<<
>>

От взаимодополнения к противоречию

По мере отступления от холистского понимания реальности "правое" и "левое" становятся все более непримиримыми друг к другу. Постепенно от принципа взаимодополняемости происходит переход к принципу неснимаемого противоречия, т.е.

перевод онтологической проблематики в моральную, в область "добра" и "зла", жестко разведенных по разные стороны.

Эти тенденции можно заметить в иранском дуализме, где впервые эсхатология не отменяет дуальность, а фиксирует ее в абсолютном смысле. Представление о "конце истории" в иранской традиции осмысляется как "вичаришн", т.е. "разделение", в котором подразумевается окончательное отделение "правой" части от "левой", а отнюдь не новый синтез в высшем начале (как в недуальных эсхатологиях). Идея финального разделения принята и в христианстве, которое осудило как ересь попытки Оригена ввести холистский мотив и допустить окончательное прощение не только грешников, но самого сатаны в конце времен ("учение об апокатастасисе"). В этом вопросе христианская догматика остается верна креационизму, который, в свою очередь, радикализирует на новом теологическом уровне дуализм, заложенный в зороастризме.

Собственно мораль, разводящая "правое" и "левое", как "добро" и "зло", появляется только в креационистском контексте, и свойственна авраамическим религиям (иудаизм, христианство, ислам). Причем наибольшего расцвета морализм достигает в протестантской среде, которая низводит почти все содержание религии к вопросам морали.

<< | >>
Источник: Александр Гельевич Дугин. Философия Политики. 2004

Еще по теме От взаимодополнения к противоречию: