Выбор оснований оценки
Импульсом для появления приоритетов, которые рождаются «здесь» и «сейчас», служат также практически-жиз- ненные обстоятельства, которые и диктуют, каким будет ныне ценностный вес и ценностная мера вещи.
Запомним мысль о «весе» и «мере» ценности, о чем у нас будет специальный разговор в одном из следующих разделов.В сердечном ходе мысли можно увидеть проявление власти «модального модуса», или сферы необходимого (желательного): система деонтических норм предписывает, что позволено, а что запрещено. Среди главных критериев практической, живой жизни места для «строгих правил» практически не остается. По большей части действия человека пронизаны «смутным светом субъективного восприятия»234, («страсти души» по Декарту). Отдавшись во власть своего воленин, человек при оценке отодвигает на второй план вес интенции, исходящие от разума.
Попытаемся далее понять какое место занимают ценностные аргументы в составе научных доказательств. Обращение к некоторым историческим концепциям, в которых обсуждались подобного рода вопросы, помогут углубить понимание природы ценности.
Согласно представлениям Д.Юма практическое рассуждение содержит скачок от фактических утверждений к модальным; последние основываются на системе деонтических норм, которые раскрывают, что дозволено, а что запрещено235. Существенно, что выбор, нацеленный на предпочтение «лучшего», зависит не от одной только привязанности, но и от ценностного опыта. Под опытом здесь имеется в виду умение и способность человека находить оптимальные средства для достижения выдвигаемой цеди - претворения «лучшего» в жизнь. Содержание ценности не расторжимо, как мы видим, с практическими действиями. Мера ценности, которую человек придает данной цели, не является тем, что он говорит об ее ценности. Главными здесь
175
оказываются, с точки зрения Дж.Дьюи, усилия, направленные.
с одной стороны, на приобретение средств, продвигающих к пели, а с другой, на, использование этих средств дли достижения цели2'6. Обратим внимание на точку зрения этого философа по вопросу об обосновании мотивов предпочтения, придающих предмету тот или иной ценностный вес. Появление ценностного взгляда на предмет, его маркировка зависит но большей части от дисбаланса (недостатка чего-то или угрозы) условий существования. Предпочтение поэтому наполняется экзистенциальными смыслами, оборачивается системой практических усилий. Ценности, полагает Д. Дьюи, вытекают из мгновенной и необъяснимой реакции жизненного импульса и из иррациональной части нашей природы. Ценностное отношение нерасторжимо с живой жизнью, а ценностный опыт практически ориентирован.Обсуждая мысль о ценностном практическом опыте, приглядимся более внимательно к концепции другого философа, по мнению которого ценностный опыт сохраняется и развивается в зависимости от ряда условий, и прежде всего от цели, на которую он направлен. Роджерс считает важным различать «действенные ценности» (проявляющиеся в поведении при выборе реальных объектов) от «знае- мых» ценностей (проявляющихся в выборе символических средств). Характеризуя это различие, автор отмечает, что в то время, как первая категория ценностей не образует в своей совокупности соответствующей системы, а является процессом, вторая, напротив, является фиксированной системой, образующей внешние ценности. Роджерс выделяетеше одну категорию, к которой относятся универсальные ценности. На вопрос о том, как определить природу связи между универсальными ценностями и человеком, автор подмечает, что данный вид ценности находится не вне человека, не вне какой бы то ни было присваиваемой человеком идеологии, а в нем самом, в аутотентичном опыте его собственной жизни. Поэтому их нельзя дать человеку, а можно лишь создать условия для их полезного развития237.
Вместе с тем мысль о том, что ценность является принадлежностью самой веши, ее внутренним свойством, и поныне продолжает обсуждаться в современной методологии науки.
