<<
>>

Жан Боден: теория суверенитета

Другим важным теоретиком Политического в Новое время является Жан Боден.

Боден считал, что церковные и моральные принципы должны быть полностью вынесены за пределы рассуждения о структуре государстве.

В духе Реформации он отрицал необходимость влияния римского папы на европейскую политику, требовал секуляризации отношений в политике. Смысл теоретической позиции Бодена в том, чтобы оторвать сферу политических размышлений от метафизических и онтологических корней, десакрализировать область политики, свести ее к механическим, схематическим явлениям, обладающим полной самостоятельностью и независимостью от ценностной системы.

В частности, Боден впервые ввел понятие "суверенитета"*. По Бодену, "сувереном является тот, чья воля не ограничена никакими другими дополнительными инстанциями". Понятие о "суверенитете", т.е. безграничной политической власти разработано Жаном Боденом как основа учения об автономной политике, т.е. о политике, взятой в отрыве от смысловой (философской, укорененной в истории и географии) структуры. Область политического в таком случае становится неким самостоятельным полем, которое обладает автономной системой закономерностей. "Суверенность", "власть" оказывается в такой модели самостоятельным началом, целью, а не средством, ответом, а не вопросом. Все остальные аспекты Политического начинают определяться именно их отношением к власти. Власть выступает как своего рода "абсолют"3.

<< | >>
Источник: Александр Гельевич Дугин. Философия Политики. 2004

Еще по теме Жан Боден: теория суверенитета: