<<
>>

ГЛАВА III БОГ — ПРИЧИНА ВСЕГО

Начнем теперь рассуждать о тех свойствах бога, которые мы назвали его собственными признаками *. Прежде всего, каким образом бог причина всего.
Мы уже раньше сказали, что одна субстанция не может произвести другую и что бог есть существо, о котором высказываются все атрибуты; отсюда ясно следует, что все другие вещи без него или вне его никоим образом не могут ни существовать, ни быть познаны.
Вследствие этого мы можем с полным правом сказать, что бог причина всего.
Так как действующую причину обыкновенно делят на восемь частей, то я попытаюсь исследовать, как и в каком смысле бог является причиной. 1.
Итак, скажем, что оп исходящая или представляющая причина своих творений; а поскольку действие происходит, он деятельная или действующая причина, а так как это корреляты, соединим это вместе. 2.
Во-вторых, он имманентная причина, а не действующая извне, так как он все производит в себе самом, а не вне себя, и вне его вообще ничего нет. 3.
В-третьих, бог свободная, а не природная причина, как мы это ясно изложим и обнаружим, когда мы будем рассуждать о том, может ли бог не делать того, что он делает, причем в то же время будет объяснено, в чем состоит истинная свобода. 4.
Бог причина через себя самого, а не случайно, что станет яснее при рассуждении о предопределении. 5.
В-пятых, бог важнейшая причина своих творений, которые он непосредственно создал, как, например, движение в материи и т.д.; в них менее важная причина не может иметь места, так как она всегда проявляется в отдельных вещах, например тогда, когда он сильным ветром осушает море, и т.д. — во всех отдельных вещах, существующих в природе.
__________________
* Последние называются собственными признаками, так как они не что иное, как прилагательные, которые не могут быть поняты без своих существительных, т.е. хотя бог без них не бог, но он бог но через них, так как они не дают никакого субстанциального познания; а между тем бог существует только благодаря тому, что в нем есть субстанциального.
96
Менее важная начальная причина не заключается в боге, так как вне его нет ничего, что могло бы его стеснять. Но предшествующая причина есть само его совершенство; через нее он причина самого себя и, следовательно, всех других вещей. 6.
Бог один первая и начальная причина, как очевидно из нашего предыдущего доказательства. 7.
Бог есть также всеобщая причина, но только в том смысле, что он производит различные творения, иначе это нельзя сказать: так как он не нуждается ни в ком, чтобы производить действия. 8.
Бог ближайшая причина вещей, которые бесконечны и неизменны и которые мы называем непосредственно созданными им. Но он в известном смысле последняя причина всех отдельных вещей.
<< | >>
Источник: Бенедикт Спиноза. Избранные произведения Том I. 1957

Еще по теме ГЛАВА III БОГ — ПРИЧИНА ВСЕГО:

  1. 114. Условия, при которых причины невменяемости утрачивают значение
  2. Глава IVОСОБЕННОСТИ ЕДИНСТВА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ( Предварительные замечания)
  3.   ГЛАВА 14 
  4.   ГЛАВА 20
  5.           7. О единой причине всеобщей       возможности стать  
  6. [О ПРИЧИНЕ, О ПРИЧИНЕННОМ И О БЕСПРИЧИННОМ]
  7. ГЛАВА 56 [О ПРЕДИКАТАХ И О СУБЪЕКТАХ |
  8. ГЛАВА 57 [О ПРИЧИНЕ И ПРИЧИНЕННЫХ]
  9. ГЛАВА 100 |0 ЕДИНОМ НАЧАЛЕ)
  10. ГЛАВА 116 [О НЕНРИОБЩАЮЩЕМ ЕДИНОМ|