<<
>>

Отношения Аристотеля и Платона

Нельзя понять Аристотеля, не уяснив себе его отношений с учителем. Часто последующие эпохи противопоставляли этих двух мыслителей, делая из них разные символы. Но уже античный автор Диоген Лаэртский хорошо понимал, что: "Аристотель был самым гениальным из всех учеников Платона". Точность этого суждения состоит в том, что ученик великого мастера не тот, кто повторяет его путь, но тот, кто продвигает его учение вперед, и в соответствии с духом теории, преодолевает ее. Наиболее существенные расхождения меж ними относятся не к сфере философии, а лежат в плоскости других интересов.

Аристотель критикует: 1) мистико-религиозный элемент, сильно звучащий в трудах Платона; 2) равнодушие Платона к эмпирическим феноменам как таковым.

Сократовы ирония и майевтика, основанные исключительно на силе поэтического таланта, придали платоновскому методу характер вечного поиска вне окончательной позиции. Аристотель же пошел путем органического синтеза и систематизации, дифференциации методов, с помощью которых решаются разного рода проблемы. Так что на смену платоновской извивающейся спирали, втягивающей в себя все проблемы, должна была прийти некая стабильная систематизация, где прокладывались магистрали, по которым впредь будут разрабатываться метафизика, физика, психология, этика, политика, эстетика, логика.

Метафизика.

Что такое метафизика? Известно, что термин "метафизика" (буквально то, что после физики) не аристотелевский. Введен он либо перипатетиками, либо в связи с изданием сочинений Аристотеля Андроником Родосским в I в. до н.э. Сам Аристотель употреблял выражение "первая философия" или "теология" в отличие от второй философии как физики. "Первая философия - это наука о реальности-по-ту-сторону-физической". Собственно аристотелевский смысл этого понятия означает любую попытку человеческой мысли выйти за пределы эмпирического мира, чтобы достигнуть метаэмпирической реальности. Зачем нужна метафизика? Метафизика - наиболее возвышенная из наук, говорит Аристотель; и просто потому, что она не связана с материальными нуждами, она не преследует эмпирические или практические цели. Метафизика - чистая жажда знания, страсть к истине, удерживающая от лжи. Поэтому, - заключает Аристотель, - "все прочие науки более необходимы людям, но ни одна из них не превзойдет эту" - метафизику.

Итак, метафизика это:

Во-первых, исследование первых причин. Аристотель различает четыре вида причин: 1) материальную, или материю; 2) формальную, или форму; 3) производящую; 4) конечную, или цель.

Материальная причина - это материя, она "обозначает входящий в состав вещи материал, их которого вещи возникают"[39]. Формальная причина состоит в том, что под воздействием формы материя превращается в действительность. Производящая причина - это то, что создает вещи. "Так, например, человек, давший совет, является причиной того, что делается, и то, что изменяет - причина того, что изменяется"[40]. Целевую причину Аристотель понимает в смысле, что что-то делается ради чего-то.

Теория причин Аристотеля может быть объяснена примером, приводимым им самим: архитектор строит дом, в этом случае материал - это материя, план дома - что форма, архитектор - это производящая причина, а законченное здание - это цель.

Второе определение метафизики Аристотеля дано в онтологическом ключе: бытие как таковое. По Аристотелю, бытие имеет много смыслов, он ищет некую схему, которая собрала бы все возможные смыслы бытия, группируя их по четырем позициям.

I. Бытие как категории (субстанция, или сущность; качество; количество; отношение; Действие; Страдание; Место; Время; Иметь; Покоиться).

II. Бытие как акт и потенция (их нельзя определить через другое, но только взаимообразно, через связь их между собой).

III. Бытие акциденций - это бытие случайное и непредвиденное.

IV. Бытие как истина - это тип бытия, который принадлежит собственно человеческому интеллекту, рассматривающему вещи как соответствующие реальности, либо как не соответствующие ей.

Третье определение метафизики - это знание о субстанции.

