Примечания
1 Укажем, в частности, на исследования в этой области Бсдвистелла: R.L.Birdwhistell. Kincsics and Context. Philad.. 1970.
2 Кубрякова EC. Определение основных понятий в структуре речепорож- даюшего процесса (превербальные этапы) // Человеческий фактор r языке.
Язык и порождение речи М., 1991.’ Осоргин М.А. Времена. Екатеринбург, 1992. С. 519
4 Витгенштейн Л Логико-философский трактат. М., 1958. П. 5,6.
5 Лабунская В.А. Невербальное поведение. Ростов н/Дону, 1986.
6 Строки из романса П.И.Чайковского «Забыть так скоро» на слова АН. Апухтина.
7 Проблема влияния гембра голоса как мошного рычага воздействия на подсознание человека стала в Америке в 60-х годах предметом специальных исследований в области радиовешания. Такая задача была поставлена, в частности, во время избирательной компании Кеннеди. Психоаналитики предсказали, что в радиодебатах из-за слишком высокого голоса и «гарвардского акцента» Кеннеди будет проигрывать Никсону. Причины этого связаны с вкусовыми предпочтениями слушателей ряда штатов, которым низкий и грубоватый голос Никсона будет казаться более искренним. Кеннеди советовали при любой возможности избегать радио и использовать телевидение, т.к. при зрительном восприятии будет, наоборот, проигрывать образ Никсона. После выборов анализ голосования в разных аудиториях подтвердил расчеты аналитиков (см.: Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М., 2001.
8 Solomon R.S. Emotions and Choice 11 Explaining Emotions. Berkeley, 1989.
9 Баліи Ш. Французская стилистика. М., 1961. С. 352.
10 Russell В. An inquiry in to meaning and truth. L., 1940.
11 Моргенштерн И. Психографология. Наука об определении внутреннего мира по почерку. СПб., 1994.
12 Дубровский Д. И. Информационный подход к проблеме сознание и мозг // Вопр.
философии. 1976. № 3.1 Бугаева К.Н. Воспоминания об Андрее Белом //Две любви, две судьбы.
Воспоминания о Блоке и Белом. М., 2000. С. 181.
14 Arnheim R. Image and Thought // Sign, Image and Symbol /Ed by G.Kepes, S.Vista. L., 1966.
15 Степанов Ю.Н. Семиотика. М., 1971.
Остин Дж. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике.
^ Теория речевых актов. Вып. 17. М., 1986. С. 90.
Строссон П. Ф. Намерение и конвенция в речевых актах. // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. М., 1986. С. 136.
і* Моррис Ч.У. Основания теории знаков// С емиотика. М., 1983. С 37-38. 14 Аверинцев С. С. Символ // Философский энциклопедический словарь. М.. 1983. С. 607.
2" Гиппиус 3. Мой лунный друг. О Блоке // Воспоминания о серебряном веке. М., 1993. С. 142.
21 Моррис Ч. Цит. соч. С. 52.
22 Элиаде М Структура символов // Метафи зические исследования. Вып. 10. СПб.. 1999. С. 143.
21 PaivioA. Mental Representations: A Dual Coding Approach. N. Y.. 19X6.
24 Birilwhistell R.l. Kinesies and Context. Philad., 1970.
25 Зайцева Г.Л. Система жестового общения глухих // Яшк в океане
языков. Вып. I. Новосибирск, 1993.
26 Верещагин Е.М., Костомаров В. Г. Невербальные средства коммуникации: язык жестов, язык повседневного общения. М., 1982.
27 Волконский С. Человек на сцене. СПб, 1912.
2Н Бонвиллиани Дж., Нельсон К.Э., Чарноу В.Р. Язык и языковые
способности глухих детей и детей с нормальным слухом // Психолингвистика. М., 1985. С. 107.
24 Мерло-Понти М. Восприятие. М., 1998. С. 191.
30 Ильенков Э.В. Соображения по вопросу об отношении мышления зі языка (речи) // Вопр. философии. 1977. N° 6; Сироткин С.А. Чем лучше мышлению вооружаться - жестом или словом? // Вопр. философии. 1977. №6.
