<<
>>

Консервативная революция

В начале XX века в Германии сформировалось направление в философии политики, получившее название "консервативная революция".

Смысл консервативно-революционного мировоззрения состоит в сочетании фундаментально консервативных и лево-социалистических элементов.

Это попытка объединить в единую философскую и политическую доктрину все возможные формы радикальной критики современной парадигмы – как справа, так и слева. Консервативная революция есть тотальная антитеза либерализму, синтез всех социально-философских элементов, отвергающих десакрализацию, индивидуализм, минимальный гуманизм, капитализм, утилитаризм, прагматизм, т.е. сам дух Нового времени.

От "фундаментального консерватизма" "консервативных революционеров" отличала открытость к динамике, проекту, стремление в будущее, симпатии к левым – особенно социалистическим, иногда даже коммунистическим – идеям и теориям (преимущественно в культуре, искусстве и экономике). От классического социализма и материализма – акцент, поставленный на духовности, традиции, иерархии, любовь к прошлому.

В консервативной революции смыкались две разновидности онтологического понимания политики: онтология прошлого (истоков) и онтология будущего (эсхатология). Консервативные революционеры стремились концептуализировать то общее, что объединяло полярности -Доносо Кортеса и Жозефа Прудона, Жозефа де Местра и Огюста Бланки, Луи де Бональда и Карла Маркса.

На первый взгляд, это было трудно сделать в теории и еще труднее применить на практике. Однако история консервативно-революционных идей показала, что это было в высшей степени продуктивным и увлекательным интеллектуальным предприятием. Теоретическое значение консервативно-революционной доктрины особенно возросло после того, как левые социалистические учения исторически (в лице СССР, соцлагеря и Китая) проиграли дуэль с либерализмом.

Консервативная революция изначально рассматривала либерализм как главное зло, с которым надо бороться и справа и слева, и настаивала на том, чтобы выступать против него единым фронтом.

С точки зрения философии политики, консервативно-революционная идеология, довольно мало изученная, представляет собой важнейший инструмент для адекватной расшифровки истории политических идей и их классификации.

Консервативно-революционные элементы можно найти в предшествующие столетия у самых разнообразных авторов. Там, где левые – социалисты, революционные демократы или коммунисты, обрушиваясь на капитализм и буржуазную философию, обращаются (пусть непоследовательно и фрагментарно) к традиции, к национальным и культурным корням, присутствуют элементы консервативной революции. Мы ясно различаем их у социалистов-утопистов, у русских народников и эсеров и т.д. Вместе с тем, фундаментальные консерваторы, выдвигающие идеи солидарного справедливого общества (эти темы были не чужды Луи де Бональду), открытые к союзу с рабочим классом и крестьянством в борьбе против "восставших буржуа", также подходят к этой платформе – но только "справа".

<< | >>
Источник: Александр Гельевич Дугин. Философия Политики. 2004

Еще по теме Консервативная революция:

  1. Основной причиной революции явился конфликт производительных сил, приобретавших все более выраженный
  2. 4.3. Идеи консервативной революции в западноевропейской философии
  3. Размышления о русской революции
  4. Идеи "консервативной революции" в среде русской эмиграции. Евразийство
  5. ГЛАВА II. Церцовь в период Февральсцой революции до собора 15 августа І9І7 года.
  6. Последствия культурной революции 1968 г. и возвращение консерватизма
  7. Февральская революция 1917 г.
  8. РЕВОЛЮЦИЯ
  9. Консервативная революция
  10. Эволюция и революция в человеческом обществе
  11. § 3. Причины социальной революции
  12. Глава 10 Первая российская революция 1905-1907 гг.
  13. 2. Младотурецкая революция
  14. Влияние революции в Венгрии на процесс мирного урегулирования на территории бывшей Австро-Венгрии (март - август 1919 года)
  15. РАЗВИТИЕ ДУХОВНОИ ЖИЗНИ КИТАИСКОГО ОБЩЕСТВА ПОСЛЕ СИНЬХАЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
  16. Тема: АМЕРИКАНСКАЯ БУРЖУАЗНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
  17. Тема: ЭВОЛЮЦИЯ ЛИБЕРАЛЬНОЙ И КОНСЕРВАТИВНОЙ ИДЕОЛОГИИ B ЭПОХУ ИМПЕРИАЛИЗМА
  18. 1. Египетская революция 1952 г., ее характер и последствии. Насернзм.
  19. § 4. Китай накануне и в годы Синьхайской революции 1911—1913 гг.
  20. § 2. Мексиканская революция 1910—1917 гг.