<<
>>

Цзоу Янь и пять элементов

В "Книге истории" ив других древних текстах можно найти суждения об элементах материального характера. Пять элементов (у син) - вода, огонь, дерево, металл, земля - являются центральной темой философии Цзоу Яня (HI в.

до н.э.). Его произведения, однако, не сохранились. О Цзоу Яне и его учении самую полную информацию дает ханьский историк Сыма Цянь.

Цзоу Янь умозрительным путем создал концепцию развития мира, в основе которой пять сменяющихся элементов. Элементы сменяются согласно своему характеру, который определяется силой. При ее помощи они преодолевают сопротивление друг друга в следующем порядке: земля; дерево, побеждающее землю; металл, который побеждает дерево; огонь, который побеждает металл; вода, которая побеждает огонь, и вновь земля, которая побеждает воду. Характер сил взаимного преодоления был приписан пяти элементам с точки зрения их использования человеком.

Этой сменяемости элементов соответствует смена династий в обществе - каждая династия правит под знаком определенного элемента. Спекулятивный механицизм проявляется и в онтологических аспектах манипуляций с пятью элементами. Пространственные, временные и другие характеристики соединяются в группы по пять, которые соответствуют определенным элементам. Таким образом, весь мир пребывает в гармонии. Если же происходит нарушение в какой-то из этих групп, весь механизм мира оказывается в состоянии дисгармонии.

Концепция школы пяти элементов находит отклик в дальнейшем развитии китайской философии, в частности благодаря Дун Чжуншу.

<< | >>
Источник: И. И. Богут. История философии в кратком изложении. 1995

Еще по теме Цзоу Янь и пять элементов:

  1. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ 
  2. НЕБО И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВСЕГО СУЩЕГО  
  3.   «СУНЬ- ЦЗЫ» [109]
  4.   ИСТОРИЧЕСКИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ РОДА И РОДОВОГО СОЗНАНИЯ. ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ СТРУКТУРА «ПЯТИЧАСТНОГО КРЕСТА»
  5.   Прекрасное и безобразное  
  6. КОРЕННАЯ ОСНОВА
  7. ГЛАВА ПЕРВАЯ
  8. ГЛАВА ТРЕТЬЯ
  9. ГЛАВА ПЯТАЯ
  10. НАЧАЛО ФИЛОСОФИИ В КИТАЕ