Такой ход мысли характерен для натуралистических концепций в биологии. Согласно натуралистическим воззрениям ценностью является сам феномен органической жизни, жизнь в естественнонаучном смысле. Поскольку сама органическая жизнь - это ценность, то соответственно системно-иерархическому строю живого, ценности могут быть представлены разными модификациями. Это и «адаптивные», и «селективные» ценности, и т.д. Последние принадлежат к числу фундаментальных характеристик эволюции живого мира. Получив сегодня количественную формулировку, данные виды ценностей служат основанием для сравнения разных организмов по степени аналогичных изменений.Основанием для подобного рода теоретических выводов послужил, в частности, принцип оптимальности (или оптимальной конструкции), выдвинутый Р.Розеном. Идею оптимальности стали использовать в контексте идеи естественного отбора как главного «конструктора», «творца» живых организмов. Именно на этой основе удалось сформулировать центральную идею оптимизационного подхода в биологии. Согласно последней организмы, обладающие биологической структурой, оптимальной в отношении естественного отбора, оптимальны также и в том смысле, что они несут некоторую оценочную функцию, определяемую исходя из основных характеристик окружающей среды238. Для обоснования мысли о значимости биологической функции как основного ценностного свойства используется следующий аргумент. Везде, где есть функция, выполняемая той или иной структурой, следует предположить, что некоторая структура стоит в особом положении значимости для процессов, протекающих на тех иди иных уровнях организма как целого. Точно так же и естественный отбор оценивает изменения на предмет их значимости для приспособления их носителей к условиям среды. Поэтому, делает вывод автор, функциональное отношение в живой природе характеризуется модусом ценностно нагруженной телеологии219. Решающим для конструирования натуралистической установки является осознание того, что «отношение значимости» формируется в универсуме задолго до появления человека и человеческой культуры.
Потребность в изучении мира ценностей порождала вопросы, связанные с обоснованием критериев, позволяющих производить «взвешивание». Внимание исследователей было направлено прежде всего на то, как отличить, «что такое хорошо и что такое плохо», как измерить «лучшее/худшее». Чтобы продвинуться в понимании того, от каких факторов производна оценка, нужно было еще уяснить, какого рода суждение называют ценностным и чем последнее отличается от суждения о факте.
Говоря о том, что «А есть В», мы фиксируем некий факт; факт, обоснование которого строится на основе экспериментальных и теоретических доказательств. Такое суждение называют фактическим. Суждение, в котором высказывается мысль о предпочтении субъектом какой-то вещи, указывает на привлекательность (важность, эффективность и т.п.). Чтобы выразить предпочтение, используется уже иная формула «А есть благо, А лучше В». В нем раскрывается разное отношение к разным предметам, одно из которых будет «лучшим». Такое суждение называют ценностным. Нечто для субъекта предпочтительнее («милее»), чем «другое». Ценностное отношение складывается, как мы видим, из разного восприятия вещи. Именно разное восприятие вещи становится основанием оценивания, делает эту вещь «лучшей».
Всегда ли в результате произведенной оценки разные предметы становятся альтернативами? Известное продвижение в понимании данного круга вопросов было получено при обосновании понятия «предпочтение». Это понятие относится к сфере практических рассуждений, и выражает оно такие действия субъекта, которые связаны с обдумыванием конкретных действий и поступков, с анализом оборота лел и их следствий, с программированием близкого и далекого будушего. Практическое рассуждение следует в большей степени относить к области психологии отношений. Последняя исследует эмоции, желания и другие свойственные для сердца сознательные и бессознательные движения души. И практическом рассуждении обязательно используется посылка пели, а выводится нормативно-оценочное суждение.
Сравнительная оценка строится на двух процедурах — сравнении и оценке - центральных понятий любой теории ценности. Основательное теоретико-методологическое исследование понятия ценности провел Г.Риккерт, тонко различавший понятия «сравнение» и «оценка». Он основывает свое понимание ценности, исходя из двух предпосылок: во- первых, о различии понятий «оценка» и «ценность». Рикерт прямо заявляет, ч го «философия оценок не есть еще философия ценностей даже тогда, когда себя таковой называет»; во-вторых, о принадлежности ценности к «самостоятельному царству», а не к области объектов или области субъекта. Понять природу оценки можно, считает Риккерт, только в сопряжении с «царством смысла»; «оценка» связана с рефлексивными актами. Обратим внимание на эту мысль, важную для понимания теории ценности. Ценности, заявляет автор, напротив, принадлежат к миру бытия, культуры. Материальное многообразие ценностей, считает философ, невозможно вывести из обшей природы оценивающего субъекта. «А между тем знание всего многообразия содержания ценностей особенно важно для философии, ибо только на основании этого знания сможем мы выработать мировоззрение и найти истолкование смысла жизни»240 .
