<<
>>

Источники мусульманского права

Мусульманское право в основном базируется на 4-х источниках: Коран, Сунна, Иджма, Кияс (Кийас).

1. Незыблемой основой шариата является главная священная книга мусульман – Коран.

Он имеет различные названия: Китаб, Мубин, Карин, Калам и др. Всего зафиксировано 55 названий Корана. Основные положения Корана были собраны и записаны спустя более двух десятилетий после смерти пророка Магомета. Уже тогда он был объявлен священной книгой, продиктованной Аллахом самому пророку Магомету. Коран содержит различные проповеди, обрядовые и юридические установления, молитвы и заклинания, назидательные рассказы и притчи.

В Ортодоксальном исламе существует положение о недопустимости перевода Корана на другие языки. Уже в X– XII вв. Коран был переведен на тюркские языки, затем и на европейские. В России Коран был издан на русском языке в начале 18в.

Наряду с религиозно-нравственными предписаниями, Коран содержит и правовые нормы. В нем от имени Аллаха сказано: «Мы ниспослали его «Коран», как арабский судебник». Около 250 положений Корана имеют значение правовых норм, которые носят преимущественно общий характер. В силу этого Коран не мог являться единственным источником мусульманского права.

2. Второй по важности источник мусульманского права – СУННА. Арабское слово «сунна» имеет множество значений – обычай, нрав, традиции, образ жизни. В отличие от Корана, содержащего отдельные высказывания Аллаха Магомету, Сунна является сборником адатов (ар. Обычаев), традиций, увязанных с действиями и словами самого пророка Магомета. Они были воспроизведены и записаны в 7- 9 вв.

Сунна состоит из нескольких тысяч рассказов, т.е. преданий о поступках и изречениях Магомета. В нее включены и его решения по судебным делам, которые сохранились в памяти его сподвижников, учеников и последователей. Сунна является дополнением к Корану в области права и применяется тогда, когда в Коране нет специальных указаний на разрешение тех или иных казусов из юридической жизни.

Сунна, так же как и Коран, не содержит в себе каких бы то ни было нормативных положений, четких указаний на права и обязанности сторон. В силу этого при рассмотрении конкретных дел судьи предпочитали обращаться к «книгам права», толкованиям известных юристов, нежели к Корану и Сунне.

3. К таким источникам относится Иджма (единодушное мнение, консенсус). Иджма представляет собой согласованное единодушное мнение знатоков ислама об обязанностях правоверных, общее мнение по вопросам, не урегулированных ни Кораном, ни Сунной.

Древние знатоки богословия и права при выработке Иджмы исходили из двух императивов:

единства и непогрешимости мусульманского общества;

чистоты и непоколебимости мусульманской веры.

Значение Иджмы состоит в том, что она позволила самостоятельно комментировать мусульманские законы, решать спорные дела, даже по-новому толковать предписания Корана и Сунны и более того – заменять отдельные правила поведения другими более рациональными.

Со ссылкой на Иджму мусульманская юриспруденция нередко освещает новые решения по важным вопросам общественной жизни, которые ранее считались недопустимыми.

4. Важным источником мусульманского права является Кияс (от арабского – сравнение, т.е. решение дел по аналогии). Суть Кияса заключается в применении установленных Кораном, Сунной и Иджмой предписаний к новым, не предусмотренных этими источниками права, случаям. Исследователи юристы указывают на ограниченный характер решения дел по аналогии.

Кроме перечисленных источников права в исламе, некоторые исследователи называют законы, административные акты органов государственной власти, обычаи и соглашений. Другие ученые считают, что они не являются источниками права, но играют роль в эволюции права. Следует отметить, что в мусульманском праве еще в 10 веке закреплена догма: ислам не признает право власти изменять мусульманское право. Власть может издавать только административные акты, в пределах допускаемых мусульманским правом, и не нарушая его.

Следует различать также мусульманское право и право мусульманских государств. Ни одно государство не руководствуется исключительно мусульманским правом, хотя в принципе его авторитет является бесспорным.

<< | >>
Источник: Широков А.Т.. Общая теория государства и права: курс лекций/А.Т. Широков. – Мн.:Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь,2005. – 210 с.. 2005

Еще по теме Источники мусульманского права:

- Административное право зарубежных стран - Гражданское право зарубежных стран - Европейское право - Жилищное право Р. Казахстан - Зарубежное конституционное право - Исламское право - История государства и права Германии - История государства и права зарубежных стран - История государства и права Р. Беларусь - История государства и права США - История политических и правовых учений - Криминалистика - Криминалистическая методика - Криминалистическая тактика - Криминалистическая техника - Криминальная сексология - Криминология - Международное право - Римское право - Сравнительное право - Сравнительное правоведение - Судебная медицина - Теория государства и права - Трудовое право зарубежных стран - Уголовное право зарубежных стран - Уголовный процесс зарубежных стран - Философия права - Юридическая конфликтология - Юридическая логика - Юридическая психология - Юридическая техника - Юридическая этика -