<<
>>

§18. Некоторые соображения, относящиеся к памяти вообще.

Мы уже упомянули, что характер воображения зависит от свойства памяти. Для воспроизведения пережитых впечатлений мыслителем необходи-ма память, причем именно такая, которая могла бы вызвать именно того рода впечатления, которые относятся к области его мышления.

Музыкальное воображение не может существовать без музыкальной памяти. Математическое воображение не может быть без математической памяти. Поэтому вполне естественно, коснувшись специфических свойств математического воображения, перейти к анализу математической памяти.

Этому анализу мы предпосылаем некоторые соображения, относящиеся к памяти вообще. Необходимым условием мышления во всех его разновидностях является память, которая, как цемент, связывает различные звенья мыслительного процесса,

В памяти могут быть отмечены три момента:

Усвоение памятью известного состояния.

Сохранение воспринят ого в потенциальной форме.

Воспроизведение его.

Различные ощущения, чувства и мысли могут нами запоминаться с различной степенью легкости на различные сроки, с различной ясностью сохраняться в памяти и, наконец, более или менее легко могут бьтгь ею вызваны.

Мы различаем первый и второй момент как два различных момента. Некоторые состояния, хотя и вполне нами сознаваемые, могут быть совершенно не усвоенными памятью. Произнесенное подряд большое число цифр или слов не может быть нами воспроизведено, хотя бы мы пожелали это сделать тотчас по их произнесении. Этот акт усвоения содержания сознания памятью отнюдь не тождествен с переходом данного состояния за порог сознания. Произносимые слова ясно сознаются нами не только как совокупность определенных звуков, но как знаки определенно и ясно сознаваемых нами понятий.

Если взять обычное сравнение памяти с отпечатком на мягкой по-верхности, то бессознательному акту будет соответствовать движение отпечатываемого предмета в некотором отдалении от этой поверхности, сознательному агау, не усвояемому памятью, соприкосновение с данной поверхностью без оставления на ней следа. Если же предполагать, что тот же предмет производит давление на эту поверхность, то соответственно тому, принадлежит ли эта поверхность вполне упругому телу, после давления возвращающемуся тотчас к первоначальной форме, или, в силу некоторой неупругости, оставляющему на себе след от давления, мы получаем два явления, отвечающие или одному первому моменту, или совокупности двух первых.

Мысля, мы связываем памятью различные звенья мыслительного процесса.

Для того, чтобы вывести умозаключение, нужно помнить, покуда оно не выведено, отдельные посылки. Эту самую первичную форму памяти, которая проявляется в каждом, даже наиболее грубом, мыслительном процессе и действие которой не идет дальше простого связывания отдельных моментов мышления, мы называем элементарной памятью8.

В элементарной памяти, позволяющей перейти от одной посылки к последующей, второй момент, можно сказать, почти исчезает, получаемый промежуточный член усваивается для того, чтобы тотчас воспроизвестись и затем подвергнуться забвению. Для того, чтобы хорошо мыслить, необходимо, чтобы весь мыслительный процесс представлял неразрывную и крепкую цепь, необходима известная чувствительность некоторых нервных элементов, но эти последние могут обладать большой степенью упругости и могут воспроизводить данное состояние достаточно сильно толы® в скором времени от момента усвоения, сохраняя эти состояния на более или менее долгое время. Для того, чтобы шахматист играл хорошо или математик хорошо вычислял, необходимо, чтобы первый помнил свои ходы, а второй свои числа; но по окончании игры или вычисления, и те и другие могут совершенно стереться из памяти.

Большим или меньшим развитием способности сохранения данного восприятием содержания обусловливается развитие человека. В то время, как для человека дела эта способность не играет существенной роли, ученый без памяти, как хранилища необходимых познаний, является со-вершенно бессильным.

<< | >>
Источник: Д.Д. МОРДУХАЙ-БОЛТОВСКОЙ. ФИЛОСОФИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, МАТЕМАТИКА. 1998

Еще по теме §18. Некоторые соображения, относящиеся к памяти вообще.: