<<
>>

§ 2 Юридико-теоретические и конкретно-эмпирические методы изучении правопорядка

Если в предыдущем параграфе речь шла о направлениях исследования правового порядка, то в настоящем параграфе мы постараемся ооосповагь необходимость конкретных методов, методик, при помощи которых

В работах по методологии науки указывается, что ни один объект, ни одна система не существуют в своих очерченных раз и навсегда границах, выделенные из ряда других объектов и систем.

Это всегда масса разнообразных и разнородных составляющих, поэтому прежде чем определить тот или иной объект, необходимо ограничить его от Других сходных с ним2, в частности, сформулировать правильное и четкое понятие объекта.

Методология познания нрава связана как с анализом понятий, уже употреблявшихся в юридической литературе, так и с введением в научный арсенал новых категорий, потребность в которых диктуется условиями непрерывного развития права и науки о нем.

К сожалению, методологическому значению научных понятий не всегда уделяется соответствующее внимание. Иногда без должной аргументации объявляется «устаревшим» существующее в науке понятие;

43

либо понятие, отражающее собой одно свойство государства или права, употребляется для характерне тики другого свойства, неравно значної о первому, и.д. Научное познание не должно, разумеется, сводиться только к поискам понятий, определений, которые в определенной степени все! да ус­ловны, однако не следует необоснованно умалять их роль.

Научное понятие, будучи отражением действительности должно быть столь же подвижным и гибким, как тот предмет либо процесс, обобщением которого оно является. Это требование тем более относится к познанию таких постоянно развивающихся и изменяющихся феноменов как право и основанный на нем правопорядок.

Когда заходит речь о методологии теории права, часто возникает во­прос: какие методы используются наиболее часто или являются собственно методами общей теории права, отличаясь от общих методов юридической науки?

Действительно многие методы познания универсальны, но степень модификации того или иного метода применительно к предмету познания и качественные особенности, приобретаемые им в силу этого становятся настолько сильными, отличительными, что наступает момент, когда можно говорить об определенном методе как о самостоятельном способе познания государства и права, хотя подобный метод успешно применяется и в другой науке.

Для общей теории права — это методы сравнительного правоведения, формально-юридический, а также методы толкования права, конкретных правовых исследований и т.д.

Вся история развития науки подтверждает, что ни одна из наук, даже самая конкретная, не может ограничиться одним методом познания. Каждая наука имеет свою методологию, состоящую из основополагающего философского метода, обще- и частнонаучных методов.

Под методологией права понимается применение обусловленной фило­софским мировоззрением совокупности определенных теоретических

44

принципов, категорий, логических приемов и специальных методов

„ I исследования государственно-правовых явлении .

В приведенном определении отражены основные элементы, составляющие методологию права. Хотелось бы обратить внимание на важность философского подхода, философского мировоззрения. Именно философия обеспечивает базу, основу понимания общих принципов развития права, это своего рода ключ к его познанию.

Только с учетом законов единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания, перехода количественных изменений в качественные, а также благодаря использованию таких диалектических категорий, как сущность и явление, содержание и форма, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность, можно правильно осмыслить и проанализировать природу большинства правовых явлений*.

Обобщая данные всех наук, охватывая мир единой системой понятий, принципов, законов и категорий, философия как цельная мировоззренческая наука, выступает в качестве мировоззренческой основы познания всех явлений природы и общества, в том числе права и правового порядка.

Общественную жизнь философия научно объясняет как целостный естественно-исторический процесс, что позволяет верно определить место и роль права в этом процессе и таким образом понять его сущность и содержим ие.

Прямое отношение к анализу правового порядка имеет іребование философии изучать предметы и явления в развитии, с учетом изменений.

Во-первых, потому, что «жизнь» права сама по себе предполагает действие и, стало быть определенное движение; во-вторых, рассмотрение

1 Общая теория права и государства Иол ред.

H B- Лазарева M.,1999. С. 26. ,π,.n,.1.

2 Кучинский BA. О соотношении рашичных моголов в правовом исследовании Некоторые вопросы советской правовой науки, Кишинев 1968. L .8.

45 права только в статике, без учета развития, даст несколько одностороннее представление о сто роли в жизни оошества. Подобный подход ошамал оы скорее изучение пассивного бытия, чем действия права.

