Юридическая
консультация:
+7 499 9384202 - МСК
+7 812 4674402 - СПб
+8 800 3508413 - доб.560
 <<
>>

Иудейское право


Иудейское право является одной из древнейших религиозных правовых систем, существующих в современном мире. Оно действует на протяжении более чем двух тысяч лет. Некоторые авторы считают, что иудейское право существует более трех тысячелетий.

Иудейское право – это система социальных норм, принципов, религиозных толкований, обычаев и традиций еврейского народа, которые существенно отличаются от всех других правовых систем. Главный отличительный признак иудейского права – бескомпромиссно-отрицательное отношение древних иудеев к чужой религии, а вместе с тем и к ее носителям – «языческим народам» не могло не вызвать соответствующей реакции этих народов по отношению к евреям. Неприятие и отторжение иудейской религии, правил общежития и обычаев иудеев нередко сопровождалось ограничением их в правах и гонением. А это в свою очередь консолидировало еврейский народ.
Во многих европейских странах в средние века был издан целый ряд нормативных актов, которые резко ограничивали права евреев, проживающих на их территории. Например, в Испании в 1492 году был издан декрет, по которому все евреи изгонялись из страны под угрозой смерти и потери имущества. В целях соблюдения чистоты католической веры и искоренения «иудейской ереси» христианам вменялось в обязанность доносить на всех тех, кто посещает синагоги, совершил обрезание, съел то же мясо, что и евреи, или сидел за их столом. 3а несоблюдение этих правил грозило суровое наказание: изгнание из страны, смерть и потеря имущества. В Португалии в это время декретом короля предписывалось запретить иудейский культ, закрыть все синагоги, а евреям было предложено или принять католическую веру или немедленно покинуть пределы Португалии. В России евреям предписывалось жить только на определенной территории. В отношении их существовала так называемая черта оседлости, в пределах которой они проживали и свободно передвигались. Правом свободного передвижения по всей России обладали только евреи, окончившие университет или купцы первой гильдии.
Другой отличительный признак иудейского права – это преимущественно императивный характер, преобладание в его системе прямых запретов, требований, всякого рода ограничений обязанностей по сравнению с правами и свободами субъектов иудейского права.
Несоблюдение обязанностей влекло за собой, как правило, поощрительные санкции.
Поощрительные: 1) я дам вам дожди в свое время и земля и деревья полевые дадут плоды свои; 2) вы будете есть хлеб свой досыта и будете жить на земле своей безопасно; 3) пошлю мир на землю вашу; 4) сгоню лютых зверей с земли вашей и т.д.
В принудительных санкциях совсем другие интонации звучат из уст Моисея для тех, кто не соблюдает указанные обязанности: 1) пошлю на вас ужас, чахлость и горячку от которых истомятся глаза и измучится душ, и будете сеять семена ваши напрасно, и враги ваши съедят их; 2) пошлю на вас зверей полевых, которые лишат вас детей, истребят скот ваш; 3)наведу на вас мстительный меч в отмщение за завет; 4)города ваши сделаю пустынею; 5) рассею вас между другими народам и т.д. И в заключение: И погибнете вы между народами, и пожрет вас земля врагов ваших.
Следующий отличительный признак иудейского права – это его объединительная функция, связанная с формированием еврейского сообщества. Религиозная идея заключения договора между Богом и иудейским народом на горе Синай имело общественное звучание: сыновья Израиля являются избранниками Бога, осознание ими своей принадлежности к Яхве, вера в общего Бога превращают их в единый народ. Соблюдение одних и тех же законов, возникших на одной и то: же религиозной основе, объединяло иудеев между собой, независимо от того, проживали ли они на своей исторической родине или в других странах.
Достоевский называл и другие причины и факторы единения иудеев – существование так называемого государства в государстве. В подтверждение своей мысли Ф.М.Достоевский ссылается на одну из заповедей, обращенную к иудеям: «Выйди из народов и составь свою особь и знай, что с сих пор ты един у Бога, остальных истреби, или в рабов обрати, или эксплуатируй. Верь в победу над всем миром, верь, что все покорится тебе. Строго всем гнушайся и ни с кем в быту своем не сообщайся. Вот суть идеи этого государства в государстве, – делал вывод Достоевский.
Можно ли говорить о том, что высказывания древних еврейских пророков устарели и не оказывают влияния на современное иудейское право. Нет, такая точка зрения будет неверной. Даже в декларации независимости Израиля, принятой в 1948 году, закреплено положение: «Государство Израиль основано на принципах свободы, справедливость и мира в их понимании израильскими пророками».
Отличительным признаком иудейского права является его рациональный характер. Мусульманство можно принять, еврей может принять, например, христианство. Иудеем нельзя стать, им можно только родится. Иудейское право не претендует на универсальную или территориальную законность. Оно является персональным правом каждого и всех евреев, независимо от их места постоянного проживания, гражданства и даже веры. Ибо еврей даже
<< | >>
Источник: Широков А.Т.. Общая теория государства и права: курс лекций/А.Т. Широков. – Мн.:Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь,2005. – 210 с.. 2005

Еще по теме Иудейское право:

  1. Система права
  2. Понятие и виды правовых систем
  3. Параграф второй. Методология общего сравнительного правоведения
  4. Природа права имеет религиозно-нравственную основу. В отрыве от религии и нравственности право становится юриспруденцией, лояльной перед любой силой
  5. Обзор классификаций правовых систем
  6. 4. Основные правовые семьи
  7. Глава 1. ИУДЕЙСКОЕ ПРАВО
  8. Специфические черты иудейского права
  9. Правовая система Израиля
  10. § 2. Типология правовых систем современного мира: основные концепции
  11. § 3. Семья религиозного права (мусульманское право)
- Административное право зарубежных стран - Гражданское право зарубежных стран - Европейское право - Жилищное право Р. Казахстан - Зарубежное конституционное право - Исламское право - История государства и права Германии - История государства и права зарубежных стран - История государства и права Р. Беларусь - История государства и права США - История политических и правовых учений - Криминалистика - Криминалистическая методика - Криминалистическая тактика - Криминалистическая техника - Криминальная сексология - Криминология - Международное право - Римское право - Сравнительное право - Сравнительное правоведение - Судебная медицина - Теория государства и права - Трудовое право зарубежных стран - Уголовное право зарубежных стран - Уголовный процесс зарубежных стран - Философия права - Юридическая конфликтология - Юридическая логика - Юридическая психология - Юридическая техника - Юридическая этика -