<<
>>

ГЛАВА ВОСЕМНАДЦАТАЯ

«То, в силу чего» или «по чему» (kath' ho) говорится в различных значениях; это форма или сущность каждой вещи; например, то, в силу чего кто то добр, – это само добро; то, в чем как первом нечто возникает естественным образом, например окраска – на поверхности.

Итак, «то, в силу чего» [нечто есть], в первом значении – это форма, а во втором – материя каждой вещи, т. е. (kai) первый субстрат каждой вещи. А вообще говоря, «то, в силу чего» имеет столько же значений, сколько и «причина»: говорят «в силу того то кто то пришел» или «ради того то он пришел» и точно так же «в силу того то сделано ошибочное или правильное заключение» или «в том то причина правильного или ложного заключения». Далее, «почему» говорится относительно положения, например: кто то на чем то стоит или по чему то идет. Все это обозначает положение и место. А потому и о «самом по себе» необходимо говорится в различных смыслах. «Само по себе» это суть бытия каждой вещи, например: Каллий – это Каллий сам по себе и суть бытия Каллия; то, что входит в суть вещи, например: Каллий сам по себе есть живое существо. Ибо «живое существо» входит в определение Каллия: ведь Каллий есть некоторое живое существо; то, что принято чем то как первое в него самого или в одну из его частей, например: кожа тела бела сама по себе, и человек живой сам по себе, ибо душа есть та часть человека, в которой как …

первом заключается жизнь; то, причина чего оно само; у человека, конечно, несколько причин: живое существо, двуногое, по все же человек сам по себе человек; то, что присуще лишь чему то одному и поскольку оно ему одному присуще, поэтому оно существует отдельно само по себе.

<< | >>
Источник: Аристотель. Метафизика. 2009

Еще по теме ГЛАВА ВОСЕМНАДЦАТАЯ: