<<
>>

§ 2. Учение Платона*(1)

В Греции государство отождествлялось с городом, но так как городов было много, то было не одно греческое государство, а несколько. Мелкие эти государства вели между собой постоянную войну, ослабляя друг друга и давая возможность вторгаться неприятелям.

Чем более усиливалась внутренняя борьба между городами, тем все слабее и слабее становилась Греция. К этому необходимо присоединить и внутренние раздоры между различными классами общества и между честолюбцами, волновавшими народ для того, чтобы захватить в свои руки власть. Лучшим периодом в истории Греции был тот, когда Афины стали во главе греческих городов. Они имели образовательное значение для всех греков. У афинян в то время были Эсхил, Софокл, Эврипид и Геродот. Начиналась философская мысль, и искусство достигло высокого развития. То был знаменитый век Перикла, привлекающий к себе до сих пор внимание каждого образованного человека. Но это время афинского господство продолжалось недолго: спустя 20 лет по смерти Перикла Афины были разрушены, и Греция сохранила свою политическую самостоятельность только благодаря великодушию врагов. Такое быстрое падение объясняется самим строем жизни. Возьмем в пример Афины. При Перикле население города простиралось до 300000 человек, но из них полноправных граждан было только 14000. - Управление зависело от этих 14000 челов., остальные были бесправны и понятно, не могли по доброй воле сочувственно относиться к строю, не дающему им никаких прав. В среде полноправных граждан находились люди, пользующиеся неудовольствием масс для своих целей, волновавшие эти массы. Кроме того, в среде самих полноправных граждан были резкие различия. Этот класс делился на богатых и бедных. Богатство было концентрировано в руках немногих, и оно было по своему времени поразительно велико. Во время пелопонесской войны оказались в Афинах богачи, имевшие по миллиону рублей.
При тогдашних условиях жизни это было несметное богатство, и богачи не знали, куда его девать. А между тем бедность в то же время была не менее велика. Бедные граждане боролись из-за жалованья. Перикл установил так наз. фсорикон, т. е. выдачу из казны платы для посещения театров.

Как ни ничтожно было это пособие, но на деле оказалось, что афиняне им страшно дорожили. Бедность, несомненно, была велика. Это вызывало вражду и в борьбе партий: агитаторы пользовались обедневшими гражданами для своекорыстных целей. Каждая победа партии дорого обходилась стране, так как побежденные были истребляемы или изгоняемы, а их имущество конфисковалось.

Во время этой-то неурядицы жил философ Платон, один из известнейших мыслителей древнего мира, почитаемый во все века, называемый "божественным" мыслителем и "умнейшим из всех греков". Он жил в то время, когда Демосфен уже начинал свои филиппики, свои предостережения о страшной опасности, угрожающей всей Греции от Филиппа Македонского. В это же время Диоген среди дня искал со свечей человека и не находил его между греками. Понятно, как должно было сказаться это время на социальных воззрениях мыслителя, которому были дороги интересы родины. Когда угрожает опасность, возникает мысль об отпоре и о тех силах, при помощи коих опасность может быть устранена. Когда возникает опасность обществу, возникает мысль о том, как лучше устроить и укрепить это общество, сделать его могущественным и безопасным. Этим и занялся Платон в своих социальных проектах. Он написал два проекта: один в разговоре о государстве, а другой - в разговоре о законах. Первый представляет собой идеальное устройство, к которому должно стремиться государство, а второй - проект менее совершенной организации, но приноровленной к условиям времени. Первый проект сам Платон называет проектом наиболее совершенного государства, самой лучшей формой государственной жизни, но так как эта идеальная форма превышает понятия и стремления его современников, то поэтому он и написал второй проект, как проект более практического характера.

Для нас имеет существенное значение разговор о государстве, в котором высказаны настоящие воззрения Платона на дело народного благосостояния без всяких уступок практического характера.

Свой проект идеального государства Платон начинает положением, что государство должно иметь в своем фундаменте справедливость, так как только основанное на справедливости государство может создать действительное народное благосостояние.

Для того чтобы составить понятие об этой справедливости необходимо рассмотреть организацию государства. Общество возникает из того, что люди соединяются между собой для удовлетворения взаимных нужд. Люди рождаютсяс разными наклонностями к занятиям, и поэтому работа всего успешнее идет тогда, когда человек специально занимается какимлибо одним ремеслом, наиболее соответствующим его природным наклонностям. Для полного удовлетворения потребностей необходимо, чтобы город имел большой объем, значительное количество населения, так как от этого зависит разнообразие в изготавливаемых произведениях. Для расширения территории города необходимо будет обратиться к занятию соседних земель, поэтому во всяком государстве необходимо войско. В дальнейших своих исследованиях Платон занимается главным образом организацией этого войска. Чтобы иметь хорошее войско, государство должно заботиться о воинах не только после рождения, но даже и до рождения, должно заботиться о том, чтобы родились солдаты здоровые и крепкие. Необходима особая система воспитания, направленная к достижению той же цели. Необходим особый строй имущественных и семейных отношений, приноровленный к достижению тех же задач. Сущность этих задач сводится к тому, чтобы все войско представляло собой как бы одного человека пред неприятелем.