В структуре ценности смыслу принадлежитособая роль. При обосновании того, как связаны между собой смысл и ценность, смысл и бытие, Риккерг полагает, что смысл никак не связан с бытием; смысл также нс тождественен ценности; смысл лишь указывает на ценность и служит, подчеркивает философ, для истолкования последней. «Соответственно этому и истолкование смысла (Sinndeutung) не есть установление бытия, не есть также понимание ценности, но лишь постижение субъективного акта оценки с точки зрения его значения (Bedeutung), постижение акта оценки, как субъективного отношения к тому, что обладает значимостью. Таким образом, подобно тому, как мы различаем три царства: действительности, ценности и смысла, следует также различать и три различных метода их постижения: объяснение, понимание, истолкование»241.
Будучи рефлексивной процедурой, оценка является венцом аксиологического утверждения.Оценка неотделима от сравнения вешей, свойств, ситуаций и др. Наличие ряда альтернатив толкает исследователя на ценностное сравнение, которое имеет форму практического рассуждения. Целью практического рассуждения является принятие решения и выбор в реальной жизненной ситуации. Решая вопрос выбора при наличии иерархии ценностей, субъект строит свои действия, основываясь на предпочтении.
Специальное обоснование понятие предпочтение получило у финского логика и философа Г.Х. фон Вригта, разработавшего концепцию «логика предпочтения». Предпочтение автор соотносит с такими чисто практическими понятиями, как выбор, желание, хотение и др.; особое место среди них занимает понятие предпочтительного выбора. Рефлексия над альтернативами неотделима от сравнения по признаку, полученному в результате выбора. Проблема состоит в том, какому из альтернативных признаков следует отдать предпочтение. «А» иди «В»? Если А, то А будет «лучше» В. Аксиологическая разновидность практического аргумента, по Вригту, имеет такую схему:
Я хочу «А»;
«В» есть необходимое условие «А», следовательно. «Я» должен сделать «В»242 .
В исследовании Вригта дан анализ концепта практического аргумента, рассмотрена регулятивная функция, обоснована структура выбора, основанного на предпочтении, 180 лана классификация типов оценок, типов хорошего и др. Вригт обосновал, что аксиологический взгляд на предмет (А «лучше-хуже» В) отличается от фактического утверждения (А «сеть» В). Существенно, что в суждении о факте речь идет о поиске истины; в утверждении о ценности проявляется склонность субъекта к этому предмету. Предмет приобретает аксиологический знак «лучше-хуже» после того, как субъект выразит склонность и проявит предпочтение. Поэтому аксиологическое утверждение больше характеризует субъекта опенки, нежели, чем сам предмет. Сам по себе предмет аксиологически нейтрален. Субъект под влиянием предпочтения втягивает объект в аксиологическое поле, налеляя его (маркируя) аксиологическим знаком.
Маркированный объект с аксиологическим знаком появляется, таким образом, в результате пересечения ряда альтернатив и выбора одной из них. Выбор основан на мотивировке - удобство, надежность, скорость, красота и пр. Однако в итоге оценки используется общеоценочный ком- паратив «лучше», который служит не только знаком выбора, но и заключает в себе обобщенный мотив действия243 . Существенно, что оценка связана напрямую с действием. Но об этом чуть позже. Делая выбор, субъект взвешивает признаки, выявляет плюсы и минусы, характеризующие разные предметы, анализирует изъяны и достоинства каждого предмета и т.п. И лишь после того, как выбранному предмету приписывается аксиологический знак «лучше», программируются практические шаги по реализации выбора.
Пытаясь продолжить наш анализ сути предпочтения, вернемся к введенному Риккертом различию ценности и оценки. Оценка, как мы помним, принадлежит «царству смысла» и служит для выражения смысловой, т.е. внутри- сушностиой, характеристики предмета. Того, какими качествами обладает данный предмет, как то: достоинства или изъяны, положительные или отрицательные черты и т.п. Первичным для оценки — для смыслового анализа — является определение сравнительной ценности свойств предме-
181
том, которые могут быть «хуже—лучше». Выбор, основанный на оценке, имеет дело с ннутрипредмегными свойствами- смыслами. Знаком здесь является свойство предмета. Ценное п. как культурно-историческая характеристика предмета отличает один предмет от другого предмета. Предпочтение-выбор сосредоточивается щесь на самом прелмеїе. ко і оры й отличается от другого предмета - хорошею или плохого. Здесь уже знаком является сам предмет.
Как гонко отмечает Н.Д.Арутюнова, «Комиараї ни «лучше» вволиг в фокус рассмотрения то, что следует предпочесть, а не то, чего следует избежать. Предписания обратим запретам. Запрет не предлагает альтернативы. В нем чудо противопоставляется отсутствию худа. Рекомендация дает помітнішую инструкцию. Ценностное сопоставление - это предписание в условиях альтернативы. Оно касается ситуаций, в которых ни на одно действие не наложено вето...Она оставляет заинтересованному лицу свободу выбора»244. Поэтому при разговоре об обшей оценке предмета цель возражении сводится не к отрицанию доводов собеседника, а в его перевешивании: спор идет не об истинности утверждений, а об иерархии ценностей. Таким образом, правота в ценности устанавливается не благодаря истинности аргумента, а благодаря его полновесности245. Одни оценки служат опорой для обоснования «истинности», другие - характеризуют отношение «верно». Аргумент «верно* основывается главным образом на практической деятельности, которая не подвластна «правилам» и алгоритмам. «Истинность» складывается из полноты информации, из экспертной проверки с опорой на соответствующие законы, правила, нормы и формальные методы. Идея о двух видах истины обсуждалась в ряде исследований Э.Гуссерля. Индивидуальная истина относится к разновидности, в которой истина и познание соотносительны с индивидуальным субъектом. Другой вид связан с формой общественной субъективности, в частности с антропологизмом. Для каждого «вида судящих существ» истинно то, что истинно сообразно их орга
не ниіаиии и законам их мышления, и ложно для существ иного вида Но одно и то же суждение не может одновременно быть истинным и ложным. «Что истинно, то абсолютно, истинно «само по себе»; истина тождественно едина, воспринимают ли ес в суждениях люди или чудовища, ангелы или боги. Об этой истине говорят логические законы, и мы все, поскольку нс ослеплены релятивизмом, говорим об истине в смысле идеального единства в противовес реальному многообразию рас, индивидов и переживаний»246.
Обоснование дилеммы «абсолютизм-релятивизм», правда, с других позиций внесет, надеемся, ясность в понимание проблемы ценности. Сама мысль о такой дилемме появилась в связи с обсуждением вопросов о границах научной рациональности, о разных моделях рациональности. Ценностное сравнение по «степени адекватности», к примеру, или по способности выполнять функции и т.п. привело к мысли о существовании альтернативных моделей рациональности. А вслед за этим и к выбору такой модели, которая бы служила более адекватным инструментом исследования.
Предпочтение, выпавшее на ту или иную модель рациональности, втягивает последнюю в аксиологическое поле и наделяет аксиологическим знаком: «подлинная» рациональность, «критический» рационализм и т.п. Так, к примеру, некогда «продвинутую» индуктивистскую модель развития научного познания затем стали оценивать как «неадекватную» из-за своей неспособности передавать активность познающего субъекта. В этом ценностном суждении отражена реальная жизненная ситуация, в которой иерархия ценностей устанавливается в зависимости от наличия или отсутствия какого-то качества, в данном случае с учетом способности/неспособности передавать активность познающего субъекта. Присмотримся далее к той мотивации, которую используют при возведении границ между моделями рациональности в рамках дилеммы «абсолютизм-релятивизм».
Как показывает опыт такой классификации, мотивация может быть самой разной, в зависимости от критериев «демаркации». У Куайна — это идея «натурализации эпистемологии» и вводится данная идея вместо эмпиристских критериев логических позитивистов середины XX века; для К.Поппера — это идея науки как единства рациональности и демократии; для Т.Куна — это критика «критического рационализма»; для И.Лакатоса — это компромисс между теорией научной рациональности и историей науки; для П.Фейерабенда - это «анархический рационализм»; для Ньютона Смита - это «умеренная теория научной рациональности»; для Х.Патнема - это «конвергентная теория» научной рациональности; для Ю.Хабермаса — это теория коммуникативной рациональности; для постмодернизма - это отказ от дилеммы «абсолютизм-релятивизм»247 . Даже краткий перечень показывает, что сравнение моделей рациональности проводится по ценностным критериям. В акте выбора критерия рациональности реализуется предпочтение. Вместе с принятием тех или иных критериев рациональности - инструментальных, функциональных, нормативных и др., тем самым делается попытка «отодвинуть» с авансцены другие варианты моделей.
