<<
>>

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

«Быть из чего то» (ektines) означает: состоять из чего то как из материи, притом двояким образом – или это относится к первому роду или к последнему виду; например так, как все плавкое состоит из воды, и так, как изваяние – из меди; быть из чего то как из первого вызвавшего движение начала (например, «из» чего битва? Из ссоры, потому что ссора начало битвы); принадлежать к тому, что состоит из материи и формы (morphe), например: части – «из» целого, стих – «из» «Илиады» и камни – «из» дома, ибо форма цель, а закончено то, что достигло цели; быть составленным как форма (eidos) из части, например: «человек» – из «двуногого», «слог» – из «звука речи»; а это имеет другой смысл, чем тот, в каком изваяние – из меди: ведь составная сущность «из» чувственно воспринимаемой матерни, а форма, хотя она также «из» материи, во «из» материи, свойственной форме.

Итак, в одних случаях «быть из чего то» говорится в указанных смыслах, а в других когда одно из этих значений применимо к тому, что происходит из некоторой части другого, например: ребенок – «из» отца и матери, растения – «из» земли, так как они «из» некоторой части этих вещей. «Быть из чего то» означает также происходить после чего то во времени, например: «из» дня ночь, «из» затишья буря, так как одно происходит после другого. В одних из этих случаев так говорится потому, что одно переходит в другое, как в только что приведенных примерах, в иных – лишь потому, что одно следует другому во времени, например: «из» равноденствия последовало морское путешествие, так как оно произошло после равноденствия, и «из» праздника Дионисий – праздник Тартелий, так как он бывает после Дионисий.

<< | >>
Источник: Аристотель. Метафизика. 2009

Еще по теме ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ: