I. Древний период § 1. Браминизм и буддизм
На тех ступенях развития, когда население жило охотой, средствами удовлетворения потребностей были или готовые дары природы, еще никем не захваченные, или отнятие этих даров у других.
Охотник дикарь смотрел на всякого другого дикаря, также живущего охотой как на соперника и врага, которого необходимо истребить. При таком положении дел физическая сила пользовалась всеобщим уважением, была задушевным идеалом каждого. Чем более человек истребит врагов, тем более почета ему от его близких. Этим объясняется сохранившийся до сих пор у дикарей обычай скальпировать пленников: скальп - доказательство храбрости и аттестат, дающий почет и уважение. Понятно, что этот идеал был перенесен и на божество: Шива представляется индусу кровожадным существом, держащим череп в руке, украшенным ожерельями из человеческих костей, одетым в кожу тигра.Отношения между народами древнего мира напоминают собой эти отношения, господствовавшие между людьми охотничьего периода. Древние государства находились между собой в постоянной вражде; каждое стремилось к преобладанию, к поглощению другого. Вот почему те идеалы, которые были выработаны в дообщественном периоде, должны были иметь место и среди древних государств.
Государства, находясь в постоянной войне, должны были высоко ценить те средства, которыми укреплялась государственная сила и которые давали перевес в борьбе с другими. Одним из лучших средств была такая сплоченность граждан, по которой каждое государство, как целое, поглощало бы отдельные личности. Для сохранения и развития целого необходимо было пожертвовать частями. Это основная идея государственного благоустройства в древнем мире. Личность не всегда могла без протеста переносить такое подавление, но протест ее имел значение начала, разрушающего государственный строй. Практически эта идея лучше всего осуществлена в браманизме и буддизме.
Это древнейшие системы государственного благоустройства, в которых основные социальные идеи древнего мира выразились наиболее последовательно.
По учению браминов весь мир есть произведение Брамы, состоящее в том, что Брама развивается и его развитие есть мир. Общественный строй, подобно физическому миру, создается самим Брамой. Различные касты созданы из разных частей Брамы и переход из одной касты в другую есть нарушение естественного закона общежития, есть нечто противоестественное. Границы между кастами определены не людьми, но природой вещей, т. е. самим Брамой. В свою очередь деятельность членов каждой касты также строго определена. Установлены подробные правила для одежды, для пищи и питья, для общественных увеселений, для молитв, для сна и т. д. Общество представляет собой, таким образом, стройную машину, в которой каждая часть имеет определенное назначение. Интересам целого вполне подчинены части, личность принесена в жертву обществу.
Протест личности против этого строя выразился в буддизме. Основатель его - Сакия Муни, отличавшийся милосердием и не могший переносить несчастий ближних. Спасение от окружающего гнета он находил в одном - в доведении себя до бесчувственного состояния, при котором никакие ужасы жизни не смущают человека, освободившегося от мира, потому что мир для него не существует. Весь мир есть создание воображения, нет ни счастья, ни горя. Сознав это, человек приобщился к Нирване и делается покойным. Нирвана - вот средство спасения. Пред этим Нирвана падают все различия, все касты, люди равны. Буддизм, в конце концов, приходят к разрушению браманизма, придя вместе с тем и к разрушению человека, разрушению личности, во имя интересов которой он выступил. Примирения интересов личности и общества не знал древний языческий мир. Лучшей иллюстрации этого служит греческая философия.
В учениях Платона и Аристотеля мы видим естественные и государственные идеалы древних, изложенные в философских системах. В учениях стоиков и эпикурейцев видим протест личности против подавления ее и вместе с тем разрушение идеи государственности.
Греческая философия, несомненно, доказывает полнейшую невозможность решения социальной задачи без предварительного разрешения нравственной проблемы. В древнем мире одно только европейское законодательство, таким образом, стремилось к организации общежития.