Можно согласиться с Рорти, когда он говорит, что рациональность - это соглашение, к которому люди приходят относительно целей и средств их достижения. Однако термины «абсолютизм» и «релятивизм» связываются не с самой идеей рациональности, а с моделями рациональности. Модель же является средоточием выбора субъекта и намерением по реализации акта предпочтения. В понятии «модель» содержится практический контекст, предполагающий сами действия субъекта. А такого рода действия ценностно окрашены.
Измерение ценности: относительный и абсолютный ценностный вес
Итак, ценностный подход к вещи демонстрирует, во- первых, субъективную природу предпочтений, во-вторых, выражает активность субъекта, претворяющего оценочный акт. Говоря об активности, мы имеем в виду влияние побуждений на формирование действии субъекта. Мысль о предпочтении «этого» не столь безобидна по отношении к «нему». Выполняя регулятивную функцию, мысль о «луч тем» обретает практическую валентность, действеннопреобразовательный смысл. А это значит, что оценочный акт служит как бы сигналом, который направляет человека к последующим действиям. В нашем анализе истоков ценностного отношения к предмету это утверждение является ключевым.
Анализируя саму процедуру оценивания, то, как осуществляется предпочтительный выбор, обратим внимание на возможность использования двух оценочных процедур, в каждой из которых представлены разные способы движения к «лучшему»: либо по абсолютным, либо по относительным меркам, или системам отсчета. Соответственно абсолютная шкала основана на абсолютных критериях - хорошо-плохо (добро-зло, положительно-отрицательно). Существенно, что знаком оценки здесь является предмет. В рамках относительной системы отсчета критерии измеряются по относительной шкале, к примеру, хорошо-лучше (ниже-выше). И в качестве знака оценки здесь используют ся свойства предмета, а не сам предмет. Суть такого различия станет очевидной, когда мы обратимся к конкретным примерам.
Итак, выбор ценности может быть проведен по абсолютным и по относительным критериям. В случае, когда сравнение ведется по абсолютным меркам, «разное» в результате оценки окрашивается в черно-белые цвета. «Хорошее» с неизбежностью оказывается противостоящим «пло-
185
хому». Отношения между «разным» складываются таким образом, что они превращаются в антиподы: враг противостоит другу, зло-добру. Альтернативы бывают не просто отделены друг от друга границей. Отрицательное отношение служит внутренним побуждением к действию. Напомним ранее высказанную мысль о деятельно-преобразовательной стороне оценки. В самом деле, в оценке «плохо» выражена не одна только констатация «о положении дел», но и одновременно сигнал — «сделай вот так». Поэтому хорошее, будучи «недругом» плохого, стремится вытеснить свой антипод (заметим в скобках, что, как правило, вытесняется, наоборот, хорошее). Обратим внимание, что отторжение «иного» (нежеланного, ненужного) является такой операцией, при которой смысловое пространство заполняется «одним и тем же», появляется монологичность, единообразие.
Несколько иная ситуация складывается на относительной ценностной шкале. Здесь также имеются альтернативы, из которых нужно выбрать одну. И оба предмета также получают разные оценки, но эти оценки будут иметь относительную меру: «хорошо-лучше». Существенно, что отношение между «разным» здесь складывается совсем по иному канону. Будучи разным, они не являются альтернативами. Тем самым признается возможность позитивного отношения к каждому члену такого разнообразия: обоим предметам даны позитивные оценки - «да-да». Такой позитивный взгляд на «разное» ставит их в положение взаимного дополнения, а не противо-поставления. «Хорошее», хотя и не принадлежит к разряду «лучшего» (более высокого, более привлекательного и т.д.), точно так же характеризуется положительно. Иными словами, такая оценочная тактика помещает «разное» в общее позитивное ценностное пространство.