Субстанция в собственном смысле есть материя, во втором смысле - это отдельное, а в третьем смысле - это форма по преимуществу. Бытие, следовательно, это материя; ступенью выше отдельное, индивид; а еще выше - форма, которая обнимает материю и фондирует, дает основание отдельному, т.е. индивиду.

Исходя из своей критики платоновских "идей", находящихся вне вещей, Аристотель попытался создать теорию, согласно которой сущность находится в самих вещах. По Аристотелю, каждая конкретная чувственная вещь представляет собой единство "материи" и "формы". "Форма" понимается Аристотелем как сущность вещи. Форма в то же время не материальна, но она не есть нечто внешнее по отношению к материи. Материя и форма - это "то, из чего состоят вещи". Каждая вещь выступает как оформленная материя. В качестве примера можно взять медный шар, представляющий собой единство меди (вещества) и шаровидности (формы). Противоположность "формы" и "материи" для Аристотеля относительна. Медь может не быть оформленной, но в то же время в потенции она содержит форму, как возможность. Т.е. форма - есть реализованная возможность материи.

Таким образом, у Аристотеля происходит соотносительный переход от материи к форме и наоборот. Эта иерархия форм приводит к высшей "форме", которая является последней и за которой уже не следует ни форма, ни материя. Последней формой выступает Перводвигатель или Бог.

Четвертое определение метафизики Аристотеля - знание о Боге и субстанции сверхчувственной. Благодаря какому условию, вопрошает Стагирит, существует вечное время и вечное движение?

И отвечает: благодаря наличествованию Первоначала (обоснование чего мы находим в "Физике"). Это Первоначало должно быть:

1) вечным; 2) неподвижным: ибо лишь недвижное может быть "абсолютной причиной" подвижного; 3) чистым актом, ибо, что имеет потенцию, может и не быть в акте, поэтому вечное движение небес предполагает как условие чистый акт.

Первоначало - это Бог. Жизнь Бога - жизнь чистой мысли, созерцательной активности. О чем думает Бог? О лучшем и замечательном. Но лучшее - это Бог. Следовательно, он думает о самом себе. Его созерцательная активность - это "мышление о мышлении". Понимание и понимаемое в нем соединяются. Бог мыслит самого себя, но не реальный мир, не отдельно взятого человека, не вещи изменчивые и несовершенные. Такое ограничение в понимании Бога проистекает из того, что, Аристотеля заботит не Бог, сотворивший мир, но, скорее, мир, предназначенный для Бога, мир, воспылавший жаждой совершенства.

<< | >>
Источник: Апрелева В.А.. Философия: Учеб. пособие. – Курган.: Изд-во «Пайдейя»,2006. – 633 с.. 2006

Еще по теме Отношения Аристотеля и Платона:

  1.   ВРЕМЯ АРИСТОТЕЛЯ 
  2.   ПЛАТОН  
  3.   ПЛАТОН 
  4.   Жиль Делез ПЛАТОН И СИМУЛЯКР  
  5. 4. ЖИЗНЬ ПЛАТОНА ПОСЛЕ СМЕРТИ СОКРАТА
  6. § 3. Доминирование рационализма в философии Платона
  7. IV. Аристотель
  8. ПЛАТОН
  9. ПЛАТОН
  10. Отношения Аристотеля и Платона
  11. Критика Аристотелем идей Платона
  12. о поэзии СОЧИНЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ. ПЕРЕВЕЛ, ИЗЛОЖИЛ II ОБЪЯСНИЛ Б. ОРДЫНСКИЙ. МОСКВА. 1854
  13. Проникновение античной мысли в ближневосточную культуру в доисламский период и влияние ее на становление исламской теологии и философии. Переводческая деятельность. Особенности восприятия античности исламской культурой. «Фалсафа» как восприемница античной мудрости, теоретического оружия против исламского конформизма. Концепция двойственной истины: знания для «масс» и для «элиты». Учение Платона и Аристотеля в трудах «восточных перипатетиков».
  14. 7. Философия Платона и проблема идеального
  15. Совершенно особое, исключительное место среди учеников Сократа занимает Платон.