Иудейское право как подсистема общей системы израильского права
В израильской и зарубежной юридической литературе иудейское право зачастую рассматривается как подсистема семейного, а также всего израильского права. Причем не только и даже не столько как органическая часть израильского права, но и как противоречащая ей или даже конфликтующая подсистема права.
Проще говоря, между религиозной и светской системами права имеются существенные противоречия. Один израильский исследователь П.Шифман назвал такое положение «правовой шизофренией». Несмотря на это противоречие, догмы религиозного права лежат не только в основе значительной части текущего законодательства Израиля, но они оказывают также значительное влияние на процесс разработки и принятия конституционных законов. Как известно в Израиле нет писаной конституции. Объясняется это негативным отношением религиозных кругов, которые опасались снижения своего влияния на общественную и религиозную жизнь страны. Таким образом, в Израиле проблемы права и религии не формируются в конституционном порядке и не решаются.В качестве колоритного примера противоречия между религиозным и светским правом Израиля можно привести такой пример, который касается термина «еврей». Согласно ортодоксальному иудейскому праву, евреем признавались только лица, рожденные матерью-еврейкой и лица, принявшие иудаизм как свою веру и не признающие какой-либо иной веры. В то же время по светскому праву Израиля, евреями являются дети и внуки евреев (т.е. мужа-еврея, супруг или супруга еврея, супруги детей евреев и супруги внуков-евреев).
Изучение церковного, канонического, мусульманского, иудейского права позволяет сделать следующие выводы:
религиозные правовые системы не составляют единой правовой семьи. Они существенно различаются по содержанию и форме и чужды друг друга;
религиозные правовые системы представляют собой переплетение права и религии, в них лишь условно можно выделить сугубо юридическую часть;
с религиозным правом нельзя смешивать позитивное право конкретной страны;
во многих религиозных правовых системах происходит вестернизация права. Особенно это касается конституционного, административного, трудового права. Все эти отрасли сохранили лишь небольшое число норм сугубо религиозного характера. Контрольные вопросы к теме №8
Каковы основные критерии классификации правовых систем?
Каковы отличительные особенности романо-германской правовой системы?
Что представляет собой система общего права?
Что такое религиозные и традиционные правовые системы?
Каковы источники мусульманского права?
Каковы основные источники иудейского права?