Проиллюстрируем сказанное о различии двух критериальных систем отсчета на примере изменения отношения к рутинному труду. Новый взгляд на данную форму труда сложился в век новых технологий. До этого рутинный труд было принято противопоставлять творческому, отдавая предпоч- тсние второму. На творческий труд смотрели глазами технологических инноваций, поэтому его было принято прославлять как высшее достижение человеческого духа; поскольку у рутинного труда с этой же точки зрения отсутствуют такие черты как воображение, гибкость, разнообразие, новизна и т.п., он подпадает под разряд «черная» работа. Налицо, как мы видим, абсолютный критериальный подход, с точки зрения которого у рутинного труда высвечиваются одни лишь отрицательные черты.
Присмотримся, однако, всегда ли отрицательная характеристика рутинного труда верна и объективна? В самом деле, к «разному» - творческому и рутинному - труду можно подойти и с относительными мерками. В таком случае у рутинного труда сразу можно обнаружить позитивные качества, даже достоинства. Если, скажем, взять собственно «черный» труд землекопа, то в зоне предпочтения может оказаться и дешевизна труда, и условия работы, где нельзя применить технику и др. Принимая во внимание адекватность ручного, механического труда для решения подобною рода задач, и неадекватность в этих же условиях высоких технологий, тем не менее в целом ни к одному из них относительная ценностная шкала в принципе не предусматривает негативных оценок. Стратегия «выбраковок» здесь отсутствует.
Существенно, что при такой стратегии внимание сосредоточивают на отдельных свойствах предмета, а не на предмете со всеми его разнообразными качествами. В итоге относительный подход не противопоставляет творческий и рутинный труд. Для относительного взгляда важнее другое: при решении частных задач привлекать те средства, которые более эффективны именно в данном случае. Именно исходя из данных соображений вряд ли самому феномену «рутинный труд» стоит навешивать отрицательный ярлык. Поэтому относительная ценностная шкала и рутинному труду, и компьютеру говорит «да-да». Отсюда рутинный труд уже не может быть окрашен негативно, уже не является ан-
187
гигезой творческого, ибо относительному взгляду свойственен позитивный взгляд на веши, что исключает отношение 11 ротивостоя н ия,и рот ивоноставле н ия.
Итак, исходя из сказанного, в самой процедуре выбора условно можно выделить как бы два направления движении мысли. Эго, во-первых, сам выбор, в котором раскрывается и обосновывается интерес к данному предмету; и, во-вторых, действия по реализации выбора. Предмет, бывший (Ь акта выбора аксиологически нейтрален, ценностно окрашивается в итоге выбора. В «смутном свете восприятия», о котором говорит Ш.Балли, представлена не одна только субъективная привлекательность факта (или события), но и одобрение его «другим» относительно некоторой иерархии стандартов24*. Маркируя предмет как «лучший, мы одновременно порождаем действие, связанное с отбором. А это значит, что предикат «благо» приобрел практический смысл: ценностное суждение стадо выполнять функцию упорядочения действий, направляя субъекта на реализацию цели.
В современном научном сознании утвердилась мысль о существовании компьютерною образа мира. Концептуальным стержнем такого представления послужила мысль о символьно-цифровом моделировании, цель которого в использовании концептов информатики для решения самых разных научно-практических задач. Суть данной позитивной программы состояла в ассимиляции самого разнообразного эмпирического материала. Отличительную черту проективного оптимизма компьютерного образа мира составила апелляция к «совершенству» символьно-цифровой модели, к оптимизирующей силе конструктов информатики; отсюда и ожидания преобразовательных возможностей соответствующих ассимилирующих процедур.
