<<
>>

Типы права и правовые системы (семьи)

Правовую систему можно определить как целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижения своих целей.

Это понятие выражает важную идею: право есть комплекс; составляющие его элементы соединены между собой не случайным образом, а необходимыми связями и отношениями; все юридические явления данного общества, существующие в одно и то же время и на одном пространстве, связаны отношениями общности, которые и объединяют их в систему.

Исторически в каждой стране действуют свои правовые обычаи, традиции, законодательство, юрисдикционные органы, сформировались особенности правового менталитета, правовой культуры. Правовое своеобразие стран позволяет говорить об их самобытности, о том, что каждая из них образует свою правовую систему. Существует несколько критериев классификации правовых систем различных государств.

Во-первых, общность генезиса. Системы связаны между собой исторически, имеют общие государственно-правовые корни.

Во-вторых, общность источников, форм закрепления и выражения норм права. Речь идёт о внешней форме права, о том, где и как фиксируются его нормы, об их роли, значении, соотношении.

В-третьих, структурное единство, сходство. Правовые системы стран, входящих в одну правовую семью, должны обладать сходством структурного построения нормативно-правового материала. Как правило, это находит выражение на микроуровне – на уровне строения нормы права, её элементов, а также на макроуровне – на уровне строения крупных блоков нормативного материала (отраслей, суботраслей, других подразделений).

В-четвёртых, общность принципов регулирования общественных отношений. В одних странах это идеи свободы субъектов, их формального равенства, объективности правосудия и т.д., в других – теологические, религиозные начала, в третьих – социалистические, национал-социалистические идеи.

В-пятых, единство терминологии, юридических категорий и понятий, а также техники изложения и систематизации норм права.

С учётом изложенного выше в науке выделяют следующие правовые системы (семьи): романо-германскую, англосаксонскую, религиозно-правовые, социалистическую, систему обычного права.

Семья романо-германского права сформировалась в континентальной Европе, сложилась на традициях римского права. Романо-германское право в значительной мере результат идей, конструкций, институтов римского права, модифицированных применительно к новым условиям, результат рецепции римского права. Особенности этой правовой семьи представляются в ряде моментов. Норма права здесь выступает в качестве достаточно общего правила, число казуистических норм не велико. Общий характер нормы позволяет охватить регулированием большой круг общественных отношений, в значительной мере избежать пробелов. Основным источником права являются нормативные акты, ведущее место среди которых занимают законы как акты, принятые высшим законодательным органом и имеющие верховенство над другими актами. Структура права характеризуется делением права на частное и публичное, а также на отрасли и отдельные институты. Юридическая техника, терминология, толкование во многом несут печать тех же традиций, важное значение здесь придаётся кодификации. Суды лишены правотворческих полномочий, их задача – разрешать конкретные юридические дела на основе закона; суды имеют право толковать законы.

Семья англосаксонского (общего) права возникла в Англии, в последствии распространилась на бывшие доминионы и колонии Англии. Как единая система англосаксонское право стало складываться с момента завоевания Англии Вильгельмом Завоевателем (1060 год). Римское право не оказало влияние на эту систему, хотя римляне и правили Британией почти пять веков. Основным источником права здесь является судебный прецедент, в качестве которого выступают решения только высших судебных инстанций. Правило прецедента, действующее в этих системах, носит императивный характер и гласит: дело решать так, как аналогичное дело было решено раньше.

Нормы права в англосаксонской правовой семье носят весьма детальный, казуистический характер, так как формулируются в виде прецедентов при решении конкретных казусов. В статутах нормы права, как в романо-германских системах, выступают в виде правил более общего характера, однако, как уже отмечено, они должны конкретизироваться в прецедентах. Система англосаксонского права не знает деления на право частное и публичное, всё право является публичным, следовательно, все нормы носят императивный характер. В рассматриваемых системах значительна роль судов, которые обладают большой самостоятельностью. Велика их роль в формировании права путем прецедентов.

Мусульманское право – разновидность религиозного права, распространяется только на лиц, исповедывающих ислам. Исламское право не следует отождествлять с правом мусульманских стран. Во многих из них действует светское право, в других – мусульманское право хотя и действует, но в определённых ограниченных пределах. В странах, где мусульманская идеология объявлена государственной (исламские государства), роль мусульманского права значительна. Источниками мусульманского права являются коран, сунна, иджма, кияс.