Из воинов выбираются правители государства, имеющие неограниченную власть в государстве и руководящие всем. В правители избираются старшие по летам и наиболее умственно развитые воины. Они немногочисленны, так как мудрость бывает только у немногих. Они должны быть получившими высшее и особенно философское образование.

Философия дает человеку идею блага, которое имеет такое же значение в мире духовном, как солнце в мире вещественном и которая поэтому также необходима, как необходимо солнце.

Организованное на этих началах государство и будет основанным на справедливости. Существует 4 добродетели, из коих каждая в таком идеальном государстве будет осуществляема особым классом: мудрость будет жить в правителях, храбрость в воинах, умеренность в низших сословиях, подчиненных высшим, и над всеми ими будет царить правда или справедливость. Эта справедливость сводится к тому, чтобы каждый делал свое дело, делал то, что ему назначено делать в общей работе государства (***). Таково понятие Платона о справедливости общественной, которое он переносит и в индивидуальную сферу. В каждом отдельном человеке мудрость живет в голове, храбрость в сердце; в низших частях тела, являющихся источником чувственных стремлений должна царствовать умеренность и подчинение разуму. Все эти три части охраняются правдой, объединяющей и производящей в человеке гармоническое целое.

Резюмируя это учение, Чичерин говорит: "По учению Платона, государство, как и отдельное лицо, образует полный организм с разнообразными членами, из которых каждый имеет свое назначение, и которое все связываются в одно тело господством правды. Установление этой гармонии составляет цель и благо всего союза. Все является проникнутым в нем единой идеей, которая и есть высшее добро в человеке". Говоря проще, государство, по учению Платона, это превращение массы людей в одного человека, который легко отражает нападение и покоряет врагов. Все сводится к этой последней цели, вызванной условиями жизни отечества великого греческого мыслителя. Остановимся подробнее на уяснении этого.

Низшими, работающими подчиненными классами населения Платон почти не занимается в своем проекте. Все свое внимание он сосредоточивает на организации военного элемента в государстве.

Воспитание воинов должно быть всецело направлено к развитию в них любви к родине и храбрости.

Должны быть установлены особые судьи, которые отделяли бы полезное от вредного в чтении, заботясь о распространении первого и запрещении второго. С этой же целью по достижении известного возраста классифицируются дети. Нездоровые и вообще бесполезные скрываются в особом месте, где и умирают от голода. Остальные разделяются на классы, и сообразно назначению воспитываются. Для устранения неудовольствий назначениями в детях правители должны поселить в них убеждение, что деление создано самой природой, а не ими. Так они должны убедить детей, что они рождены не людьми, но землей, на которой живут и которую поэтому они должны любить как родную мать свою. Затем должно убедить, что при создании людей от земли, Бог в организм одних подмешал золота, в организм других подмешал серебра, а в организм третьих - меди и железа. Дети первой категории готовятся к званию правителей, второй - воинов. Но так как в правители избираются лишь по достижении известного возраста, то до той поры и первая категория состоит в звании воинов, хотя и готовится особым образом к своему будущему назначению. Воины не имеют отдельной собственности, все у них общее, даже жены и дети у них общие. Но при этом половые сношения Платон регламентирует особым образом. Подобно тому, как между животными для получения лучшего приплода стараются соединять лучших животных, так и между людьми для получения лучших людей следует делать то же самое. Лучшие мужчины должны соединяться с лучшими женщинами, а худшие с худшими, причем первые должны воспитывать детей, а вторые не должны, так как от этого может ухудшиться порода людей. Но подобные распоряжения браками следует держать в секрете от того, к кому они относятся. Необходимо устроить наприм. жребий, но таким образом, чтобы лучшие мужчины получали лучших женщин, а худшие - худших, но чтобы при этом худшие мужчины, получивши худших женщин, приписывали это случаю и не могли жаловаться ни на кого, кроме своей судьбы. Законное соединение, от которого воспитываются дети, должно быть разрушаемо только в цветущем возрасте, а именно для мужчин от 20 до 30 лет, а для женщин от 20 до 40 лет.
Когда мужчины и женщины переживут период деторождения, то им предоставляется полная свобода соединения, но если при этом будут дети, то их не воспитывать, а морить голодом. В цветущем возрасте Платон допускает полигамии, и потом полигамия уступает место киногамии.

