<<
>>

Методы познания (общелогические, эмпирические и теоретические)


Метод познания — это творческая лаборатория субъекта познания. Он определяется природой объекта и уровнем его освоения.
Посему можно выделить общелогические приемы познания, методы чувственного и рационального уровней познания.

Общелогические приемы познания
Традиционно к общелогическим приемам познания относят: анализ и синтез; абстрагирование; обобщение; индукцию и дедукцию; аналогию и моделирование. Это приемы, присущие человеческому познанию в целом. На их базе осуществляется производство нового научного знания. Они успешно применяются и на уровне обыденного сознания.
Анализ и синтез
Первоначально у субъекта познания складывается общая картина исследуемого объекта с нулевым представлением о его внутренней структуре, составляющих его элементах и связях между ними. Хотя именно знание внутренней структуры является предпосылкой раскрытия сущности объекта.
Постепенно гносеологическое отношение обогащается конкретными представлениями о существенных признаках объекта, связи элементов его структуры. Чтобы получить эти представления, субъект познания мысленно или практически расчленяет объект на его составляющие, а затем изучает их, выделяя признаки и свойства, связи и отношения, выявляя их роль в системе целостного объекта. Затем части сводятся в единое целое, а субъект получает конкретно-общее представление о сущности объекта. Эта задача решается с помощью анализа и синтеза.
Анализ — это мысленное расчленение целостного объекта исследования на его составляющие с целью их всестороннего изучения.
Синтез — это восстановление целостности объекта посредством соединения ранее выделенных признаков, свойств, сторон, отношений в единое целое.
Объективной предпосылкой аналитико-синтетической деятельности человеческого познания является структурность природы, ее способность к процессам объединения и разъединения, созидания и разрушения. Природа дает человеку наглядные уроки анализа и синтеза, а человек усваивает их в процессе практического освоения мира. В этом смысле анализ и синтез являются самыми простыми приемами познания и в то же время самыми универсальными. Они успешно применяются на всех уровнях и во всех формах гносеологического отношения в системе «субъект-объект».
Абстрагирование
Абстрагирование — мысленное отвлечение от тех или других сторон, свойств, связей объекта исследования с целью выделения тех существенных признаков, которые интересуют исследователя.
Процесс абстрагирования включает два этапа: установление относительной самостоятельности отдельных свойств, отношений; выделение этих свойств в качестве самостоятельного объекта исследования, замещение их особыми знаками.
Абстрагирование — универсальный прием, без которого немыслимы как обыденное, так и научное познание. Этот прием позволяет осуществить переход от единичного к общему, превратить объект исследования в логическую категорию. Такой переход чреват возможными заблуждениями, но если он осуществляется по правилам логики и под контролем практики, то он может обеспечить кратчайшую дорогу к истине.
Обобщение
Обобщение как прием познания продолжает операцию абстрагирования. Когда в рамках гносеологического отношения абстрагируется какой-то существенный признак, то возникает основание для объединения объектов, носителей этого признака, в единый класс.
Обобщение — это такой прием познания, в ходе которого устанавливаются общие свойства и признаки родственных объектов, устанавливается их общность.
Обобщение позволяет осуществить переход от менее общего понятия или суждения к более общему.
Расширяя общность в направлении формирования более общих понятий, можно выйти на уровень предельно общих понятий, операциональная значимость которых на несколько порядков выше единичных понятий. Так, многочисленные исследования подготовили эмпирический материал, который после обобщения был положен в основу теории клеточного строения. Понятие «клетка» стало отправной точкой отсчета исследования живых организмов.
Установление факта сходства обеспечивает возможность перехода от частного к общему и экстраполяции знания общего на единичное.
Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
<< | >>
Источник: Кальной И. И.. Философия.              Учебное пособие.              - Симферополь: Бизнес-Информ, 2002. - 448 с.. 2002

Еще по теме Методы познания (общелогические, эмпирические и теоретические):

  1.   § 50. Структура научного познания  
  2.   ЗАДАЧИ ПОЗИТИВИЗМА И ИХ РЕШЕНИЕ 1868  
  3.   ТИПИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ФИЛОСОФИИ (Научное мировоззрение и философия)  
  4. Гносеологическое отношение и его специфика.
  5. Методы познания (общелогические, эмпирические и теоретические)
  6. Категории целостности
  7. ЛОГИКА, МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  8. 1.7. Виды методов теории государства и права
  9. Методы политологии
  10. Методология ТГП. Общенаучные и частные методы в изучении государства и права
  11. 5. Логика, методология и методы научного познания
  12. Общелогические методы познания
  13. Научные метопы эмпирического исследования
  14. 3. Методы научного исследования
  15. § 5. ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  16. III. Общелогические методы и приемы исследования.
  17. ВВЕДЕНИЕ