<<
>>

Макиавелли: политика как техника власти


Рассмотрим другой аспект секуляризации Политического – первое проявление того, что можно назвать автономной политикой (сегодня это принято называть "политтехнологией"). Обычно это направление мысли связывают с личностью Никколо Макиавелли, итальянского политика и мыслителя, который предложил – совершенно в духе Нового времени – взгляд на политику как на принципиально технический процесс.

Согласно базовому определению Политического, оно представляет собой развертывание двух этапов:
1) осмысление неких глобальных, масштабных реальностей;
2) воплощение результата этого осмысления в жизнь.
Из этих двух аспектов складывается полноценная парадигма политики.
Макиавелли в своих текстах оставляет в стороне первый этап и сосредоточивает внимание на втором. Он не отрицает существования глобальных обобщений, он минимализирует их, принимая во внимание только один фактор: необходимость укрепления централизации Итальянского государства. Зачем, почему, для какой цели и откуда это следует – его совершенно не интересует. Основное внимание он уделяет тому, как и какими средствами добиться поставленной задачи. Технологическая, прагматическая сторона политики здесь абсолютизируется. Можно сказать, что современные политтехнологи – стихийные или сознательные макиавеллисты. Для Макиавелли было не столь важно, какими лозунгами прикрывают свою деятельность политики, какие цели они провозглашают. Значение имеет лишь факт захвата власти и удержания ее, эффективность борьбы с теми силами и тенденциями, которые этому препятствуют.
Макиавелли описывает идеальную логику автономного кшатрия, воина. Область действия здесь затемняет область смысла, эффективность и успешное завершение начинания намного перевешивают ценностно-содержательный его аспект. Труды Никколо Макиавелли – памятник революции кшатриев: приблизительно в таких аспектах понимает реальность именно воинское сословие, так оно осознает политику, в том случае, если радикально отказывается от философской, сакральной (жреческой) ее интерпретации. Явное пренебрежение смысловой стороной политики, соотнесением политики с философией, и получило название "макиавеллизма".
Показательно, что главный труд Макиавелли называется "Князь" ("Государь", 1532). Князь – это и есть воин, парадигма светского правителя, и Никколо Макиавелли рассматривает политические процессы в отрыве от ценностной, религиозной модели. С его точки зрения, в политике хорошо все то, что способствует эффективности политического процесса.
В некотором смысле, Макиавелли считается основателем современной политической науки. В некоторых учебниках политологии даже задается проверочный вопрос: "Кто является основателем политической науки, Макиавелли или Платон?". Правильный ответ для политтехнологов – Макиавелли, для философов политики – Платон.
Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
<< | >>
Источник: Александр Гельевич Дугин. Философия Политики. 2004

Еще по теме Макиавелли: политика как техника власти:

  1. 1.6. Две тенденции в развитии политической науки
  2. 19.6. Проблема соотношения средств и целей в политологическом исследовании
  3. ОЧЕРК ПЕРВЫЙ
  4. Глава 24. СОЦИАЛЬНЫЕИЗМЕНЕНИЯ
  5. 1. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ МАКСИМА ГРЕКА
  6. 6. «ВРЕМЕННИК» ИВАНА ТИМОФЕЕВА И СИСТЕМА ЕГО ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ
  7. Фредерик Стендаль
  8. ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ В КУЛЬТУРЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ
  9. ЛИТЕРАТУРА
  10. Две тенденции в развитии политической философии
  11. Политический реализм
  12. Объяснение и понимание
  13. Существительные со значением «носитель предметного признака»
  14. 5.4. Позднее Средневековье (XVI – нач. XVII вв.)
  15. Будущее развитие истории