидательные действия. Человек, воспитанный на базе сугубо светской духовности, чувствует себя нравственно ответствен­ным за свои действия перед людьми. Светская духовность дела­ет индивида сильным и гуманным. Ныне все чаще предлагается вписать смысл светской духовности в новую, гуманную фило­софию, прежде всего - в философию человека. Каждый инди­вид должен научиться развивать в себе твердость духа как еди­ную целостность, включающую разум, здравый смысл, горячие чувства и железную волю. «Человек - это пространственно-вре­менное материальное творение, которое создается миром и ко­торое вместе с тем само создает мир своего существования. Эта диалектическая, творческая способность человеческого сущест­ва и может быть названа его "духом”», - пишет американский философ Говард Парсонс [6].

Духовный мир человека - это абсолютно цельный фено­мен. Он конкретен, причем не в том в смысле, что слагается из множества компонентов - разума, чувств, темперамента, талан­та, характера, воли, памяти, - а в том, что реальная ткань этого мира непрерывна и сращена. Человек обладает уникальной спо­собностью усваивать знания, опыт, культурные ценности как внутреннюю (духовную) энергию. «Вне духовного содержания, - писал современный философ М.К. Мамардашвили (1930— 1990), - любое дело - это полдела. Не представляю себе фило­софию без рыцарей чести и человеческого достоинства. Все ос­тальное - слова. Люди должны узнавать себя в мысли филосо­фов» [7]. Действительно, философ значительно лучше, чем, на­пример, психолог, оценивает духовное состояние другого чело­века, его стремление укрепиться в сложном, противоречивом внутреннем мире.

Феномены духовного и духовности органично связаны с человеческой душой уже хотя бы потому, что вместе они со­ставляют единый субстанциональный стержень такого уникаль­ного качества, как душевность личности, или ее гуманность, особое сострадание, сочувствие другим людям.

Причем душа каждого человека способна самосовершенствоваться, обретая внутреннюю силу и всеобщее признание. «Быть может, "чело­веческая душа" - это самая дивная на свете сказка9 Но какой прекрасный мир заключен в нашей груди! - утверждал Э. Гоф­

ман (1776-1822), знаменитый немецкий писатель. - Никакая вселенная его не ограничивает, сокровища его превосходят не­изведанные богатства всего природного мира! До чего мертвой, нищенской, слепой, как у крота, была бы наша жизнь, не наде­ли мировой дух нас, наемников природы, неистощимой алмаз­ной россыпью души, из которой нам светит в сиянии и в блеске удивительное царство, ставшее нашим достоянием. Высоко одарены те, кто осознает в себе это богатство! Еще более ода­ренными и счастливыми должно почитать тех, кто не только умеет разглядеть в себе эту залежь драгоценных камней, но из­влечь их наружу и огранить, чтобы заиграли дивным огнем!» [8].

Не случайно часто в народе говорят о щедрости или, на­оборот, о скупости души, о великой душевности или о бездуш­ности человека. Само понятие «душа» (лат. spiritus - дыхание) в современной философии употребляется, как правило, при оценке особого состояния раскрепощенности духовного мира индивида как внутреннего сопереживания им общественного и личного бытия. Первоначально понятие «душа» означало тон­кую, невидимую материю. Значительно позже душа стала рас­сматриваться как некая бестелесная субстанция, которая не за­висит от организма, но сосуществует с ним, побуждая к само­развитию. В душевных переживаниях человеческая личность осуществляет нравственное проникновение и интеллектуаль­ный выбор общечеловеческих идеалов, культурных ценностей, личное целеполагание на основе усвоенных гуманитарных зна­ний, а также их философского осмысления и переоценки на ба­зе собственного жизненного опыта.

Сразу же после своего рождения индивид начинает вос­принимать все возрастающий поток информации из окружаю­щего его мира. Блики света, звуки, прикосновения, сливаясь в одно целое, формируют душу ребенка.

Особое значение в этом процессе имеет общение. В течение всей жизни человека его душа наполняется новой информацией, под воздействием кото­рой и развивается уникальная индивидуальность. Таким обра­зом, человеческая душа есть реально существующее нематери­альное начало, состоящее из информации, аккумулируемой в течение всей жизни, получаемой индивидом из окружающего материального и духовного мира и творимой им же. Поэтому

для саморазвития души человека исключительное значение имеет духовная атмосфера в обществе, коллективе, семье.

Философ-гуманист уважает в другом человеке мыслящую личность, а потому способен понять и оценить любые его идеи и стремления, даже если они кажутся абсурдными. Он осознает, что происходит не только в сознании личности, но и в глубинах человеческих чувств. Именно поэтому только философ может профессионально помочь другому человеку раскрыть и укре­пить его светскую духовность: разум, силу воли, совесть, воз­вышенные чувства и т.д. Только гуманная философия как дей­ствительная сфера проявления светской духовности может и должна составлять главный противовес догматам духовности религиозной. Гуманная философия - это уникальное искусство выражать собственные мысли и чувства в слове и особое уме­ние ценить мысли и понимать душу другого человека. Этому искусству, конечно, надо учиться. Людей, владеющих им, сего­дня, к сожалению, очень и очень мало.

История свидетельствует, что глубочайший и драматич­ный духовно-нравственный перелом произошел в умах и душах миллионов людей в связи с зарождением в XVI-XVII веках но­вого христианского сознания. Речь идет о духовном раскрепо­щении в новой европейской ментальности в связи с церковной революцией Мартина Лютера (1483-1546), кардинально изме­нившей духовные ценности религии, религиозную мораль и т.д. Религия, кстати, была и остается по сей день «гегемоном» в ду­ховной жизни миллионов людей.

Христианство с годами сформировало новые смыслы в че­ловеческой душе, в ее сокровенном внутреннем переживании.

Однако понятие «душа» восходит к далекой аристотелевской характеристике природы как иерархии трех ступеней ее само­развития: минералов, растений и животных. Причем Аристо­тель растения и животных наделил особым видом внутренней энергии, то есть душами, которые назвал причиной (или перво­источником) их жизни. Высшей формой (энтелехией) является, по Аристотелю, разумная душа, которая принадлежит только человеку. Именно она, представляющая целостность всех своих компонентов, как бы собирает последние воедино и увенчивает их особым качеством - духовностью.

Уровень духовности является главным критерием состоя­ния внутреннего мира людей практически во всех мировых ре­

лигиозных учениях. Что же касается христианства, то оно прив­несло в духовность новый образ человеческого достоинства и избранничества перед Богом. Так, уже в трудах Отцов русской религиозной философии понятием «духовность» выражали наивысшую способность человека, его разумной души пони­мать и принимать заветы Бога. Такая способность развивается в результате одного из величайших религиозных таинств - кре­щения (посвящения себя, помыслов и дел своих Богу), в про­цессе которого происходит некое новое рождение человека как существа духовного, после чего индивид входит в прямое об­щение с Богом и в нем «растворяется». Русский философ Н.О. Лосский (1870-1965) считал, что дух находит себе пищу в Боге. Душа должна питаться духом, а человеческое тело - жить ду­шой. Таково, по убеждению религиозного философа, было пер­воначальное устроение природы человека, устремленной к сво­ему бессмертию.

А другой религиозный философ И.А. Ильин усмотрел в душе человека источник самоутверждения его и одновременно единственно верное восприятие им личности в «предстоянии» Богу, а следовательно, во всем ее достоинстве. Без всего этого человек бездуховен, на что указывает его неспособность управ­лять собой и правильно строить свою жизнь. По Ильину, душа - это жилище совести, первооснова человеческой духовной культуры. В религиозных концепциях и в ряде ортодоксальных философских учений духовность рассматривается как некое созданное Богом неповторимое бессмертное начало в человеке.

А задача религии состоит в том, чтобы насыщать ею души лю­дей. Один из видных современных теологов В. Бернард убежда­ет, что «беда всех секулярных гуманистов состоит в том, что они игнорируют духовный мир человека. Но человек всегда ду­ховно голоден. И утолить голод может только религия с ее цен­ностями» [9]. В этом, кстати, заключается вечная претензия церковников на свою исключительную роль в духовном обога­щении внутреннего мира человека, благодаря которой осущест­вляется его связь с миром иным - трансцендентным. Но поче­му-то В. Бернард полностью игнорирует светские, «посюсто­ронние» интересы духовности человека и совершенно не заме­чает научные поиски в этом направлении ученых-психологов.

Известный психоаналитик К. Юнг был абсолютно прав в утверждении, что современный человек с быстрым ростом его

интеллекта оторвался от своей глубинной первоосновы - есте­ственной природы - и нуждается в обновлении своей души. Че­ловек все еще не понимает, насколько сильно рационализм де­формировал его способность отвечать божественным символам и идеям. «Подобно тому, как наше тело в целом ряде рудимен­тарных органов хранит пережитки старинных функций и со­стояний, - рассуждает К. Юнг, - так же и наша душа, по-види- мому, переросшая эти архаические влечения, несет в себе все еще признаки пройденного развития и повторяет бесконечно древние мотивы в своих фантазиях» [10].

Русские религиозные философы считали, что смысл исто­рии состоит в постепенном, но неуклонном одухотворении че­ловеческой души, нравственном самосовершенствовании каж­дого человека через усвоение и реальное воплощение христиан­ских начал. Природная стихия как бы «проникается» божест­венным логосом (смыслом). Выдающийся русский религиоз­ный философ Вл. Соловьев страстно призывал человечество ис­кать путь к достижению своего безусловного совершенства в движении к Божьему Царству. «Осуществление самого Царства Божия зависит не только от Бога, но и от нас, - писал он, - ибо ясно, что духовное перерождение человечества... есть дело, на нас возложенное, задача, которую мы должны разрешить» [11].

Один из основоположников современной философской ан­тропологии Макс Шелер (1874—1929) искренне верил, что ду­ховная энергия, которая делает человека человеком, находится вне его самого. Согласно учению философа, такой созидатель­ной энергией является трансцендентный дух. Он противостоит абсолютно всему, ибо сверхприроден. Дух этот происходит от Бога. Говоря иначе, человек, по Шелеру, как существо духов­ное органично связан с Богом. Благодаря слову содержание бо­жественного духа превращается в достояние индивидуального сознания. Нетрудно заметить схожесть этой мысли с известным евангельским изречением: «В начале было Слово, и Слово бы­ло у Бога». Главную специфическую особенность человека Макс Шелер увидел в его устремленности к Богу. А наиболее совершенные личности, считает философ, - это святые. Стерж­невую позицию их духовного мира определяют такие эмоцио­нально-гуманистические параметры личностной жизнедеятель­ности, как вера, надежда и любовь. Но прежде всего - интел­лект и воля к жизни. «Во всяком случае, одно несомненно, - ут­

верждает Н.А. Бердяев, - философское познание есть духовный акт, в котором действует не только интеллект, но и совокуп­ность духовных сил человека, его эмоциональное и волевое су­щество» [12].

О духовном стержне личности можно судить, получив от­веты на следующие вопросы. Во что человек верит - в Бога, в общество, в государство, в людей, в себя? На что он надеется: на Бога, судьбу, обстоятельства, друзей, на себя самого? Кого и как любит? На что он способен пойти во имя любви? При этом и религиозные, и светские философы сердцевиной духовности любой личности называют ее морально-нравственные идеалы. А посему мораль и этика стали объектами пристального внима­ния не только теологов, философов, но и всех тех, кто размыш­ляет о духовном начале человека в различных социальных сис­темах. Это, правда, не исключает их взаимных и жестких пре­тензий друг к другу, но в то же время предполагает естествен­ное взаимодействие, что приводит в итоге к духовному взаимо- обогащению. Духовность человека как комплекс его морально- нравственных качеств и психологических задатков объективно слита с интересами общественной жизни и потребностями са­мой личности. Высшим духовным смыслом наполняет человека только философия - духовное самосознание, квинтэссенция эпохи (Гегель, Маркс), которая определяет творческую актив­ность личности, нравственно обогащает ее. Не зря же говорят в народе: какую философию ты исповедуешь, такой у тебя духов­ный и нравственный потенциал.

Только философия пробуждает к жизни все элементы, со­ставляющие духовный мир человека, учит его жить разумно и в согласии со своей совестью. Она делает его и самодостаточ­ным, и духовно сильным, ибо сама является не только состоя­нием критического ума человека, но и главным его рациональ­ным и нравственным ориентиром в жизни. Человек, уверенный в себе, своих духовных силах, правильности нравственного вы­бора, - это величайшая социально-духовная ценность, обладаю­щая особой энергией, которая способна, если человек найдет точку опоры (Архимед), или, говоря современным языком, смысл жизни, перевернуть традиционный мир общественных связей и отношений. Все это говорит о достижении личностью духовного прозрения и социально-нравственного самоутвер­ждения. Для этого каждому человеку необходимо постигнуть

характер духовной эволюции, которая проявляется в самосозна­нии личности. Первые же акты самосознания духа открывают нравственное чувство, определяющее новые горизонты лично­стного самосовершенствования. Нравственность составляет главную часть идеального образа человека, экологию его духа.

1.3.

<< | >>
Источник: ХРУСТАЛЕВ Ю.М.. ОБЩИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ: Учебник для студенов медицинских и фармацевтических вузов. В 2 т. Т 2. - М.: ГОУ ВУНМЦ М3 РФ,2003. - 448 с.. 2003

Еще по теме Содержательные аспекты духовности.: