<<
>>

10.2. Правовое государство и его принципы

По мнению доцента Аркадия Владимировича Корнева, термин правовое государство формально был обозначен в первой трети XIX в. Он нашел свое применение в трудах немецких юристов К.Т.

Велькера, Р. фон Моля, Р.Г. Гнайста и др.

В современной отечественной литературе правовое государство определяется как: а) правовая форма организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права, носителями прав и свобод человека и гражданина (проф. Владик Сумбатович Нерсесянц) ; б) форма организации и деятельности государственной власти, которой свойственны демократический режим конституционного правления и законности, развитая прогрессивная правовая система, разделение властей и их взаимоконтроль, признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности (проф. С.Н. Кожевников) ; в) государство, в котором власть максимально ограничена естественными и неотчуждаемыми правами и свободами человека и гражданина (проф. Владимир Александрович Четвернин) ; г) особая форма организации политической власти в гражданском обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами (проф. Владимир Константинович Бабаев) ; д) организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений (проф. Александр Васильевич Малько) .

По мнению проф. Лазарева Валерия Васильевича, представляют интерес три аспекта концепции правового государства: 1) история термина «правовое государство»; 2) история развития отдельных положений теории правового государства; 3) история развития теории правового государства как самостоятельной целостной научной доктрины .

В.В. Лазарев полагает, что термин «государство права» – Rechtsstaat – впервые был зафиксирован в книге немецкого ученого К.Т. Велькера «Конечные основания права, государства и наказания», изданной в 1813 г.

В «истории развития теории правового государства как самостоятельной целостной научной доктрины можно выделить ряд этапов».

1. Разработка отдельных фрагментарных положений теории правового государства в политико-правовой мысли Древней Греции, Древнего Рима, в средние века – до XVI века (Протагор, Сократ, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон, Фома Аквинский, Мартин Лютер, Данте Алигьери и др.).

Протагор древнегреческий философ (490 – 420 до Р.Х.) – утверждал субъективную обусловленность знания и выдвинул тезис: «Человек – есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют».

В Афинах обвинялся в атеизме .

Сократ древнегреческий философ (род. 469 – ум. 399 до Р.Х.), один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов. Был обвинен в «поклонении новым божествам» и развращении молодежи» и приговорен к смерти (принял яд цикуты) . Сократ считал, что справедливость состоит в подчинении существующим законам, справедливое и законное одно и то же. Философ утверждал, что любые законы, каковы бы ни были их недостатки, спасительнее беззакония и произвола, а также провозглашал, что если граждане соблюдают законы, то государства, в которых они проживают, становятся сильными и процветающими .

О значении правовых законов для нормального развития государства и ограничения произвола правителей говорил древнегреческий философ Платон : «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги» . Аналогичных взглядов придерживался и древнегреческий философ Аристотель , подчеркивая, что «там, где отсутствует власть закона, там нет места и (какой-либо) форме государственного строя.

Закон должен властвовать над всеми…» . Философ полагал, что, оставаясь вне закона и справедливости, человек становится худшим из всех живых существ .

2. Обоснование концептуальных положений теории правового государства в период буржуазных революций, в период смены традиционных государств государствами конституционными – XVI – XVIII века (Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель и др.).

В основных сочинениях английского философа Т. Гоббса «Левиафан», «Основы философии» была высказана мысль о том, что люди путем договора объединились в государство, чтобы тем самым получить защиту со стороны закона и возможность нормальной жизни.

Английский философ Д. Локк, развивая идеи Т. Гоббса, выдвинул один из основополагающих принципов правового государства – положение о разделении властей на законодательную и исполнительную.

Эту идею дополнил французский философ Шарль Луи Монтескье . Он выделял в разделении власти не только власть законодательную и исполнительную, но и судебную. «Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судьей будет законодатель. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получит возможность стать угнетателем» .

Иммануил Кант определял государство как объединение множества людей, подчиненных правовым законам. Его категорический императив разума требовал поступать так, чтобы свободное проявление собственного произвола было совместимо со свободой каждого и сообразовывалось с всеобщим законом .

Г. Гегель определял правовое государство как «царство реализованной свободы», одновременно отождествляя государство и право.

Для него государство было то же самое, что и право («наличное бытие свободной воли»), но только наиболее развитое (вся система права), включающее в себя все абстрактные права личности и общества. Поэтому система права, т. е. государство в его диалектическом понимании, есть царство реализованной свободы. Г. Гегель не считал принудительную деятельность государства главным условием его функционирования. Главным он признавал четкую социальную и правовую направленность государственной деятельности, ее нравственное содержание, полезность для общества и людей в целом .

3. Становление теории правового государства как целостной философской и политико-юридической концепции. Понимание «правового государства» как особого состояния государственного устройства утвердилось в немецкой литературе по государственном праву в первой половине XIX века в трудах К.Т. Велькера (1813 г.), Роберта фон Моля – «Наука полиции в соответствии с принципами правового государства» (1832 г.), Ф.Ю. Шталя, Р. Гнайста, Л. Штайна и др. Эти авторы впервые в своих работах применили термин «правовое государство». Концепция правового государства в понимании названных авторов включала: установление реальных гарантий прав и свобод личности; разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; верховенство правового закона; взаимную ответственность личности и государства; осуществление высшего конституционного контроля.

Правовое государство является одним из существенных достижений человеческой цивилизации. Его основополагающими качествами являются: а) признание и защита прав и свобод человека и гражданина; б) верховенство правового закона во всех сферах государства и общества; в) организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей; г) реальная обеспеченность прав и свобод человека и гражданина; д) взаимная ответственность государства перед личностью и личности перед государством.

Правовой закон может быть таковым при следующих условиях: а) если в нем отражены интересы общества; б) если предусмотрен четкий механизм его реализации; в) если закон имеет материально-финансовое обеспечение; г) если есть реальные механизмы юридической ответственности за его невыполнение, несоблюдение, нарушения по отношению к любым субъектам, их допустившим.

<< | >>
Источник: Потапов М.Г.. Теория государства и права : учеб. пособие: в 2 ч. / М.Г. Потапов. – Новосибирск: Изд-во НГТУ,2006. – Ч. 1. – 440 с.. 2006

Еще по теме 10.2. Правовое государство и его принципы:

- Административное право зарубежных стран - Гражданское право зарубежных стран - Европейское право - Жилищное право Р. Казахстан - Зарубежное конституционное право - Исламское право - История государства и права Германии - История государства и права зарубежных стран - История государства и права Р. Беларусь - История государства и права США - История политических и правовых учений - Криминалистика - Криминалистическая методика - Криминалистическая тактика - Криминалистическая техника - Криминальная сексология - Криминология - Международное право - Римское право - Сравнительное право - Сравнительное правоведение - Судебная медицина - Теория государства и права - Трудовое право зарубежных стран - Уголовное право зарубежных стран - Уголовный процесс зарубежных стран - Философия права - Юридическая конфликтология - Юридическая логика - Юридическая психология - Юридическая техника - Юридическая этика -