31 О «ситуативном интеллекте», о предметном мышлении животных и первобытного человека см.: Михаіиов Ф.Т.
Предметная деятельность^ чья?// Вопр. философии. 2001. N° 3. С. 15.
‘ Зайцева Г.Л. Цит. соч.
33 Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. М., 1980. С. 141.
34 Бани Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. М.. 1955.
C. 96.
ъ TragerG.L. Paralanguagc: A first approximation // Reproduced in «Language. Culture and Personality. A Reader in Linguistics and Anthropology» ed. by.
D. Hymes. N. Y.. 1964.
Дарвин Ч. Собр. соч. Т. 3. М., 1908. С. 204-205.
Колишнский Г.В. Паралингвистика. М., 1974.
38 Капанадзе Д.А., Красильникова Е.В. Роль жеста в разговорном речи // Русская разговорная речь. Саратов, 1970.
39 См. Грязное А.Ф. Язык и деятельность: Критический анализ витгенштейниантства. М., 1991. С. 248-254.
40 Остин Дж. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике. Теория речевых актов. М., 1987. Вып. 17.
41 Остин Дж. Слово как действие. С. 97.
42 Вендлер 3. Иллокутивное самоубийство // Новое н зарубежной
лингвистике. Вып. 16. М., 1985.
43 SearleJ. Expression and Meaning. Cambridge (М.), 1979.
44 Согласно результатам Дж.Ссрля можно выделять пять категорий
иллокутивной пели. Это будут, асссртивы, которые обязывают говорящего выражать истинное положение дел, то есть возлагают на него ответственность за истинность выраженного суждении; директивы; пытаются заставить слушающею сделать что-либо (н их число входят вопросы и команды); комиссией: налагают на говорящего обязанность предпринять какие-либо действия и будущем; экспрессивы: выражают психологическое состояние относительно какого-либо состояния дел (в этот класс речевых актов входят, например, извинения и похвалы); декларации: устанавливают соответствие между пропозициональным содержанием речевого акта и реальностью, что можно видеть на примере объявлений о заключении брака.
45 Якобсон Р. Избранные работы. М., 1985. С. 319.
46 Петров М.
К. Язык. Знак, культура. М., 1993. С. 228.47 Макаров МЛ. Интерпретативный анализ дискурса в малой группе. Тверь, 1998.
48 Гриненко Г.В. Сакральные тексты и сакральная коммуникация. Логикосемиотический анализ вербальной памяти. М., 2000.
49 Фрумкина Р.М., Браудо Т.Е. Детский аутизм, или странность ра зума // Человек. 2000. № 1. С. 128.
50 Трубецкой Н С. Основы фонологии. М., 2001.
1 Богданов В.В. Молчание как нулевой речевой акт и его роль в исрбалыюй
коммуникации // Языковое общение и его единицы. Калинин, 1986.
52 Крестинский С.В. Коммуникативная нагрузка молчания в диалоге // Личностные аспекты языкового общения. Калинин, 1989.
' Паїани М. Личностное знание. На пути к посткригической философии. М., 1985.
54 Мудрагей Н.С. Трудный путь философии // Вопр. философии. 2001. N° 10.
* Мерло-Понти М. Косвенный язык и голоса безмолвия // Мерло- Понти М. Знаки. М., 2000. С. 85.
Орлов Д. «Солнце родины смотрит в себя. Мировоззренческая основа
^ поэтического мира Юрия Кузнецова» // Москва. 1999. N° 3. С. 174. Бибихин В.В. Язык философии. М ., 1993. С. 38.
Выготский Д.С. Мышление и речь // Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 2. М., 1982.
Основополагающими здесь стали работы отечественных исследователей, среди которых имена А РЛурии. А.Н.Соколова, Н И Жинкина. А.А.Леонтьева, Т.В.Ахутиной, И.А.Зимней, А А.Заленской. А.ЕСупруна, А.П.Клименко, А.А.Брудного, И.Н.Горе лона, Л.В.Сахарного, Е С.Кубряконой и др.
