§32. Идеальные условия возможности теории вообще. Строгое понятие скептицизма
Самый тяжкий упрек, который можно высказать в адрес какой-либо теории, и в особенности теории логики, состоит в том, что она противоречит очевидным условиям возможности теории вообще.
Выдвинуть теорию и в ее содержании явно или скрыто противоречить положениям, обосновывающим смысл и правомочность всякой теории вообще, — это не только неправильно, но и в принципе нелепо.В двояком смысле мы можем здесь говорить об очевидных «условиях возможности» всякой теории вообще. Во-первых, в субъективном отношении. Тут речь идет об априорных условиях, от которых зависит возможность непосредственного и опосредованного познания[96] и тем самым возможность разумного оправдания всякой теории. Теория как обоснование познания сама есть познание и в своей возможности зависит от определенных условий, которые вытекают из самого понятия познания и его отношения к познающему субъекту. Например, в понятии познания в строгом смысле содержится, что оно является суждением, которое не только притязает на истинность, но также уверенно в правомочности (Berechtigung) этого притязания и действительно обладает этой правомочностью. Но если судящий никогда и нигде не был бы в состоянии переживать в себе и схватывать как таковое то самое отличительное свойство, которое дает суждению оправдание, если бы все суждения были для него лишены очевидности, отличающей их от слепых предрассудков и дающей ему ясную уверенность, что он не просто что-то принимает за истину, но {самой истиной обладает}[97], то не могло бы быть и речи о разумном возникновении и оправдании познания, о теории и науке. Итак, теория противоречит субъективным условиям ее возможности как теории вообще, если она, согласно этому примеру, от-
рицает всякое преимущество'очевидного суждения перед суждением слепым; она упраздняет тем самым то, что отличает ее саму от произвольного, ничем не оправданного утверждения.
Мы видим, что под субъективными условиями возможности 5 здесь разумеются отнюдь не реальные условия, коренящиеся в единичном судящем объекте или в изменчивом виде существ, выносящих суждения (например, человеческих), а идеальные условия, вытекающие из формы субъективности ворбще и из ее отношения к познанию. Для отличия назовем их поэтическими усло10 виями.
В объективном отношении речь об условиях возможности любой теории касается не теории в качестве субъективного единства познаний, а теории в качестве объективного, связанного отношениями основания и следствия, единств^ истин, соответ- 15 ственноу положений (Satzen). Условиями зде?ь являются все те законы, которые коренятся в самом понятии теории, в особенности в самих понятиях истины, положения^предмета, свойства, ^ отношения и т. п., короче, в понятиях, сущцфстным образом конституирующих понятие теоретического^ единства. Следова- § 20 тельно, отрицание этих законов равнозначно (эквивалентно) I утверждению, что все упомянутые термины: теория, истина, пред- У мет, свойство и т. д. — лишены постоянного (konsistent) смысла. ^ Теория в этом объективно-логическом отношении упраздняется, g если она в своем содержании нарушает законы, без которых тео- v 25 рия вообще не имела бы никакого «разумного» (постоянного) | смысла.
с; Логические погрешности ее могут скрываться в предпосыл
.
^ относится также к ноэтическим условиям и к нарушающим их теоках, в формах теоретической связи и, наконец, также в самом доказанном тезисе. Грубее всего нарушение логических условий зо проявляется там, где по самому смыслу теоретического тезиса отвергаются законы, от которых вообще зависит разумная возможность каждого тезиса и каждого обоснования тезиса. То же
сс риям. Мы различаем, таким образом (конечно, не с целью класси- ^ 35 фикации), ложные, нелепые, логически и ноэтически нелепые и, ^ наконец, скептические теории, последние обнимают все теории, в тезисах которых либо явно сказано, либо аналитически содержится, что логические и ноэтические условия возможности теории вообще ложны. 40 Тем самым приобретается точное понятие термина скептицизм и вместе с тем ясное подразделение его на логический и поэтический скептицизм. Этому понятию соответствуют, например, античные формы скептицизма с тезисами типа: «истина не существует», «нет ни познания, ни его обоснования» и т. п. И эм- 45 пиризм, как умеренный, так и крайний, как видно из наших преж-
них рассуждений[98], представляет собой пример, соответствующий нашему точному понятию. Из определения само собой ясно, что к понятию скептической теории принадлежит признак противоречивости.
5