Коран – священная книга мусульман, содержит в себе высказывания Аллаха, данные Мухаммеду (Магомету), последнему из его посланцев и пророков.  Сунна – собрание преданий (адатов) о жизни, поступках, высказываниях пророка Мухаммеда и его ближайших сподвижников. Коран и сунна не подлежат толкования, так как они уже истолкованы авторитетами, докторами ислама в IX веке. Иджма – нормы, сформулированные по единодушному согласию мусульманских учёных, наследников пророка. Кияс – нормы, сформулированные учёными исламскими правоведами по аналогии. Нормы права рассматриваются в этой правовой семье как божественное откровение, веление Аллаха. Одни из них выступают как нормы-принципы, мало пригодные для применения, другие как достаточно конкретизированные, адаптированные к существующим условиям. Все поступки мусульманское право делит на обязательные, запрещаемые, рекомендуемые, порицаемые и безразличные.

Среди них не видим дозволенного поведения, следовательно, нет и дозволительных норм.

Структура мусульманского права своеобразна. Здесь нет деления на право частное и публичное, но существует определённая интеграция однородных норм в соответствующие блоки (отрасли).

Семья традиционного (обычного) права – наиболее архаичная из существующих правовых систем. Главная особенность данной семьи в том, что основным источником права является обычай (традиция).

Подобные правовые системы сохранились в ряде государств Африки; а территории проживания находящихся в догосударственном состоянии племён Южной Америки; Индонезии и Папуа-Новой Гвинеи; на островах Океании.

Также к особенностям данной правовой семьи можно отнести следующее.

неписаный (некодифицированный) характер права;

основу обычаев составляют моральные, философские, юридические нормы, а также мифология;

сосуществование отдельно друг от друга «цивилизованной» правовой системы и традиционной (Индонезия, Бразилия), признание государством за племенами, не интегрированными в государственную жизнь права творить правосудие опираясь на свои обычаи;

регулирование обычаями, как правило, поведения коллектива, а не отдельного индивида;

коллективная ответственность группы за правонарушение, совершённое её членом;

осуществление правосудия непосредственно потерпевшим либо мудрецами, жрецами, вождями;

архаичность многих обычаев;

уклон в сторону примирения, а не наказания при незначительных правонарушениях;

В настоящее время различные правовые семьи взаимодействуют друг с другом, перенимая некоторые элементы посредством структурных, идеологических, функциональных, процессуальных связей.

<< | >>
Источник: Петров А.В.. Теория государства и права. Учебное пособие. Челябинск, 2002. 2002

Еще по теме Типы права и правовые системы (семьи):

  1. 13. Правовые системы. Типология правовых систем.
  2. ТЕМА 7. ПРАВО В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ
  3. Вопрос № 3. Англо-американская правовая семья, или семья «общего права».
  4. Основные правовые системы современности
  5. 4. Правовые системы социалистических государств Азии
  6. Приложения1. Программа учебного курса «Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности)»Общая часть Введение в теорию и историю сравнительного правоведенияТема 1. Сравнительное правоведение: метод, наука, учебная дисциплина
  7. Место сравнительного правоведения в системе юридических наук
  8. 4. Основные правовые семьи
  9. Место скандинавского права на правовой карте мира
  10. § 5. Семья обычного права
- Административное право зарубежных стран - Гражданское право зарубежных стран - Европейское право - Жилищное право Р. Казахстан - Зарубежное конституционное право - Исламское право - История государства и права Германии - История государства и права зарубежных стран - История государства и права Р. Беларусь - История государства и права США - История политических и правовых учений - Криминалистика - Криминалистическая методика - Криминалистическая тактика - Криминалистическая техника - Криминальная сексология - Криминология - Международное право - Римское право - Сравнительное право - Сравнительное правоведение - Судебная медицина - Теория государства и права - Трудовое право зарубежных стран - Уголовное право зарубежных стран - Уголовный процесс зарубежных стран - Философия права - Юридическая конфликтология - Юридическая логика - Юридическая психология - Юридическая техника - Юридическая этика -