Джемс У. Психология. М., 1991.
Бергсон А. Материя и память// Бергсон А. Собр. соч. Т. I.
Выготский Л.С. Мышление и речь// Выготский Л.С. Собр еоч Т. 2 М.. 1984. С. 378. ‘
Звегинцев В.А Язык и лингвистическая теория. М.. 1973. С. 168. Серебреников Б А. О материалистическом подходе к явлениям языка М., 1983.
Жинкин НИ. О кодовых переходах во внутренней речи // Вопр. языкознания. 1964. № 6.
Чееноков С.В.. Ротенберг B.C. Два способа оріанизаііии контекста и проблема взаимопонимания // Психологические проблемы познания действительности: Гр.
по искусств. интеллекту Уч. зап. Taprvc. ун-та. Вып. 793. Тарту. 1988. С. 158. ’ *Лурин А Р. Проблемы и факты нейролингвистики // Теория речевой деятельности. М.. 1968. С. 208.
См. ЛІамарбашвили М.К.. Пятигорский А.М. Символ и сознание. Мстафи зические рассуждения осознании, символике и языке. М., 1999. Верещагин ЕМ. Порождение речи: латентный процесс. М. 1968. Выготский.1.С. И збранные психологические произведения. Мышление и речь. М. 1956. С. 356.
Там же. С. 341.
Там же. С. 342.
Марченко А. «С ней ухолил я в море...». Анна Ахматова и Александр Елок: омыт расследования // Новый мир. 1998. № 9. С. 182.
Ка pay. юв ЮН. Словарь Пушкина и эволюция русской языковой словесное пт. М., 1992. С. 31.
Выготский Л.С. Мышление и речь // Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 2. М.. 1984. С. 353.
Упомянем лишь работу Николауса Лобковина, который развивает идеи о «внутреннем мире» человека: Лобковиц Николаус. К вопросу о «внутреннем мире» // Разум и экзистенция. Анализ научных и внениучных форм мышления. СПб., 1999.
Выготский Л.С. Избранные психолог, произведения. Мышление и речь. М., 1956. С. 371.
Лпгач Т.Ь. Логические исследования А.Тренделеибурга // Архэ. М.,
1986. С. 257-266.: Д/глю Т.Ь. Проблема бытия и немецкой философии и современность. М., 2002.
Гренбеленбур.'А. Логические исследовании. Ч. II. М.. ІХ6Н.
Леонтьев А.А. Внутренняя речь и процессы грамматического порождении высказывании. М.. 1967. С 7
Леонтьев А А Психологические единицы и порождение реченою высказывании М.. 1969. С. 151-153.
Мусхелишвили ПЛ. Сергеев ЯМ.. Шрейдер ЮА. Дискурс оічанния и надежды: Внуїрсннии речь и лепраї мати кшия коммуникации // Вопр философии. 1997. „V» 10. С . 54
Леви-Ирииь К Первобытное мышление М.. 1930; ()н шг
С мерхесіественное в первобытном мышлении М., 1937 Бергсон А Материя и мамин. // Бергсон А. Собр. соч.: В 4 і Т I М.. 1992.
Ivu cp.ih ) Парижские доклады //.'lomc. 1991. N° 2. С. 14 Макаров МЛ Ин ісрпретаї ивный анализ дискурса п малой і рунне.
Тверь. 199Х.Jaspers К Vernunfl und Exisienz. Munehen, I960. S. 340 Платон. Соч. T. 2. М.. 1993 С. 249. 1X9 d.
Сері Дж. Бессознательное и его отношение к сознанию // Открывай сознание заново. М., 2002.
Лекторский В А Субъект. Объект познание. М., 1980. С. 62. Овчинников Н.Ф Историки методологические основания квантовой теории // Аіексеев А.Н, Овчинников Н.Ф.. ПеченкинАЛ Методологические основания квантовой теории. М., 1984. С. 262.
Лекарш Р. И збр. соч. М. 1950.
Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. СПб., 1992. С. 94.
Михаііюв Ф. 7. Предисловие //Самосознание мое и наше. М., 1997. С. 6 СерлДж. Структура сознания. С. 137.
Рубинштейн С.Д. О мышлении и путях его познания. М., 1958. Святитель Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь. И как на нее настроиться? М., 2001.
ЭткинО Е.Г. «Внутренний человек» и внешняя речь. Очерки психопоэтики русской литературы 18-19 веков. М., 1999. С. 134. Бехтерев В.М. Предмет и задачи общественной психологии как объективной науки. СПб.. 1911. С. 15.
Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. Пг., 1921.
Бехтерев В. М. Предмет и задачи общественной психологии как объективной науки. С. 14.
Нароков Н. Мнимые величины //Дружба народов. 1990. N° 2. С. 127. Васи.іьева Т В. Афинская школа философии. М., 1985. С. 52. Аристотель. Соч. Т. 1. М., 1976. С. 66.
Семенное B.C. Проблема трансляции традиционной культуры на примере судьбы Бхагавадгиты // Восток-Запад. Исследования.
переводы, публикации. М., 1988, С. 14.
Маїявин В.В. В поисках традиции // Там же. С. 34.
107 Петров М.К. Язык, знак, культура. М., 1991; Он же. Социальнокультурные основания развития современной науки. М., 1992; Он же. Миф и научно-техническая революция // Вопр. философии. 1992. № 6. |,,к Петров М.К. Язык, знак, культура. С. 100.
I, 14 Петров М.К. Роль человека в становлении и развитии философии // Историко-философский ежегодник 91. М.. 1991.
II, 1 Бунин И. В горах // Бунин И. Тропами потаенными. Стихотворении М 1995. С. 3X7. *
111 П/афаревич И.Р. Соч.; В 3 т. Т. 2. М., 1994. С. 424
112 Русский лом. 2000. № 1.
11' Витрувий М. Десять книг об архитектуре. М.-Л., 1936. С. 25.
114 Харитонович Д.Э. Средневековый мастер и его представление о веши // Художественный язык средневековья. М., 1982.
11' Чешев В. В. Техническое знание как объект методологического анализа. Томск, 1981.
116 Дидро Д. Собр. соч.; В Ют. Т. 8. Л., 1937.
117 Там же. С. 28.
118 Быстрицкий Е.К. Практическое знание в мире человека // Заблуждающийся разум?; Многообразие вненаучного знания. М., 1990. С. 221.
114 См.: Бахтин М М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 207.
120 Мер.ю-Понти М. Восприятие. С. 192.
121 Герасимова И.А. Природа живого и чувственный опыт // Вопр. философии. 1997. № 6.
122 ЖольК.К. Язык как практическое сознание (филос. анализ). Киев, 1990; Воронин А.А. Подходы к исследованию сознания //Филос. исслед. 1995.
№2.
122 Raz I. Practical reasoning. Oxford (UP), 1978.
124 Апресян В. Ю.. Апресян Ю.Д. Метафора в семантическом представлении эмоции // Вопр. языкознания. 1993. С. 8.
12' Ишмуратов А. Т. Логический анализ практических рассуждений. Киев, 1987* С. 4.
126 СерлДж. Структура сознания. С. 136.
127 Михайлов Ф. Т. И збранное. М., 2001. С. 236.
124 Бахтин М М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 45.
124 Серов Ю М.. Портнов А Н. Сознание и интерсубъсктивность // Философия сознания в XX веке: проблемы и решения. Иваново, 1994. |3" Брентано Ф. Психология с эмпирической точки зрения. Т.2 // Вопр. философии. 1995. № 2.
Ги cpp.ih Э. Логические исследовании. Г. 1 // Гуссерль J. Философии как с і рогам наука. Новочеркасск. 1994 1Молчанов В.If. Время, свобода и мотание в «Критике чисюю разума* И.Канга// Историко-философский ежегодник. 87. М.. 1987. ('. 77.
1Молчанов В.И. Парадні ма сознания и структуры опьпа // ;1оюс 199’ № 3. С. 24. “
1 4 Честерфилд. Письма к сыну Максимы. Характеры. М.. 1978.
01 Матфея Святое Блатвсспзованис: 13. 14-15. п,‘ Мерло-Понти М. Сам себя созиллюишй Бері сон ,7 Мерло-Понти А/ Знаки. М.. 2001. С. 215. ‘
Роджерс К Р В И'лял ма психотерапию. С'гановлеиие человека. М.. 1995. С. 336.
104 Иванов В.А.. Ласков В.Ь., Шевченко П.. 1. Гуманитаризация высшею образования и проблема обучения неврологии на кафедре медицины и логопедии // Чедонекознание: іуманисіичсские и іуманигарные орнетнры в образовании. Курск. 1994. С. 60.
139 'Заленская А.А. Вопросы теории овладении щормм языком в нсиходингвистическом аспекте. Тверь. 1996
14.1 Арутюнова Н.Л. Молчание: контекст уноіреб.іения / .loi ическнй анализ языка. Язык речевых дейсіний. М.. 1994. С. 107
141 Ожегов С И. Словарь русскою я зыка. М., 1991. С. 76.
|4: Новиков А.А. Дискуссия // Исторические гины раннонадьноеш. Т. I.
М.. 1995. С. 146. ’
14' Ибн Адь-Фарил // Арабская поэзия средних веков. М.. 1975. С. 522 (Пер. с араб. З.Миркиной).
144 Данте Ашгьери. Божественная комедия /Пер. М.Лозинского. М.. 1967. !4> Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопр. философии. 1989. №9. С. 137.
14.1 Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М.. 1958.
14 Степанов П.П. Концепции элементарности в научном познании. М..
1976. ’
l4s Тарский А. Введение в дошку и методологию дедукшвиых наук. М..
1948. С. 20. * *
144 Вайнберг С. Идейные основы единой з сории слабых и электромагнитных нкііімолспстніій // УФИ. 1980. Т. 132. вып. 2. С. 201. План к М. Избран, труды. М., 1975. С. 177.
Кант И. Соч.: В 6 г. Т. 3 М.. 1979. С. 552.
Там же. С. 557.
Кант И. Кришка чистою разума. М.. 1994. С. 345 154 Артемьева Е.К). Психолої ия субъективной семантики. М., 1980. С. 56. 1 • Виноградов В.В. Стилистка. Теория поэтической речи. Поэтика. М-. 1963. С. 119.
•'6 Павлович Н В. Я зык обра юн: Парадигма образов в русском поэтическом языке. М., 1995. С. 12.
1Майорова О. «Непонятное» у Н.С_ Ісскова (офункииях мистифицированных ип га г) // Новое литературное обозрение. М. 1994. № 6.
Струве Н А. Памяти А.Ф.Лосепа // Вестник РХД. Изд Н А. Струве. 1988. № 153.
159 Лосев А. Ф. Трио Чайковского // Зве зла. 1991. № 11. С. 148.
|М' Там же.
161 Лакофф Дж. Мышление в зеркале классификатора // Новое в зарубежной лингвистике. М.. 1988. Вып. 23. С. 138.
If,: См.: Савчук В.В. Рефлексия в свете разума //Основы онтологии. СПб., 1997. С. 245. ’
163 ІІолани М. Личностное знание. На пути к посткритичсской философии. М., 1995.
м Те.іин В.Н. Метафора в языке и тексте. М., 1988. С. 4.
|м Ульянов Н.П. Воспоминания о Серове // Валентин Серов. В воспоминаниях, дневниках и переписке современников: В 2 т. Т. 2. Л., 1971. С. 149.
1,16 Апресян В. К).. Апресян Ю.Д. Meтафора в семантическом представлении эмоции // Вонр. я зыкознания. 1993. № 3. С. 33.
Ih' Феофан Затворник Святитель. Что есть духовная жизнь. И как на нее настроиться? М., 2001.
168 Мир Пушкина Т. 2. Письма Ольги Сергеевны Павлищевой к мужу и отцу. 1831-1837. СПб . 1994.
189 Каїягин //. Чтения о русской поэзии. Чтение 1 // Москва. 2000. № 1. С. 195.
I 0 Бунин И.А. Петлистые уши и другие рассказы. Нью-Йорк, 1994. С., 347.
II От Матфея Святое Блатонествование, 22: 21-22.
1 : Виноград Т., Флорес Ф. О понимании компьютеров в познании // Я зык и интеллект. М., 1995. С. 226.
1,3 Рябцева U.K. «Донаучные» и научные образы // Логический анализ я зыка. Противоречивость и аномальные тексты. М., 1990. С. 170.
1 4 Кубрякова Е.С. Память и ее роль в исследовании речевой деятельности // Текст ti коммуникация. М., 1991. С. 14.
17 Сергеев В.М. Будущее искусственного интеллекта. М., 1991
1 6 Пригожий //., Стенгерс //. Порядок из хаоса. М., 1986. С. 8.
177 Степин B.C. Динамика научного познания как процесс // Самооргани зация и наука: опыт философского осмысления. М, 1996.
- С22‘ ’ //
1 ' Огурцов А.П. Образ науки в буржуазном общественном сознании //
Философия в современном мире. Философия и наука. М., 1 • • - •
179 Шрейдер К).А. Теория познания и феномен науки // Гносеология в системе мировоззрения. М., 1983. С. 184.
Юлина Н.С. Образы науки и плюралистинность метафимічсских теорий // Вопр. философии. 1982. № 3.
|К| Хайдеггер М. Время картины мира // Новая технократическая волна на Запале. М., 1986. С. 95.
|К2 Степин B.C. Становление научной теории. Минск, 1976. С. 15.
|М Гумболы)т В. фон. Избр. труды по языкознанию. М.. 1985. С. 304.
1X4 Гумболы)т В. фон. О различении строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человеческого рода // Звегинцев В.А. История языкознания XIX-XX веков в очерках и извлечениях. 4 (часть 1). М., 1964. С. 98-99.
145 Хайдеггер М. Путь к языку // Хайдеггер М. Время и бытие. С. 263.
1X6 Асмус В.Ф. Дуализм // Философская энциклопедия. М., 1962. Т. 2.
187 Там же.
188 Планк М. Происхождение научных идей и их влияние на развитие науки // М. План к. М., 1958. С. 54-55.
189 Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М., 1958. П. 5,6.
190 Фок В.А. Квантовая физика и строение материи. Л., 1965. С. 12.
191 БорН. Соч. Т. 2. М., 1971. С. 532.
192 Аіексеев И. С. Принцип дополнител ы юсти и проблема единства квантовомеханического описания реальности // Принцип дополнительности и материалистическая диалектика. М., 1976. С. 128-129.
193 Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М., 1958. П. 5,6.
194 Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973. С. 45.
195 Там же. С. 37.
196 Там же. С. 353.
197 Абрамова Н.Т. Интегративные тенденции в современной науке и техническое знание//Философские вопросы технического знания. М.. 1984.
198 Монмоллен М. Системы «человек-машина». М., 1973. С. 20.
199 Фок В.А. Квантовая физика и строение материи. Л., 1965. С. 12.
2(И) Барашенков В С. Существуют ли границы наук?: количественная и качественная неисчерпаемость материального мира. М., 1982. С. 116. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 1995.
‘°* Брюшинкин В.Н. Логика, мышление, инормания. Л.. 1988.
"03 Джемс У. Вселенная с плюралистической точки зрения. М.. 1911. С. 178.
204 Там же.
2(Ъ Баиияр Г. Новый рационализм. М., 1987. С. 128.
Новоселов М.М. Об абстракции неразличимости, индивидуаиии и
207 постоянства //Творческая природа познания. М., 1984. С. 80.