Философия — это поистине универсальная методология, охватывающая наиболее общие закономерности развития природы, общества и мышления, но она, в свою очередь, не может развиваться, не обращаясь к данным конкретных наук. Развиваясь, философия и специальные науки «идут навстречу друг другу»: философия становится все больше, приближается к потребностям развития специальных наук, последние же, в свою очередь, приобретают философское содержание, начиная разрешать проблемы об щеме то дол Oi и чес кого характера» .

Первые две научные теории являются методологическими. Причем исторический материализм выполняет методологическую функцию по отношению как к общей теории государства и права, так и к отраслевым юридическим наукам, а общая теория государства и права имеет методологическое значение лишь для отраслевых наук.

В философской литературе иногда можно встретить высказывания, сводящие методологию любой науки лишь к конкретизации всеобщего философского метода. C этой точки зрения не существует частнонаучной методологии, а методологические вопросы конкретных наук в сущности являются философско-логическими вопросами, исследовать которые должны только философы.

Подобные взгляды не могут не вызвать возражения. Многие исследователи проблем методологии науки приходят к выводу, что методология — это область знаний, с различными уровнями анализа о не рацио н ал ьной стороны научно-исследовательской деятел ьности.

общегносеологическим (философским), специально-научным,

1 Копнин H В Диалектика как логика. Киен. 1468. С. 442.

2 См.

например: Бычков Λ.K ao∣∣poes о систоме методологии н методой в дчаюкточеекой цинке

Jliкалекгнка и логика научного познания. М.J466.

46 психологическим, логическим, дисциплинарным и т.п.

Методология - - это в известном смысле специальный раздел теории познания, представляющий собой логическое обобщения исторического пути, средств и приемов научно-исследовательской деятельности в различных областях. По своему содержанию методология не может быть выработана без конкретно-исторического анализа развития научной проблематики, понятийных систем, средств и т.д. в различных отраслях пауки.

Было бы неправильно полагать, что поскольку иод методологией понимается мировоззренческая основа науки, система идей, то методы познания не имеют к ней отношения. Составным элементом методологии является учение о методах познания. В известном смысле любая теория играет кроме всего прочего роль метода познания, ибо указывает путь исследования и определяет его цели. 11ри этом учение о методах познания не

I

исчерпывае т содержания методологии .

Не случайно метол называют двигателем науки, залогом ее успешного развития, объединяющим началом, благодаря которому наука и становится системой знаний, способной, к развитию и обогащению новыми

2

принципами, идеями и видами .

«Сила метода состоит в том, что он позволяет исследователю ориентироваться в фактическом материале, анализировать и синтезировать его, научно обобщать»1.

Диалектико-материалистический метод раскрывает наиболее общие закономерности движения человеческой мысли к истине, концентрируя все наиболее важное и существенное, что содержится в других методах, включает в себя их богатство, так же как всеобщее впитывает особенное и

i JiiHfT T в. о месіє менЩО'Югии HUVK11 В системе современно!о научного погнания '1 Іроблемьі диалектики: Co Ci . Вып 4.jγ1.. 1974. С. 38.

1 См Ке шин I1 C Ленинская теория о тражения и меч ι>∙ιoj∣ι ические проолемы совечскои криминалистики

M.. 1970. С. 47 „ _

<< | >>
Источник: Казаков Владимир Николаевич. ПРАВОВОЙ ПОРЯДОК В ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ. ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени доктора юридических наук. Москва - 2003. 2003

Еще по теме § 2 Юридико-теоретические и конкретно-эмпирические методы изучении правопорядка:

  1. 1.4. Специальная методология юридической психологии
  2. Введение
  3. § 1.1 Понятие правосознания в различных школах права
  4. СОДЕРЖАНИЕ
  5. § 2 Юридико-теоретические и конкретно-эмпирические методы изучении правопорядка
  6. §1. Проблема правового порядка в юридической теории
- Административное право зарубежных стран - Гражданское право зарубежных стран - Европейское право - Жилищное право Р. Казахстан - Зарубежное конституционное право - Исламское право - История государства и права Германии - История государства и права зарубежных стран - История государства и права Р. Беларусь - История государства и права США - История политических и правовых учений - Криминалистика - Криминалистическая методика - Криминалистическая тактика - Криминалистическая техника - Криминальная сексология - Криминология - Международное право - Римское право - Сравнительное право - Сравнительное правоведение - Судебная медицина - Теория государства и права - Трудовое право зарубежных стран - Уголовное право зарубежных стран - Уголовный процесс зарубежных стран - Философия права - Юридическая конфликтология - Юридическая логика - Юридическая психология - Юридическая техника - Юридическая этика -