В соответствии с проективным замыслом символьноцифровой идеологии было придано всеохватывающее смысловое содержание. А именно с исходной гипотезой о генерализующей силе идей информатики стали связывать возможность радикальной перестройки любых сфер науки и
І практики; в компьютеризации увидели путь к автомати за- I ним разных видов труда. Конструкты информатики в данной композиции играют роль «субъекта-преобразователя», назначением которого - в овладении «объектов» - предмета соответствующей ассимиляции. Подчеркнем особо, что смысл идеи «компьютерного образа мира» не исчерпывается ни концептами информатики, ни использованием компьютерного моделирования. «Компьютерный образ» — это более широкое понятие. Оно включает в своем составе представления о восприятии научным сообществом новых технологий: и рационально организованную веру в презумпцию совершенства символьно-цифровых моделей, и идею о возможности радикальных преобразований на основе компьютерного моделирования; и надежду на новые технологии, путеводной звездой которой служила мысль о подведении любых «объектов» под знак компьютеризации. В понятии «компьютерный образ мира» концепты информатики оказались соединены, как мы видим, с неким духовным настроением, овеянным ореолом точности и познавательной силы.
Истоки идеи о компьютерном образе укоренены в рационально организованной вере. Вере, которая апеллирует к «совершенству» символьно - цифровой модели, к оптимизирующей силе конструктов информатики, к ожиданию преобразовательных возможностей соответствующих ассимилирующих процедур. Апелляция к знанию, с одной стороны, и надежда на будущее — с другой, отличает, как мы видим, проективный оптимизм компьютерного образа мира
Отмстим еще одну базовую характеристику данного «образа», которая лежит в сфере практического модуса идеи компьютеризации. Эта вторая сторона указывает на способность идеи материализоваться, превращаться в действие. Здесь мы приближаемся к пониманию того, что в идее заложено регулятивно-действенное начало. А именно способность активизировать познавательные и практические усилия, направленные на воплощение и внедрение компьютерных программ в самые разные сферы познания и практики где отсутствуют свои собственные развитые теоретические построения.
Экстенсивное развитие идеи компьютерного моделирования выразилось, в частности, в создании эффективно действующих систем автоматического анализа и синтеза текста. Возникла даже мысль о когнитивной революции в дпш мистике. Последнюю стали видеть в уходе от значении к информации: и зучение самого процесса означивания было подменено изучением процессов обработки информации. Ведущую роль здесь сыграла идея компьютерной модели интеллекта. Теории стали оцениваться с точки зрения возможности представления психических процессов с помощью алгоритмов и действующей компьютерной модели. По словам З.Пылишина, можно говорить об эквивалентности разных когнитивных процессов; деятельность мозга демонстрирует ту же работу, что и производится на компьютере. З.Пылишин проводит также па рад л ель между устройством компьютера и функциональной организацией интеллекта, полагая, что подобно тому, как нас сравнивают с камнями, атомами, галактиками м т.п., когда изучают наше движение в соответствии с законами всемирного тяготения, точно так же оправдана перспектива рассмотрения человека в качестве близнеца машины. Ведь не расстраивает нас, замечает Пылишин, сравнение с перспективой оказаться дальним родственником обезьяны244.
Работа человеческого мозга и компьютера может сопоставляться. продолжает З.Пылишин. Она имеет дело с репрезентациями и оперирует именно ими. Репрезенгационная теория интеллекта сближает когнитивную теорию с философией, но она же заставляет признать наличие среди репрезентаций в голове человека не только определенных структур знания, которым есть некие соответствия вдействитсль- ности, но и некие интенции, цели, у которых, строго говоря, физические корреляты отсутствуют. Существование таких репрезентаций, которые отражают нашу веру, убеждения,
ния и т.д., конечно, заставляет принимать во внима- "^чгто человеческое поведение определяется большим побором факторов и что содержание репрезентаций в голо- вс человека имеет более сложную природу по сравнению с машинными репрезентациями, символическими по своему
характеру. w
Поведение человека, продолжает ученый, определяется во многом естественными законами природы (законами оптики, акустики, динамики, химии и др.). Следовательно, эта часть поведения может быть объяснена обращением к этим законам. Компьютерная метафора помогает объяснить часть когнитивного поведения человека, сама по себе она весьма эффективна. Разумно поэтому, по мнению Пылиши- на, полагать, что когнитивная обработка информации человека есть в конечном счете операция со знаковыми репрезентациями, содержанием которых является содержание наших мыслей, целей, верований250.
Появление самой мысли о «границах» компьютеризации может показаться неадекватной реакцией, учитывая успехи новых технологий, опирающихся на обобщающую силу компьютерных моделей. Однако такое впечатление может потускнеть, если более внимательно приглядеться к тому, какой смысл вкладывается в представление об объяснительной способности счетных решающих устройств.