• Новоселов М.М. Категория тождества и ее модели // Кибернетика и диалектика. М., 1978. С. 188. •
2"н Зарифьян И А., Рождественский Ю.В., Щербаков О М. Вопросы общем и прикладной филологии в свете реформы школ // Вопр. языкознания
1987. №4. С. 22-23.
2"9 Кшр Дж. Наука о системах: новое измерение науки // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1983. М., 1983. С. 83.
210 Соловьев С. Ю.. Соловьева I. М. Вопросы применения метода альтернати для представления знаний // Техническая кибернетика. 19S7. № 5.
211 О современном статусе идеи глобального эволюционизма. М.. 1986.
212 Беляев В.И Теория сложных систем. Киев, 1978. С. 157
211 Щедровицкий Г.П.. Котельников С.И. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной деятельности // Нововведения в организациях. Труды ВНИИСИ. М., 1983. С. 47.
214 Русский семантический словарь. Опыт автомашчсского построения тезауруса: от понятия к слову. М., 1982. С. 7.
215 Нариньяни А С. Неопределенность в системе представления и обработки данных // Техническая кибернетика. 1986. № 5.
216 Лозовский ВС. Неопределенность в системе предела тений знаний о мире // Семинар проекта «Диалог». Тарту, 1982. С. 52.
217 Белнап //.. Стій Т Логика вопросов и ответов. М., 1981.
21Н Ивахненко А.Г. Индуктивный подход к созданию искусственного интеллекта. // Психологические проблемы создания и использования ЭВМ. М., 1985. С. 13.
219 Фейнман Р.. Лейтон Р., Сзндз М. Фсйнмановскис лекции но физике. Вып. I. М., 1965. С. 199.
220 Бахтияров К. И. Многоаспектный подход в логике и теории познания // Филос. науки. 1988. № 8.
*■' Послание к евреям Святого апостола Павла, 6, 18-20
■“ Послание к римлянам Святого апостола Павла, 7, 21-23.
■“ Преподобный Никодим Святогорец. Невидимая брань. Перевод с
^ греческого Святителя Феофана Затворника. М., 2002.
224 Евангелие от Луки, 12:34
Аристотель. Метафизика // Соч. в4т. Т. 1. М., 1976. С. 188, V, 1027 Ь, 25.
", Бергсон А. Материя и память // Бергсон А. Собр. соч. Т. 1. С. 168.
” Мур Лж.Э. Природа моральной философии /Пер. с англ.
^ Л.В.Коноваловой. М.. 1999. С. 193.
Дюр к гейм Э. Ценностные и «реальные» суждения // Метафизические исследования. СПб., 1991. № 2. С. 107.
См : Лурье С.Я. Демокрит. Л., 1970. С. 226-227.
Бергсон А. Собр. соч. В 4 т. Т. 1. М., 1992. С. 105.
‘ Декарт Р. Страсти души // Декорт Р Соч. Т. 1. М., 1989. С. 540.
232 «Человек создан не из какой-то более драгоценной глины. — замечает Ламетри, — чем животные. Природа употребила одно и то же тесто для него, так и для других, разнообразя только дрожжи* (см. Ламетри Ж. Человек-машина Ц Ламетри Ж. Соч. М., 1989. С. 201).
233 Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. М., 1972. С. 238.
234 Бани 111. Французская стилистика. М., 1961.
235 Юм Д. Трактат о человеческой природе // Юм Д. Соч.: В 2 т. Т. 1. М 1986. С. 618. "
236 Dewey J. Theory of Valuation. Chic., 1946. P. 27.
237 Роджерс К.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1995.
238 Розен Р. Принцип оптимальности в биологии. М., 1969. С. 18.
239 Борзенков В.Г. Жизнь и ценности. К обоснованию современного натурализма // Жизнь как ценность. М., 2000. С. 96.
240 Риккерт Г. О понятии философии // Риккерт Г. Философия жизни Киев, 1998. С. 463-464. '
241 Там же. С. 476.
242 Вригт Г.Х. Логико-философские исследования. Избр. тр. М., 1986.
243 Арутюнова Н.Д. Сравнительная оценка ситуации // Известия АН СССР. Сер. Лит. и языка. Т. 42, № 4. 1983. С. 331.