Строгое подчинение низших классов, обман в деле воспитания, ложь и обман в распределении браков, строгая цензура, убийство слабых и нездоровых детей - все это допускается Платоном для того, чтобы выработать в государстве сильное здоровое племя, годное для звания воинов. Можно подумать, что он как бы все приносит в жертву воинам. Но в действительности и на воинов он смотрит далеко не так симпатично. В одном месте он называет их прямо собаками. Воины, говорит он, подобно хорошим собакам должны ласкаться к своим и кусать чужих. Все воспитание их должно быть сведено к развитию в них этих чувств.

В разговоре о законах это идеальное устройство значительно смягчено. Но и здесь основная мысль та же. Гражданин всецело принадлежит государству, и Платон определяет всю жизнь и деятельность его, даже похороны. Государство должно находиться вдали от моря, так как сношения с иностранцами развращает, а торговля развивает богатство. Население города он определяет в 5040 челов.; правители должны заботиться о том, чтобы это количество не увеличивалось, и не уменьшалось: лишние люди высылаются в колонии. Земля разделяется между гражданами по жребию, причем они получают один участок вблизи города и другой на окраине государства. Хотя здесь нет коммунизма, но частная собственность всевозможными мерами ограничена. Так не дозволяется отчуждение поземельных участков, находящихся в пользовании граждан. Участки эти не разделяются между наследниками, но каждый участок целиком поступает во владение одного из сыновей, по выбору отца; остальные сыновья могут быть усыновляемы бездетными. Дочь, оставшаяся единственной наследницей, выходит замуж за бедного. Золото и серебро не допускаются в государстве. Установлены пределы размножения частного богатства. Низший размер - это участок земли, достающийся по жребию; бедных безземельных, поэтому не должно быть. Высший размер богатства, допускаемого в государстве, равняется по ценности четырем низшим размерам: если частное лицо получит трудом или иными источниками богатство, превосходящее эту норму, то излишек у него отнимается в пользу государства. Так как здесь допускается неравенство состояний, то Платон сообразно с этим устанавливает и новое понятие о правде, чем то, какое им было высказано в разговоре о государстве. Равенство бывает двоякое: численное, когда все предоставляется по жребию, и пропорциональное, когда каждый несет обязанности и получает воздаяние сообразно состоянию и заслугам. Равенство между неравными может быть установлено только посредством пропорции.

В какой мере и в этом смягченном проекте личность подчинена государству видно из того, что Платон особыми законами определяет всю жизнь и деятельность гражданина. Достаточно указать наприм. на то, что в государстве Платона подробно регламентируются даже детские игры, причем требуется, чтобы в этом случае не было никаких изменений, дабы дети не выработали страсти к переменам. Затем законами подробно регламентируются и игры взрослых, определяются песни и пляски, разрешаемые гражданам. Гражданам запрещается заниматься торговлей и ремеслами: они должны всецело посвящать себя государственным делам; порядок жизни гражданина подробно указывается: определяется детально все, что он должен делать с утра до вечера.

Из этого краткого очерка воззрений одного из величайших мыслителей древнего мира на организации народного благосостояния видно, что Платон в своих идеалистических преобразованиях является далеко не идеалистом, создающим новые условия жизни. Он вырабатывает строй жизни, исходя из существующих условий, и лишь последовательнее развивает начала, применение которых в различных видах практиковалось у разных народов древнего мира. В конце концов, все новое, что им сделано, сводится лишь к тому, что Платон создал метафизические основы общежития и заменил ими теологические принципы.

Теологические государства подчиняли всю личность государству, оправдывая это предписаниями божества, указывающего каждому его место и занятие. Такое поглощение личности государством было необходимо для укрепления последнего и как бы естественно вызывалось инстинктами самосохранения государственного общежития. То же самое необходимо было и во время Платона. И вот Платон строит такой план общежития, по которому государство является одним телом, все в нем стройно, нет никакой разладицы, а поэтому оно могущественно и страшно врагам. Платон видит в этом справедливость, на которой и основывает государственный строй. Каждый должен работать то, что ему следует работать, сообразно требованиям целого. Доля каждого определяется свойством этого целого, которое предшествует частям, давая им жизнь и значение. Идея целого указывает жизнь и деятельность частям. Во имя такого же целого подчиняли личность государству и брамины. Стремясь превратить в одно тело, в одного могущественного человека, страшного врагам, браманизм убеждал, что различные классы общества произошли из различных частей Брамы, что поэтому их жизнь и деятельность предопределяются самой природой их и каждый должен строго подчиняться своему предопределению, так как только при этом условии государство будет цельным и стройным телом Брамы. Платон, в интересах идеи целого, требует убеждать готовящихся быть гражданами, что одни из них созданы богами с примесью золота, другие с примесью серебра, а третьи с примесью меди и железа. Различие в занятиях требуется самой природой людей и для того, чтобы все подчинялись ему, необходимо действовать таким образом на убеждения. Во имя этого же целого Платон требует убиения слабых детей, устанавливает общность имуществ, общность жен и детей. Он не останавливается даже пред киногамией и сознательным обманом. Говоря, что в основе государства лежит идея справедливости, он во имя этой идеи допускает ложь и обман.