Действительно, продуктивность данных средств исследования подтверждается объективным ходом цивилизационных процессов: во-первых, состоявшимся фактом является обширный масштаб компьютеризации, ибо мало сфер, которые бы не использовали машины огромной разрешающей силы; во-вторых, существует осознанное понимание объяснительной силы идей информатики и их продуктивность при решении самых различных интеллектуальных задач.
Такой взгляд фактически сформировался уже после первых успешных опытов автоматического доказательства теорем. Х.Саймон писал: «В мою задачу вовсе не выходит поразить или шокировать вас...Однако суммировать все это кратко можно, лишь сказав, что сейчас в мире существуют машины, которые думают, учатся, творят»2'1. Эта мысль первых пионеров искусственного интеллекта закреплена в многотомном энциклопедическом издании О.Киркеби, где статус когнитивной науки определяется следующим образом «Когнитивная наука - это масштабная философия и научно-исследовательская программа, которая базируется на допущении того, что человек — это машина и может быть описана как машина»2'2. Создатели ИИ высказали ряд кон- роверз относительно сути интеллектуальных процессов. И лишь позднее эти конровсрзы получали обоснование в философии, психологии, лингвистике и др. Особенно продуктивными оказались представления об «энциклопедии словаря», о «декларативном и процедурном представлении информации», о «формальном и практическом (естественном, неформальном) выводе», о «четких и нечетких категориях», о «дискретности и непрерывности» и др.
Размышления над концептуальным базисом ИИ показали возможность двух путей по созданию искусственного разума. Это, во-первых, ориентация на устройство типа «нейроконструктор». Согласно проективной идее речь идет нс о самом разуме, а о мозге. При обосновании устройства мозга предполагается, что он должен быть снабжен первоначальными знаниями, а именно универсальными объяснительными схемами. Брошенный в мир опыта, такой мозг путем самоорганизации будет приобретать новые знания, структура которых может быть непонятна и недоступна даже создателям этого устройства.
Суть другого пути связана с работой по обнаружению разного рода знаний, которые носят и скрытый, не артикулированный характер, и лежат в фундаменте творчества- «герменевтики творчества» и т.п. Данный путь предполагает опору на гуманитарное знание. Будучи важным для обоснования структуры самосознания человека, этот путь, тем не менее, не указывает на возможность решения конкретных технических задач. На первых этапах ценность усматривалась в возможности построения компьютерных программ.
Как показала сложившаяся практика, автоматизация охватывает лишь незначительную часть человеческой деятельности. И вовсе не применима к тем формам этой деятельности, которые опираются на творческие акты, внутренний опыт и т.д. В самом деле, в целом ряде профессий доминирующая роль принадлежит «телесным», неявным формам знания; немалое место занимают воображение, неосознаваемые мыслительные действия, интуиция и др.
Принципиальное отличие не-речевых мыслительных актов от мышления, основанного на «системе правил», в способности оперировать разноплановыми смыслами, действовать ассоциативно, полагаться на интуицию и т. п. Отсюда многомерный, нелинейный, «размытый» характер такоіі деятельности и т.п. Именно наличие мыслительных форм данного типа служит той демаркационной линией, которая позволяет провести границу естественным и искусственным интеллектом.
Машина, использующая «систему правил», оперирует знанием, инвариантным ее собственному языку. Поэтому, несмотря на различие исследуемых реальностей, «картины», получаемые на выходе, обладают часто значительным сходством. Ибо приводят к «стиранию» индивидуальности, к смещению граней как бы в одну точку, то есть к их «сплю- шиванию». А это значит что итоговая картина оказывается плоской, непротяженной; наряду с упрощением компьютеризация несет с собой и унификацию. Именно поэтому экспертных систем и инженеры по знаниям ис- ■шттіят Т Те0РСТИЧССКИе ТРУДНОСТИ При КОНСТруИроВЭНИИ
nDorher рованных систем, служащих для приобретения профессионального опыта и знаний-1".
встаёт*!!I'm °бра30М' вопрос ° границах новой технологии тёльнм Г Не В Плане