<<
>>

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РУССКОЙ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ В КИЕВСКОЙ РУСИ

 

I

невская Русь представляла собой первоначальную ступень в создании и дальнейшем развитии русской национальной государственности. «Государство восточных славян с центром в Киеве («Киевское государство»)' было одним из самых больших государств в средневековой Европе»1.

Политическая культура и идеология Киевской Руси явились тем фундаментом, на котором стала формироваться русская политико-юридическая культура последующих эпох.

В X—XI вв. в экономической, социальной и политической структуре Киевского государства произошли серьезные изменения, позволяющие в конечном счете характеризовать его тип как феодальный2.

Основой производственных отношений в нем являлись феодальная собственность на землю и определяемые ею отношения, предполагавшие закабаление земледельца, В. И. Ленин отмечал, что «землевладельцы кабалили смердов еще во времена „Русской Правды"»3.

Классовая структура общества характеризовалась наличием племенной дружины и других социальных групп населения, юридическое положение которых определялось различными формами феодальной зависимости (смерды^ закупы, холопы и т. п.), нашедшей свое законодательной выражение в праве.

Административно-управленческие функции великого киевского князя распространялись непосредственно на киевскую землю. Аналогичные функции выполняли племенные князья или князья-наместники, назначаемые великим киевским князем. Форма осуществления власти была близка по своему содержанию к раннефеодальным монархиям в Западной Европе.

Во главе этой структуры стоял великий киевский князь, принимавший решения совместно с советом, в состав которого входили дружинники и представители родоплемеиной знати. Каждый город имел свое вече. При великом князе складывался, постепенно усложняясь, финансово-административный аппарат, который уже в X в. представлял собой довольно разветвленную организацию с функциональными органами центрального и местного управления.

Принятие и распространение христианства также активно содействовало укреплению феодальных отношений, ибо «церковь выступала в качестве идеолога и символа того нового, что нес с собой феодальный строй»4, а ее роль в феодализации общества в основном распространялась на идеолого-политическую и судебную сферы.

Значительным экономическим и культурным подъемом отмечено время правления великого киевского князя Ярослава Мудрого (1019—1054). Он предпринял ряд серьезных мероприятий по укреплению суверенности и независимости русского государства, сосредоточению полноты власти в своих руках. С его именем связана первая кодификация и инкорпорация русского правового материала, приведшая к созданию законодательного корпуса — Русской Правды, а также введение Церковного Устава, в котором наряду с византийскими каноническими положениями приводились и нормы местного русского права.

Великому князю удалось стать полным самовластцем Русской земли5.

При Ярославе велось большое строительство в древней столице, росла книжная культура и образованность. Он не только сам любил и ценил книгу («к книгам прилежа и почитая е в нощи и во дне»), но и собирал вокруг себя образованных людей — переводчиков и писателей, с чьей помощью «насеял книжными словесы сердца верных людий». Результатом этого, как отметил летописец, явилось распространение книжного учения6.

На Руси были широко известны византийские и южнославянские памятники права, различные канонические Сборники, содержащие непосредственно правовой материал и комментарии к нему, отражающие достигнутый в этих странах уровень юридического мышления и общую правовую культуру в целом7.

К этому времени относится и зарождение отечественной письменной литературы, разнообразной как по тематике, так и формам изложения. Складывается летописная традиция, возникает агиографический цикл (Жития, Патери-

кй), создаются публицистические произведения, формулирующие политические идеалы. В описаниях путешествий русских людей в различные страны («Хождениях») наряду с географическими, этнографическими и историческими сведениями дается характеристика политико-правовых институтов.

Расцвет книжной образованности в середине XI в. стимулировал рост национального самосознания и появление политической литературы, концептуально оформившей политические и правовые идеи8.

Исследователи справедливо отмечают, что время княжения Ярослава отмечено большой работой общественной мысли, нашедшей свое выражение в различных письменных памятниках9, в которых разрешались на основе традиционного материала наиболее насущные политические проблемы: происхождение государства, условия возникновения правящей династий, единство и суверенность политической власти, организация наилучшей формы правления {возможность и даже необходимость ограничения власти великого князя тем или иным видом совещательного органа: совет дружины, совет бояр и т. п.), законность реализации высших властных полномочий. Выяснялись также взаимоотношения между князьями и в особенности великим киевским князем и его вассалами, между светской и церковной властями, определялись перспективы развития внешней политики. Разрешались теоретические вопросы, связанные е такими понятиями, как «закон» и «истина», исследовалась взаимосвязь данных категорий, вырабатывалась специальная юридическая терминология, сыгравшая впоследствии немалую роль в оформлении традиционной национальной терминологической культуры и юридической техники.

Рассмотрение такой проблематики возможно было на базе серьезных достижений в области политико-правовой культуры.

<< | >>
Источник: Золотухина Н.М.. Развитие русской средневековой политико-правовой мысли.—М., Юрид. лит., 1985,—200 с.. 1985

Еще по теме СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РУССКОЙ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ В КИЕВСКОЙ РУСИ:

  1. 2. Символизм как: специфический способ выражения политико-правовой коммуникации в Древней Руси
  2. Глава V«РУССКАЯ ИДЕЯ», ИЛИ СВЕРХЗАДАЧА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (Вместо заключения)
  3. 1. Развитие русской философии в XI–XVII вв.
  4. СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ 
  5. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РУССКОЙ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ В КИЕВСКОЙ РУСИ
  6. 1. ПЕРВЫЙ РУССКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТРАКТАТ — «СЛОВО О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ» КИЕВСКОГО ПИСАТЕЛЯ XI В. ИЛАРИОНА
  7. 3. ОБРАЗ ИДЕАЛЬНОГО ПРАВИТЕЛЯ В ПРОИЗВЕДЕНИИ ДАНИИЛА ЗАТОЧНИКА
  8. 1. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ МАКСИМА ГРЕКА
  9. Очерк 1. Восприятие славянского расселения в Восточной Европе и межэтнических противоречий в Повести временных лет: к вопросу об этническом самосознании и особенностях фольклорной и книжной традиции в Древней Руси
  10. Философия и становление национального самосознания
  11. § 2. Становление древнерусскогоправового мышления • и его характерные черты
  12. § 4. Реформа смертной казни при Владимире I как показатель зрелости правовой политики и правового мышления конца X в.
- Административное право зарубежных стран - Гражданское право зарубежных стран - Европейское право - Жилищное право Р. Казахстан - Зарубежное конституционное право - Исламское право - История государства и права Германии - История государства и права зарубежных стран - История государства и права Р. Беларусь - История государства и права США - История политических и правовых учений - Криминалистика - Криминалистическая методика - Криминалистическая тактика - Криминалистическая техника - Криминальная сексология - Криминология - Международное право - Римское право - Сравнительное право - Сравнительное правоведение - Судебная медицина - Теория государства и права - Трудовое право зарубежных стран - Уголовное право зарубежных стран - Уголовный процесс зарубежных стран - Философия права - Юридическая конфликтология - Юридическая логика - Юридическая психология - Юридическая техника - Юридическая этика -