<<
>>

§ 43 ОБ ИСКУССТВЕ ВООБЩЕ


1) Искусство отличается от природы, как делание (facere) от деятельности или дейст вования вообще (agere), а продукт или результат искусства от продукта природы – как произведение (opus) от действия (effectus).
Правильнее было бы называть искусством лишь созидание посредством свободы, или произвола, полагающего в основу своих действий разум.
Ибо хотя продукт пчел (правильно построенные соты) многие склонны называть произведением искусства, но происходит это только по аналогии с ним; как только вспоминают, что пчелы исходят в своем труде не из соображений собственного разума, сразу же говорят – это продукт их природы (инстинкта) и относят его в качестве искусства к их творцу.
Когда при обследовании торфяного болота находят, как это часто случается, обтесанный кусок дерева, то говорят, что это продукт не природы, а искусства; производящая его причина мыслила определенную цель, которой он обязан своей формой. Вообще искусство видят во всем, созданном таким образом, чтобы представление о нем как его причина предшествовало его действительности (даже у пчел), без того, чтобы действие этой причины могло мыслиться; если же что либо называют собственно произведением искусства, чтобы отличить его от действия природы, то под этим всегда понимают творение человека.
2) Искусство как мастерство человека отличают и от науки (умение от знания), как практическую способность от теоретической, как технику от теории (как землемерное искусство от геометрии). И то, что человек может сделать, если только знает, что должно быть сделано, и ему, следовательно, достаточно известно, в чем должно заключаться желаемое действие, не называют искусством. Лишь то, что даже при совершеннейшем знании все таки не сразу достигается умением, относится к искусству. Кампер очень точно описывает, каким должен быть наилучший башмак, но, конечно, сам его сшить не мог.
3) Искусство отличается и от ремесла: первое называется свободным, второе может называться и оплачиваемым искусством. Первое рассматривают как нечто такое, что только в качестве игры, то есть занятия, самого по себе приятного, может оказаться (удаться) целесообразным; второе – как работу, то есть как занятие, само по себе неприятное, привлекательное лишь своим результатом (например, оплатой), к которому по , этому можно принуждать. Следует ли считать в цеховой табели о рангах часовщиков художниками, а кузнецов. ремесленниками, – этот вопрос требует иной точки S зрения и оценки, чем та, которую мы здесь избрали, а именно соотношения талантов, которые должны лежать в основе того или другого занятия. Я не буду здесь говорить о том, не следует ли и некоторые из семи так называемых свободных искусств относить к наукам, другие же приравнять ремеслам. Однако полезно напомнить, что во всех свободных искусствах все таки требуется нечто принудительное, или, как это называют, механизм, без чего дух, который должен быть в искусстве свободным и только привносит жизнь в творение, вообще не имел бы тела и должен был бы полностью испариться (например, в поэзии – правильность языка и его богатство, а также просодия и размер стиха); ведь некоторые новые воспитатели полагают, что они будут наилучшим образом содействовать свободному искусству, если устранят в нем всякое принуждение и превратят его из труда в простую игру.
<< | >>
Источник: Иммануил Кант. Критика способности суждения. 1994

Еще по теме § 43 ОБ ИСКУССТВЕ ВООБЩЕ:

  1. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА
  2. Искусственная радиоактивность
  3. Плутоний - первый искусственный элемент, увиденный человеческим глазом
  4. ИСКУССТВА (механические искусства, ремесла). 
  5. ГЛАВА VIII Противопоказания к производству искусственного аборта Проф. М. Г. Сердюков
  6. Естественные и искусственные ядерные превращения
  7. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ИСКУССТВА К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ (ДИССЕРТАЦИЯ)
  8. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ИСКУССТВА К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
  9. Искусство = поклонники + таланты
  10. Глава 1 Является ли справедливость естественной или искусственной добродетелью?
  11. § 43 ОБ ИСКУССТВЕ ВООБЩЕ
  12. Естественные и искусственные потребности