<<
>>

А. ИДЕЯ ИСТИННОГО

Субъективная идея есть прежде всего импульс (Trieb). Ибо за есть противоречие понятия иметь себя предметом и быть для себя реальностью, однако так, чтобы предмет не выступал сак иное, самостоятельное по отношению к нему, иначе говоря, рак, чтобы отличие самого себя от себя не имело в то же время существенного определения разности и безразличного наличного бытия.

Импульс имеет поэтому определенность снять свою собственную субъективность, превратить свою еще абстрактную реальность в конкретную и наполнить ее содержанием мира, который предположен субъективностью импульса. С другой стороны, импульс определяется в силу этого так: понятие есть, правда, абсолютная достоверность самого себя, но его для себя бытию противостоит предполагание им некоторого в себе сущего мира, безразличное инобытие которого, однако, имеет для присущей понятию достоверности самого себя значение лишь чего то несущественного; понятие есть ввиду этого импульс к снятию этого инобытия и к созерцанию в объекте тождества с самим собой. Поскольку эта рефлексия в себя есть снятая противоположность и положенная, созданная для субъекта единичность, которая вначале являет себя в себе бытием, выступающим в качестве предпосылки, это бытие есть восстановленное из противоположности тождество формы с самой собой, тождество, которое тем самым определено как безразличное к форме в ее различенное(tm) и есть содержание.

Этот импульс есть поэтому импульс истины, поскольку она имеется в познании, есть, следовательно, импульс истины как теоретической идеи в ее собственном смысле. Если объективная истина есть сама идея как соответствующая понятию реальность и в этом смысле предмет может иметь или не иметь в самом себе истину, то, напротив, более определенный смысл истины в том, что она истина для субъективного понятия или в нем в знании. Она отношение суждения понятия, которое оказалось формальным суждением истины; ведь в этом суждении предикат есть не только объективность понятия, но и соотносящее сравнение понятия сути (Sache) и ее (сути) действительности.

Теоретична эта реализация понятия постольку, поскольку оно как форма есть еще определение чего то субъективного, иначе говоря, имеет определение для субъекта быть его определением. Так как познание есть идея как цель или как субъективная идея, то отрицание мира, выступающего в качестве предпосылки как в себе сущий мир, есть первое отрицание; поэтому заключение, в котором объективное положено в субъективное, также имеет прежде всего лишь то значение, что в себе сущее выступает лишь как нечто субъективное, иначе говоря, оно лишь положено в определении понятия но в силу этого еще не таково в себе и для себя. Заключение приходит поэтому лишь к нейтральному единству или к синтезу, т. е. к единству таких [моментов ], которые первоначально разделены, связаны лишь внешним образом. Вот почему, когда в этом познании понятие полагает объект как свой объект, то идея сообщает себе прежде всего лишь такое содержание, основа которого дана и в котором была снята лишь форма внешности. Тем самым это познание еще сохраняет в своей осуществленной цели свою конечность; в то же время оно в этой цели не достигло ее и в своей истине еще не пришло к истине. Ибо поскольку в самом результате содержание еще имеет определение чего то данного, постольку выступающее в качестве предпосылки в себе бытие в противоположность понятию [еще] не снято; стало быть, единство понятия и реальности истина точно так же не содержится и в самом результате. Странным образом в новейшее время эта сторона конечности была закреплена и признана за абсолютное отношение познания, как будто конечное, как таковое, и должно было быть абсолютным! Эта точка зрения приписывает объекту некую неведомую вещность в себе (Dingheit an sich) за пределами (hinter) познания, и эта вещность в себе, а тем самым и истина рассматриваются как нечто абсолютно потустороннее для познания. Определения мысли вообще, категории, рефлективные определения, равно как формальное понятие и его моменты, приобретают в этом понимании положение не таких определений, которые конечны сами по себе, а конечных в том смысле, что они по сравнению с упомянутой пустой вещностью в себе суть нечто субъективное; принятие этого неистинного отношения познания за истинное есть заблуждение, ставшее в новейшее время всеобщим мнением.

Из этого определения конечного познания непосредственно явствует, что это познание есть противоречие, снимающее само себя, противоречие, заключающееся в том, что это истина, которая в то же время не должна быть истиной, и что оно познание того, что есть, которое в то же время не познает вещи в себе. Вместе с этим противоречием рушится, т.

е. оказывается неистинным, его содержание субъективное познание и вещь в себе. Но познание должно своим собственным движением разрешить свою конечность и тем самым свое противоречие;

высказанное нами выше соображение по поводу него есть внешняя рефлексия; однако само познание это понятие, которое есть для себя цель и, следовательно, через свою реализацию осуществляет само себя и именно в этом осуществлении снимает свою субъективность и выступающее в качестве предпосылки в себе бытие. Вот почему надлежит рассмотреть это познание в нем самом в его положительной деятельности. Так как эта идея, как было показано, есть побуждение понятия реализовать себя для самого себя, то его деятельность состоит в том, чтобы определить объект и этим актом определения тождественно соотноситься в нем с собой. Объект есть вообще нечто всецело определимое, и в идее он имеет ту существенную черту, что он в себе и для себя не противоположен понятию. Так как это познание еще есть конечное, а не спекулятивное познание, то выступающая в качестве предпосылки объективность еще не приобрела для него такого вида, чтобы быть всецело в самой себе лишь понятием и не содержать для себя чего либо особенного, противостоящего ему. Но тем, что она считается в себе сущим потусторонним, она по существу своему имеет определение определимости через понятие, потому что идея есть для себя сущее понятие и бесконечное всецело внутри себя, в чем объект снят в себе, и цель заключается только еще в том, чтобы снять его для себя; поэтому объект, правда, предполагается идеей познания как в себе сущий, но по существу своему предполагается в таком отношении, что она, обладая достоверностью самой себя и ничтожности этой противоположности, приходит к реализации в нем своего понятия.

В умозаключении, связывающем теперь субъективную идею с объективностью, первая посылка есть та же форма непосредственного овладения объектом и соотношения с ним понятия, какую мы видели в [рассмотренном выше] отношении цели. Деятельность понятия, определяющая объект, есть непосредственный способ передачи и не встречающее сопротивления распространение понятия на объект. В этой своей деятельности понятие остается в чистом тождестве с самим собой; но эта его непосредственная рефлексия в себя имеет также определение объективной непосредственности; то, что для понятия есть его собственное определение, это в равной мере и некоторое бытие, ибо это первое отрицание предпосылки. Поэтому положенное определение считается точно так же лишь найденной предпосылкой, постиганием чего то данного, в чем деятельность понятия состоит скорее лишь в том, чтобы быть отрицательным по отношению к самому себе, сдерживать себя и делать себя пассивным по отношению к наличному, дабы наличное могло себя выявить (sichzeigen) не как определенное субъектом, а таким, каково оно в самом себе.

Вот почему познание, о котором здесь идет речь, выступает в этой посылке даже не как применение логических определений, а как воспринимание и постигание их как найденных в наличии, и его деятельность являет себя как ограничивающаяся лишь удалением от предмета субъективной помехи, внешней оболочки. Это познание аналитическое познание.

<< | >>
Источник: Фридрих Гегель. Наука логики. 1997

Еще по теме А. ИДЕЯ ИСТИННОГО:

  1. Сомнение II О том, что все идеи, даже идеи химер, а тем более вещи, истины, мысли, имеют внешнее происхождение  
  2. «ИСТИННАЯ СИСТЕМА» ДЕШАНА 
  3. ИДЕЯ (философия, логика). 
  4. § 9. Локковское учение об абстрактных идеях
  5. 4. Русская идея как мировоззренческая доминанта отечественной философии
  6. ИДЕЯ РАЗВИТИЯ В ФИЛОСОФИИ. ДИАЛЕКТИКА КАК ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ
  7. Теория объективной истины как соответствия фактам
  8. А.М. Блок C. СОЛОВЬЕВ: «БЛАГО ЧЕРЕЗ ИСТИНУ В КРАСОТЕ»
  9. «God is a Gentleman»: поиск места христианского аристократического идеала в культуре (чрез призму Средних веков)
  10. Глава 7. Об абстрактных идеях
  11. Раздел I. Об идеях вообще
  12. Раздел II. О трансцендентальных идеях
  13. Хайдеггер М. УЧЕНИЕ ПЛАТОНА ОБ ИСТИНЕ
  14. ТРАКТАТ ОБ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ РАЗУМА И О ПУТИ, КОТОРЫМ ЛУЧШЕ ВСЕГО НАПРАВЛЯТЬСЯ К ИСТИННОМУ ПОЗНАНИЮ ВЕЩЕЙ
  15. Теорема 34. Всякая существующая в нас идея абсолютная, иными словами, адекватная и совершенная, — истинна.
  16. Теорема 49. В душе не имеет места никакое волевое явление, иными словами — никакое утверждение или отрицание, кроме того, какое заключает в себе идея, поскольку она есть идея.