"Нашим правителям, - говорит он, - придется прибегать ко многим лекарствам. Когда организм не нуждается в лекарствах, а повинуется одним средствам диеты, то может помочь и посредственный врач. Но если дело дошло до лекарств, то нужен врач очень искусный. Нашим правителям придется не раз прибегнуть ко лжи и обману, а это своего рода лекарство". Во имя справедливости, сплачивающей в один организм всех граждан, Платон оправдывает и несправедливость, т. е. ложь и обман. Не указывает ли это на то, что в самом понятии о справедливости, как основе государства, было положено начало разрушения этой справедливости, был положен зародыш самоотрицания?

Понятие о социальной правде, провозглашенное Платоном, действительно заключает в себе этот зародыш. Эта социальная правда является ни чем иным, как подчинением жизни и действительности личности идее целого или государства. Но личность может не соглашаться на подавление. Притом, по мнению Платона, "человек есть животное самое неукротимое" (законы, кн. VI). Необходимо укротить его, иначе не мыслимо существование крепкого целого. Одним из средств укрощения и является обман и ложь в том случае, когда иначе не может быть достигнута цель. Браманизм достигал укрощения распространением верования в предназначение Брамой доли каждого. Платон желает достичь того же поселением убеждения в различие примеси в теле человека и путем прямого подлога, как наприм. при распределении жен по жребию. Раз, признав человека "животным неукротимым", Платон должен был допустить убийства и ложь, как средства к укрощению. Так его социальная правда саморазрушается, падает, как пали и другие государства, организованные на том же принципе, который был назван Платоном социальной правдой.

<< | >>
Источник: Антонович А.Я.. урс государственного благоустройства (полицейского права). Части 1 и 2 (оттиск из "Университетских известий", 1889г.)Киев, 1890г.. 1890

Еще по теме § 2. Учение Платона*(1):

  1. 4. Политические учения Древней Греции и Древнего Рима.
  2. Учение Платона об идеях.
  3. 2.2 ПРИНЦИП ГАРМОНИЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЛАСТИ В УЧЕНИИ ПЛАТОНА ОБ ИДЕАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕ
  4. 7. Этическое учение Платона
  5. ХАРАКТЕР И РЕЗУЛЬТАТЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ ПО ПОВОДУ МЫШЛЕНИЯ И ЯЗЫКА В КЛАССИЧЕСКИХ УЧЕНИЯХ ДРЕВНОСТИ 
  6. § 4. Общая характеристика раннего Платона
  7. 4. Учение о благе
  8. Глава 2. УЧЕНИЕ О ЗНАНИИ
  9. А. И. Будов СОЦИАЛЬНЫЕ УЧЕНИЯ АНТИЧНОСТИ
  10. § 2. Учение Платона*(1)
  11. УЧЕНИЕ О ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ
  12. Ригоризм этических учений Платона, киников, стоиков. Нравственные императивы построения идеального государства.
  13. Хайдеггер М. УЧЕНИЕ ПЛАТОНА ОБ ИСТИНЕ
  14. Проникновение античной мысли в ближневосточную культуру в доисламский период и влияние ее на становление исламской теологии и философии. Переводческая деятельность. Особенности восприятия античности исламской культурой. «Фалсафа» как восприемница античной мудрости, теоретического оружия против исламского конформизма. Концепция двойственной истины: знания для «масс» и для «элиты». Учение Платона и Аристотеля в трудах «восточных перипатетиков».
  15. Учение об "идеальном государстве" как исток идеализма Платона
  16. 12. Проблема души и тела у Платона
  17. Философия ПЛАТОНА
  18. Учение об обществе в классической греческой философии
- Административное право зарубежных стран - Гражданское право зарубежных стран - Европейское право - Жилищное право Р. Казахстан - Зарубежное конституционное право - Исламское право - История государства и права Германии - История государства и права зарубежных стран - История государства и права Р. Беларусь - История государства и права США - История политических и правовых учений - Криминалистика - Криминалистическая методика - Криминалистическая тактика - Криминалистическая техника - Криминальная сексология - Криминология - Международное право - Римское право - Сравнительное право - Сравнительное правоведение - Судебная медицина - Теория государства и права - Трудовое право зарубежных стран - Уголовное право зарубежных стран - Уголовный процесс зарубежных стран - Философия права - Юридическая конфликтология - Юридическая логика - Юридическая психология - Юридическая техника - Юридическая этика -