244 Там же. С. 336.
245 Арутюнова Н.Д. Аксиология в механизмах жизни и языка // Проблемы структурной лингвистики. 1982. М., 1984.
246 Гуссерль Э. Логические исследования. Ч. I. Пролегомены к чистой логике. СПб., 1999. С. 101-102.
247 Порус В.Н. Парадоксальная рациональность (очерки о научной рациональности). М., 1999.
248 Баии 111. Общая лингвистика и вопросы французского языка. М.. 1955. С. 96.
249 Pylyshyn Z.W. Computation and Cognition: Toward a Foundation for Cognitive Science. Cambridge (М.), 1984.
250 Ibid. P 28.
Newel A., Simon H. Computer science as empirical Inquiry: Symbols and world 25> 11The Philosophy of artificial intelligence. Oxford, 1990.
“ Kirkebu O.F. Cognitive Science // The Encyclopedia of Language and ^ Linguistics. Vol. II /Ed. by R.E.Asher. Oxford, 1994.
^ Будущее искусственного интеллекта. М., 1991.
255 ^РУшински^ А В- Мышление и прогнозирование. М., 1979.
Дрейфус X. Чего не могут вычислительные машины. Критика ^ искусственного разума. М., 1978. С. 20.
Winograd Т., Flores F. Understanding Computers and Cognition: A new Foundation for Design. N. Y., 1986.
Bruner S.S. Acts of Meaning. Cambridge, L, 1994.
2'* Winoprad Т.. Flores F. Understanding Computers and Cognition: A new Foundation for Design.
Kihlslrom J. The Cognitive Unconscious 11 Comput. Math. Appl. 1992. Vol. 23, №6
:ы' Бирюков Б.В. Что же могут вычислительные машины? Вместо послесловии Ч Дрейфус X. Чего не могут вычислительные машины. М., |97Н.
’,’1 Computer «is a Too. F:d. by Bo Goranson et al. Studcntlitteratur, 1983.
Knowledge. Skill and Artificial Intelligence. Eds. Goranson Bo. & Ingela Josef son. I... 1988.
The Inner Picture. Ed. by Bo Goranson. Carlssons. 1988.
264 Ideology and Development of Systems. Ed by Bo Goranson, Studentlitteratur. 1976.
265 Artificial Intelligence. Culture and Language. Eds. Bo Goranson & Magnus Florin. L.. 1990
2M* Dialogue and Technology /Eds. Bo Goranson & Magnus Florin. L.. 1991
267 Научное познание как деятельность. М., 1984. С. 134.
268 Шелер М. Формы знания и образование // Шелер М. Избранные произведения М.. 1994. С. 31-32.
269 Гуссерль Э. Парижские доклады //Логос. 1991. № 2.
2 0 Кант И. Критика чистого разума. М.. 1994.
Гегель. Соч. Т. I. М.-Л .. 1929. С. 70.
2 2 Джемс У. Зависимость веры и воли и другие опыты популярной философии. СПб., 1904. С. 103.
27' Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Кн. 2. М., 1990. С. 189.
274 Трубецкой F. Максимализм// Юность. 1990. N° 3. С. 64.
‘ ' Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопр. философии. 1989. №9. С. 137.
276 Хайдеггер М. Учение Платона об истине // Хайдеггер М. Время и бытие.
Статьи и выступления. М., 1993. С. 349.
* Кант И. Критика чистого разума. М., 1994. С. 345.
Степун Ф.А. Мысли о России // Новый мир. 1991. № 6. С. 213-214.
' Этот раздел был написан в начале 90-х гг. Эйфория «свободы* затронула критические струны многих сердец, жаждавших перемен к «лучшему». Оставляя в стороне социальный аспект згой темы, замечу, что сама мысль о механизмах перерождения идеала в доктрину, не может быть перечеркнута, остается в силе и в наше время (См.: Абрамова Н.Т. Можно ли жить без догмы? // Диалектика и догматизм. М., 1990).